Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие по цветочной стране» (для начального звена)
Автор: Бестик Ирина Викторовна, воспитатель КГУ "Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха", Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: данная методическая разработка внеклассного мероприятия для начального звена будет полезна учителям и воспитателям, работающим в начальном звене. Внеклассное мероприятие способствует формированию экологической культуры у младших школьников, расширяет кругозор детей о мире цветов.
Цель: формирование у младших школьников интереса к миру цветов.
Задачи:
образовательные: расширить представления детей о многообразии мира цветов, познакомить учащихся с удивительными фактами о цветах, расширить кругозор детей о языке цветов, закрепить названия цветов, познакомить детей с цветами, занесенными в Красную книгу;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, прививать интерес к изучению природы родного края, прививать бережное отношение к полевым и садовым цветам;
коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление и память учащихся, развивать познавательные способности.
Оборудование: мультимедийная установка, фонограммы песен, карточки, картинки для игр, макет для цветов, музыкальный центр, презентация к мероприятию.
Предварительная работа: подготовка сценария внеклассного мероприятия, подготовка творческих номеров, разучивание стихов для монтажа, изготовление слайдов, украшение зала, изготовление видеоролика о растениях из Красной книги Казахстана.
Ход мероприятия
Ведущий 1:
Вот и летняя пора
Наступила, детвора!
Оглянитесь, там и тут
Разные цветы цветут!
Ребята, а вы любите цветы? (
Да.) Посмотрите вокруг. Какой удивительный и прекрасный мир цветов нас окружает.
Ведущий 2: Природа потратила миллионы лет, чтобы создать одно из красивейших чудес природы. Она наполнила цветы своей волшебной силой и вдохнула в них радость и любовь к жизни, и поэтому мы любуемся этими удивительными созданиями природы. Они украшают нашу жизнь.
Ведущий 1: И сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир цветов, и вы узнаете много нового и интересного из жизни этих прекрасных созданий природы.
Жестовая песня «Самый волшебный цветок»
Ведущий 1: Мы всегда улыбаемся, глядя на роскошные розы и пионы, прекрасные тюльпаны, скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! И все они разнообразные по своей форме и размерам, по цвету и запаху. Цветы можно встретить везде: в лесу, на берегу реки, в поле, в горах и даже в пустынях.
Ведущий 2: И сейчас мы предлагаем поиграть в игру «Где растут цветы?» самым маленьким нашим участникам путешествия.
Дидактическая игра «Где растут цветы?»
Нужно правильно распределить картинки с полевыми, садовыми и комнатными цветами на макеты мест (полянка, сад, подоконник), где растут эти цветы.
1. Макет «Полянка»: ромашка, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха, василёк
2. Макет «Сад»: роза, гладиолус, пион, астра, георгин.
3. Макет «Подоконник»: герань, бегония, фиалка, кактус, фуксия.
Дети играют.
Вопросы для детей:
1. Какие цветы растут на полянках и лугах? (
Ромашка, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха, василёк.)
2. Как называются цветы, растущие на полях и лугах? (
Полевые цветы.)
3. Какие цветы цветут в саду? (
Роза, гладиолус, пион, астра, георгин.)
4. Как называются цветы, растущие в садах? (
Садовые цветы.)
5. Какие цветы выращивают дома на подоконниках? (
Герань, бегония, фиалка, кактус, фуксия.)
6. Как называются цветы, за которыми ухаживают дома? (
Комнатные цветы.)
Ведущий 1: Современный растительный мир Казахстана уникален и разнообразен: он насчитывает до 5000 видов растений.
Ведущий 2: Однако их численность по сравнению с соседними странами не так уж велика. Это объясняется рядом причин: неблагоприятными условиями пустынных и песчаных районов Казахстана, занимающих значительную часть его территории, а также почвой и климатом. Ребята, а какие цветы растут у нас в Северо-Казахстанской области?
Ответы детей.
Ведущий 1: Правильно, наиболее яркими представителями цветов Северного Казахстана являются ромашка, василек, ландыш, колокольчики, одуванчик. А на юге Казахстана в горах и степях растут фиалки, рябчики, ирисы, тюльпаны и маки.
Ведущий 2: А сейчас мы предлагаем учащимся 2 класса отгадать цветочные загадки о цветах, которые растут у нас в Казахстане.
Дидактическая игра «Цветочные загадки»
Нужно угадать загадки о цветах, которые растут в Казахстане.
Загадки:
1. Хороша я в свадебном букете,
И в саду, где свищут соловьи.
Круглый год во многих странах мира
Я служу признанием в любви.
(
Роза)
2. Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(
Ландыш)
3. Длинный тонкий стебелёк,
Сверху – алый огонёк.
Не растенье, а маяк –
Это ярко-красный …
(
Мак)
4. Стоит в саду кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(
Ромашка)
5. Летние цветы увяли,
А они лишь зацветают,
Очень поздние цветы,
Изумительно милы!
(
Хризантемы)
6. Их в Голландии найдете,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут …
(
Тюльпаны)
7. Он – цветочный принц-поэт,
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам ...
(
Нарцисс)
8. Красные и белые,
С пышной бахромой,
Стебелёк зелёный,
Прочный и прямой!
(
Гвоздика)
Ведущий 1:
Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты!
Ведущий 2:
Цветы, как люди, на добро щедры
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры!
Ведущий 1: Каждый цветок – уникален и является настоящей загадкой природы. С древних времен люди, восхищаясь этой красотой и неповторимостью, складывали легенды о цветах. А сколько существует интересных и удивительных фактов, связанных с цветочным царством!
Ведущий 2: И сейчас мы предлагаем вам познакомиться с некоторыми удивительными фактами из жизни цветов. Мы приглашаем учащихся 3 класса сыграть в игру «Правда ли это?».
Дидактическая игра «Правда ли это?»
Учащиеся 3 класса по очереди отвечают на вопросы ведущих об интересных фактах из жизни цветов. Тот, кто больше даст правильных ответов, и побеждает в этой игре.
Вопросы для игры:
1. Правда ли, что аромат чайной розы напоминает запах свежезаваренного чая? (Да.)
2. Правда ли, что в сырую и пасмурную погоду закрытыми остаются цветы одуванчика? (Да.)
3. Правда ли, что именно итальянцы придумали гвоздике её название? (Нет, немцы придумали это название.)
4. Правда ли, что в Мексике употребляют в пищу клубни георгина? (Да.)
5. Правда ли, что герб Голландии украшает роза? (Нет, его украшает тюльпан.)
6. Правда ли, что некоторые растения помогают обнаруживать месторождения полезных ископаемых? (Да.)
7. Правда ли, что японцы любят наслаждаться запахом цветов? (Нет, японцам нравится любоваться красотой цветов.)
8. Правда ли, что лепестки некоторых растений со временем изменяют свой цвет? (Да.)
9. Правда ли, что существуют насекомоядные цветы? (Да.)
10. Правда ли, что из цветков лилий в средние века врачи делали примочки при переломах? (Нет, из цветков дельфиниума.)
11. Правда ли, что в США каждый штат страны имеет свой цветок-символ? (Да.)
12. Правда ли, что гладиолус был любимым цветком писателя И. С. Тургенева? (Нет, писатель любил нарциссы.)
13. Правда ли, что раньше эти ромашки называли «пупавками»? (Да, потому что в центре цветка возвышается желтый «пупок».)
14. Правда ли, что гладиолус переводится с латинского языка как «красавец»? (Нет, он переводится с латинского языка как «шпага» или «меч».)
15. Правда ли, что ландыш майский – это ядовитое растение? (Да.)
Дети играют.
Ведущий 1: Цветы не просто красивые, многие из них еще и полезные. В царстве цветов есть свои доктора. Это лекарственные растения. Ребята, какие лекарственные растения вы знаете?
Ответы детей.
Ведущий 2: Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, листья, стебель, корень) применяются для лечения заболеваний людей или животных. Многие лекарственные растения прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений. Они прочно вошли в современную медицину и по-прежнему продолжают целить больных.
Ведущий 1: Выбор в зелёной аптеке Казахстана богат и разнообразен. В нашей стране встречаются такие лекарственные растения, как алтей, девясил, ромашка аптечная, горицвет, чабрец, бессмертник, солодка и другие.
Ведущий 2: Ребята, вы наверно устали? И сейчас мы предлагаем вам сделать полезную физминутку «Одуванчики», потому что одуванчик очень полезное и целебное лекарственное растение.
Физминутка «Одуванчики».
Раз, два, три выросли цветы. (
Дети встают.)
Носят одуванчики желтые кафтанчики. (
Руки на поясе и повороты в стороны.)
К солнцу потянулись высоко. (
Тянутся на носочках.)
Стало им приятно и тепло! (
Смотрят вверх.)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (
Раскачивают руками влево - вправо над головой.)
Влево качнулись - низко прогнулись. (
Наклоняются влево.)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (
Наклоняются вправо.)
Ветерок убегай! (
Грозят пальчиком.)
Одуванчик не сломай! (
Приседают.)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (
Приподнимают руки вверх.)
Ведущий 1: Мы предлагаем вам посмотреть добрый мультфильм о волшебном цветке, который излечил старого пса.
Мультфильм «Ночной цветок» (Союзмультфильм, 1984 г.)
Ведущий 1: Язык цветов на востоке создали женщины. Лишённые общения, не смеющие часто открывать лица, они перенесли на цветы все оттенки своего настроения и чувства.
Ведущий 2:
Язык цветов родился на Востоке...
Его создали женщины, любя.
Они хотели яркие восторги
Дарить любимым, красок не щадя...
Ведущий 1:
На протяжении многих лет люди пытались разгадать тайну символики цветов, изучая сложившиеся о них мифы и легенды. Как правило, цветы ассоциируются с определенными качествами человека. Например, колокольчик символизирует постоянство, а лаванда – откровенность.
Ведущий 2: Символические значения живых цветков растений широко использовались при составлении букетов, когда каждому из элементов композиции придавался дополнительный, эмоциональный смысл.
Ведущий 1: Сейчас мы предлагаем вам самим попробовать отгадать цветочные символы и получше узнать язык цветов. А отгадывать будут учащиеся 4-х классов.
Цветочный кроссворд «Цветочные символы»
Учащиеся должны угадать цветы по их цветочному символу в цветочном кроссворде.
По горизонтали:
1. символ благородства;
2. символ семьи и верности;
3. символ открытости;
4. символ чистоты;
5. символ скромности;
6. символ признания в любви;
По вертикали:
1. символ самовлюбленности;
2. символ целомудрия;
3. символ возвращение счастья;
4. символ тайны и оптимизма;
5. символ порядочности и честности;
6. символ любви;
7. символ сна;
8. символ постоянства;
9. символ правдивости;
10. символ общения;
11. символ хвастовства;
12. символ быстротечной красоты;
13. символ влюбленности.
Кроссворд с ответами:
Ведущий 1: Давным-давно на нашей планете Земля росли цветы, которых уже не встретишь сейчас в лесу и на поляне. Виной тому стал сам человек. И до сих пор многие виды цветов на нашей планете находятся в опасности, на грани исчезновения.
Ведущий 2:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Ведущий 1: Ученые подсчитали, что за последние 400 лет исчезло около 100 видов растений! Поэтому и была создана Красная книга, цель которой защитить красоту природы от вымирания и исчезновения. Идея создания красной книги принадлежит известному английскому зоологу, профессору Питеру Скотту. Находится она в Швейцарии в городе Морже.
Ведущий 2: Красные книги могут быть различного уровня: национальные, международные и региональные. Главной задачей такой книги является охрана тех видов, которые находятся под угрозой исчезновения. В эту книгу по сей день заносятся и названия цветов, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите.
Ведущий 1: В Казахстане Красная книга была издана в двух томах в 1979 году и еще одна книга вышла в 1996 году. Благодаря ей мы узнаем, насколько богат и разнообразен мир природы Казахстана, а также о том, что потерял и может потерять человек.
Видеоролик «Исчезающие и исчезнувшие цветы Казахстана»
Монтаж учащихся 4-х классов
Ученик 1:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Ученик 2:
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
Ученик 3:
А они бы могли ещё долго цвести,
И расти на лоне природы,
Радовать нас своею красотой.
Давая новые всходы.
Ученик 4:
Цветы, цветы! Не рвите их, не рвите.
Любуйтесь ими, так же, как и прежде.
Вы их своим потомкам подарите
Во имя мира, счастья и надежды.
Жестовая песня «Не рвите цветы» (музыка Ю. Антонова, слова А. Косарева)
Ведущий 1: Мир цветов удивителен и велик. На земле десятки тысяч цветов – и у каждого своё назначение, свой характер, своя история. Человеку не хватит всей жизни на то, чтобы понять сокровенные тайны цветов. Мы желаем вам просто любить их.
За красоту цветы мы любим,
Их дивный запах, аромат.
Ведущий 2:
За радость, что приносят людям,
Им дарим мимолетный взгляд!
Ведущий 1:
Цветы не губите, понапрасну не рвите!
Творенье природы всегда берегите!
Ведущий 2:
Заботься о Земле своей и продлевая её век.
Береги все цветы – если ты ЧЕЛОВЕК!
Танец под песню «Цвети, земля моя» (музыка П. Ермишева, слова М. Суворова)
Ведущий 1: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир цветов.
Ведущий 2: Мы надеемся, что вам понравилось наше путешествие, и вы всегда будете не только любоваться этими удивительными созданиями природы - цветами, но и беречь их, чтобы наша земля с каждым годом становилась все краше!
Рекомендуем посмотреть:
Летняя конкурсная программа для детей младшего школьного возраста
Иллюстрированный журнал о кошках для детей
Конкурс рисунков на асфальте для школьников
Игра «Поле чудес» к Международному дню шахмат для 2-4 класса
Похожие статьи:
Праздник Лета. Сценарий для младших школьников