Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми ОВЗ - от простого - к сложному»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, тренажеров; пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями и тренажерами, способствующими умственному, физическому и речевому развитию дошкольников.
2. Изготовить совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических сказок в работе с дошкольниками.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация
Ход мастер-класса
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования.
В профессиональном стандарте педагога прописано: «Педагог должен использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании».
Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья обычно формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова после 3-4 лет. Как правило, эти дети понимают речь окружающих, но сами затрудняются говорить. Словарный запас их беден, фразы аморфные, наблюдается множественные дефекты произношения. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов. У таких детей недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Все эти трудности возможно преодолеть только при условии правильного выбора методов педагогической коррекции.
Один из эффективных методов, который применяем в своей работе и рекомендуем вам, является кинезиология
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Хорошо известно, что мозг состоит из двух частей – левой и правой. У кого - то функционирует лучше левая часть мозга, у кого то – правая. А у самых счастливых – обе части мозга. Выигрывает последний, использующий свое богатство максимально.
Предлагаем вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы воспользуемся
тестом Павлова.
Необходимо разложить карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Существует два варианта выполнения данного теста.
- Если Вы разложили карточки по 1 варианту (1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя», то у вас преобладает логиче-ское мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту (1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть», то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушарий, передавать информацию из одного полушария в другое т. е. осуществлять межполушарное взаимодействие. Левое полушарие головного мозга управляет правой половиной тела, а правое — левой, чтобы наладить межполушарное взаимодействие, двигательной активностью должны быть задействованы обе стороны, синхронно, а затем асинхроно. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка (взрослого) будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Кинезиологические упражнения - комплексы движений, направленные на активизацию межполушарного взаимодействия
Существуют основные виды кинезиологических упражнений:
• Дыхательные упражнения (способствуют развитию произвольности, самоконтроля, ритмики организма)
• Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики (стимулируют речевые зоны головного мозга)
• Массаж и самомассаж (благотворно воздействует на биологически активные точки)
• Упражнения на релаксацию (снимают внутреннее напряжение, расслабление, повышение стрессоустойчивости)
• Глазодвигательные упражнения (улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие)
• Растяжки (нормализуют гипер - и гипотонус).
В работе с детьми включаем кинезиологические упражнения во фронтальную
непрерывную деятельность в виде динамических пауз, пальчиковых гимнастик, физкультминуток. И в индивидуальной коррекционно-развивающей работе используем кинезиотренажеры совместно с дыхательными, глазодвигательными и традиционными кинезиологическими упражнениями.
Практическая часть.
Нам бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками нашего мастер - класса.
Большее внимание мы уделяем упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики, которые стимулируют речевые зоны головного мозга, что важно для наших воспитанников.
Начнем нашу тренировку с базовых упражнений (развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля).
1. Лягушки. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук. «Мы веселые лягушки две лягушки хохотушки»
2. Фонарики. Фонарики зажглись, фонарики мигают
3. Колечки. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.
4. Заяц - коза - вилка
Зайчик
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Зайка серый скачет ловко.
В лапке у него морковка.
Коза
Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный - прижать большим пальцем к ладони.
Вот коза пришла рогатая
Да ботатая
Вилка
Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
Вилка, вилка три зубца
Кушать нам уже пора
5. Ножницы - собака - лошадка
Ножницы
Указательный и средний пальцы вытянуть в сторону, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Собака
Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Лошадка
Большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.
6. Лезгинка
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рукой. Повторите и 6-8раз.
7. Зеркальное рисование
- Для этого упражнения понадобится лист бумаги и два карандаша, или маркера. Начните рисовать двумя руками одновременно симметричный предмет (елка, сердце, дом)
- Напишите свое имя двумя руками
- Правой рукой нарисуйте квадрат, а левой звезду.
8. Кинезиотренажеры
Сегодня мы продемонстрируем кинезиологические тренажеры, которые можно изготовить самостоятельно. Данные пособия можно применять при работе с детьми с особыми образовательными потребностями
- «Кинезиологические дорожки».
Данный тренажёр развивает у детей межполушарные связи, потому что дети работают двумя руками одновременно. Они развивают мелкую моторику. Задания на тренажере дети могут выполнять как двумя руками одновременно проходя дорожку, так и выполнять задания в воздухе (проговаривая вслух стихотворение, например).
- На отработку звуков
- 4 лишний
- Скажи наоборот
-
«Веселые ладошки» — веселое кинезиологическое упражнение для развития головного мозга.
Перед ребенком выкладываются две карточки с цветными кружочками. Ребенку нужно поднять пальцы того цвета, которые на карточках. Например, перед ребенком выложили карточки с двумя красными кружочками, тогда он поднимает большие пальцы, если карточки с зелеными кружочками, то средние пальцы и т.д.
Задания можно усложнять, например, класть перед ребенком карточки разных цветов. Возьмем, к примеру желтую и фиолетовую карточку. Тогда ему необходимо поднять безымянный палец на одной руке и мизинец на второй. Вначале ребенок может поднимать поочередно пальцы на обеих руках, далее по мере усложнения — одновременно
- «Попробуй повтори!» участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию.
- Пальчиковый ТВИСТЕР
Настольная игра для развития мелкой моторики
Правила игры
Поле кладут на стол. Одна рука задействована в игре, вторая бросает кубики. Любой участник бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец: он белый на черной руке. Если выпала вся белая ладошка, то палец любой по выбору игрока. Каждый игрок, не отрывая остальных, уже расставленных на поле пальцев, выполняет задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все это делают одновременно. Если игрок не смог, он выбывает.
Побеждает тот, кто остался. Если нужный палец и так стоит на нужном цвете, то переставлять палец на другой кружок такого же цвета или нет, каждый решает сам.
- Многофункциональный «Кинезиологический тренажер» (пальчиковый тренажер) активизирует работу различных отделов коры больших полушарий мозга, их взаимосвязь;
• Совершенствует мелкую моторику;
• Улучшает развитие нервной системы и речи ребёнка;
• Развивает мышление ребенка через движение;
• Развивает тактильные ощущения.
Это игра настольная, но ее можно повесить на стену и успешно использовать в работе. Тренажер очень хорошо подходит для индивидуальной работы в утренние и вечерние часы. С удовольствием дети используют игру в свободной деятельности.
Варианты выполнения заданий:
1. Пальчиками шагать по лесенкам;
2. Поочерёдно касаться подушечками пальчиков условных значков;
4. Зеркально обводить разные узоры;
5. Сворачивать ленточки (в трубочки),
6. Заплетать косичку;
7. Имитировать игруна фортепиано.
- тренажер «Дорожка успеха»
Задача данного пособия развивать и корректировать различные нарушения: мелкую моторику, ритмичность движений, ориентировку в пространстве. Данный тренажёр используется в работе с детьми с ТНР и нарушениями опорно-двигательного аппарата. При работе с данным тренажёром можно сочетать пальчиковую и артикуляционную гимнастики, ориентировку в пространстве и работу над формированием звуков у детей.
Это лишь некоторые примеры использования кинезиологических упражнений в нашей работе.
Умелыми дети становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: упражнения должны проводиться систематически, тогда дети достигают хорошего развития. Поэтому мы рекомендуем шире использовать кинезиологические упражнения в своей практической работе любому педагогу, потому что они дают не только хороший коррекционный результат, но и массу положительных эмоций.
Важно:
• Упражнения проводятся систематично (ежедневно или в определенные дни в одно и тоже время желательно утром).
• Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.
• От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
• Упражнения проводятся стоя или сидяза столом
• Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, затем быстрее до10 раз.
• Все упражнения разучиваются от простого к сложному, взрослый выполняет вместе с детьми, постепенно увеличивая время и сложность предлагаемых упражнения. Для усложнения заданий применяются различные приемы: — ускорение темпа; — подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки); — подключение к двигательным упражнениям дыхательных; — исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений со слегка прикушенным языком, с закрытыми глазами); — подключение к движениям рук движений языка или глаз (, ассиметричное выполнение, подключение речи (стихов, сказок-рассказов).
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения (сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы). Значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить.
Таким образом, можно сделать вывод, что игры с данными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, обеспечить наибольшее успешное выполнение заданий. Развивает психические и речевые процессы. Тем самым способствует развитию базовых систем организма ребенка.
Рефлексия.
Проведем рефлексию мастер класса. Упражнение «Ладошка». На ладошке нарисуйте на одном из пальцев колечко. На большом пальце означает – мне было не интересно, на указательном – я получила конкретные рекомендации по теме, на среднем – мне было трудно включиться в работу, на безымянном – для меня это было важно и интересно, на мизинце – недостаточно раскрыта тема.
Мы подготовили для вас небольшие буклеты, в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе. В завершении мы хотим вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье!
Спасибо за внимание.
Рекомендуем посмотреть:
Комплекс упражнений для снятия стресса
Опыт работы учителя - логопеда ДОУ. Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с О
Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста. Презентация
Использование кинезиологических упражнений в детском саду