Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа на тему: ЗОЖ

Дополнительная общеразвивающая программа краткосрочной профильной смены-слёта "ЗОЖ: Здоровые. Общительные. Жизнерадостные"
Составитель: Богатова Наталья Валерьевна, учитель.
Направленность: «Гражданская активность. Добровольчество и волонтёрство»
Уровень: базовый
Возраст обучающиеся: 7-16 лет (1-9 классы)
Срок реализации программы: 8 дней (24.01.2022г.-31.01.2022г.)
Данная дополнительная общеразвивающая программа разработана для участников краткосрочной профильной смены - слёта добровольцев «Здоровые. Общительные. Жизнерадостные» и будет реализована в ГОБООУ ЗСШИ с 24.01.2022 г. по 31.01.2022 г. Направленность: «Гражданская активность. Добровольчество и волонтёрство»
Уровень программы: базовый.
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Форма организации смены: слёт добровольцев - обучающихся образовательных учреждений Мурманской области.
Актуальность программы и обоснование социальной значимости:
В настоящее время добровольческое движение является одним из приоритетных направлений государственной молодёжной политики. Широкий спектр его использования даёт возможность осуществления крупных проектов, но также само добровольчество можно считать видом деятельности, приносящим пользу не только самим объектам, но и самому субъекту (человеку, им занимающимся).
Благодаря добровольческой деятельности, молодые люди могут приобрести навыки, необходимые для эффективного развития личности. Большое количество направлений развития позволяют молодёжи выбрать именно те, что позволят максимально реализовать уже присущие ему личностные качества, развить их, а также послужить плацдармом для воспитания в себе новых умений.
Добровольческая деятельность помогает юному поколению в определении своего жизненного пути, способствует формированию гражданской позиции, ориентированной на принципы здорового образа жизни, широкого кругозора, позволяет создавать платформы для расширения сети знакомств. Добровольческая деятельность - один из самых эффективных путей всестороннего саморазвития и формирования гражданской активности. Одним из направлений волонтёрской деятельности является - пропаганда здорового образа жизни в молодёжной среде.
С помощью данной программы участники слёта получат возможность приобрести новый полезный опыт в сфере профилактической деятельности по пропаганде здорового образа жизни и формированию социальной активности.
Нормативно-правовые документы, используемые при составлении программы:
• Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
• Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N1760-р "Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации";
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации»;
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
• Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р.

Цель:
• создание условий для формирования у участников слёта активной, творческой, гражданской позиции, ориентированной на здоровый жизненный стиль.
Задачи:
• формирование сплоченного деятельного коллектива участников слёта;
• развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, творческих навыков, формирование позитивного мышления;
• формирование у учащихся ценностного отношения к себе и окружающим, к своему здоровью и здоровью других людей.
• обучение методикам проведения мероприятий, приёмам и методам работы с людьми разных социальных категорий;
• организация мероприятий, способствующих ориентации обучающихся на здоровый и безопасный образ жизни;
• создание условий для передачи полезного опыта среди участников слёта;
• реализация процесса оздоровления участников (организация медицинских процедур)

Новизна данной программы заключается в направленности на системное развитие молодежного добровольчества (волонтёрства) и вовлечение молодежи в гражданскую активность.
Отличительной особенностью является то, что наряду с реализацией учебного процесса, для участников программы осуществляется процесс оздоровления (под руководством медицинского персонала учреждения, по имеющимся медицинским показаниям).

Программа слёта предполагает работу по следующим направлениям:
• общекультурное;
• спортивно-оздоровительное;
• социальное

Программа предусматривает развитие следующих компетенций:
• общекультурные;
• учебно-познавательные;
• информационно – коммуникативные;
• компетенции личностного самосовершенствования

Функции волонтеров - участников слёта:
• разработка и проведение массовых мероприятий, социальных акций, спортивных соревнований, игровых программ, дискотек;
• создание информационных плакатов, видеороликов;
• распространение информации (через работу в социальной Сети «ВКонтакте»);
• работа с младшими участниками слёта (передача полезного опыта) ;
• сбор и обработка информации

Организация и структура волонтёрского отряда:
• куратор волонтёрского отряда – учитель, воспитатель;
• командир отряда;
• редколлегия;
• спортивный инструктор;
• фотокорреспонденты
Вечером каждого дня в отрядах организуются «ЗОЖ-вечёрки», на которых подводятся итоги дня и обсуждается планирование ближайших мероприятий.

Принципы работы:
• принцип самостоятельности;
• принцип равноправия;
• принцип сотрудничества;
• принцип социального партнерства;
• принцип толерантности.

Условия для реализации программы:
• сотрудничество со специалистами различных областей в организации образовательного процесса;
• использование разнообразных форм организации практической деятельности (социальные акции, «Классные встречи», практикумы, спортивные соревнования, встречи с известными людьми, тренинги, экскурсии и т.д.).

Ожидаемые результаты:
• формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
• видимый личностный рост участников слёта;
• увлеченность участников идеями духовного и физического совершенствования;
• приобретение участниками нового, положительного опыта общественно-значимой деятельности;
• укрепление здоровья детей
Содержание программы
1. Вводное занятие. Командообразование. Инструктаж -3 часа
Теоретическое занятие – 1 час
Вводный инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с режимом и правилами пребывания в ГОБООУ ЗСШИ.
Практические занятия – 2 часа
Интервью с участниками. Игры на командообразование. Ворк-шоп «Мой отряд». Вечерка «Мы-открытие!»

2. Возникновение, развитие и перспективы волонтёрского (добровольческого движения) – 7 часов
Теоретические занятия – 2 часа
Понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности. Добровольчество в современной России. Занятие «Словарь добровольца»
Практические занятия- 5 часов
Час общения «Азбука волонтера». Просмотр фильма «Волонтёры будущего» (сайт проекта ivolunteer.ru) с последующим обсуждением. Открытие слёта добровольцев «Здоровые. Общительные. Жизнерадостные». Онлайн – викторина «Будущее за нами!» Закрытие слёта добровольцев «Здоровые. Общительные. Жизнерадостные»

3. Психологический тренинг волонтеров – 4 часа
Теоретические занятия – 1 час
Психологические особенности людей. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.
Практические занятия- 3 часа
Тренинг «Ради жизни» - упражнения на командообразование, создание безопасного пространства, установление взаимоотношении со сверстниками, участниками смены; тренинг «Язык возможностей» - упражнения на умение договариваться, нести ответственность за результат; тренинг «Тайм-менеджмент в работе волонтёра»; тренинг «По дороге к мечте»

4. Технологии волонтёрской деятельности
Теоретические занятия – 5 часов
Направления деятельности волонтёра-добровольца. Механизм реализации коллективно-творческих дел. Использование информационных и игровых технологий в работе волонтёра. Реклама социально-значимых дел. Самоуправление в волонтерской деятельности.
Практические занятия: 15 часов
Социальная акция «Круиз добра» (поездка в приют для животных г.Кандалакши»), математическая олимпиада «На ринге знаний», урок информатики «Цифры», мастер-класс «Для вас, Татьяны!», мастер-класс для актива «PR событий и мероприятий», «Биржа добрых дел», образовательная лаборатория «Информационные технологии в волонтёрстве», тест-драйв «Поделки – не безделки!», тест-драйв «Пытливые умы», творческая встреча любителей гитары (ДШИ №2 ),конкурс мемов «ДоброМем», творческий урок «Химический состав клетки» (опыты), образовательная лаборатория «Игровые технологии в культурном волонтёрстве», фото-кросс «Здоровые. Общительные. Жизнерадостные», образовательная лаборатория «Информационные технологии в волонтёрстве»

5. Пропаганда здорового образа жизни
Теоретические занятия – 4 часа
Спорт, творчество, социально-полезная деятельность – как альтернатива вредным привычкам. Формы организации мероприятий по пропаганде ЗОЖ. Использование информационных технологий в деятельности по популяризации ЗОЖ. Организация собственного содержательного досуга.
Практические занятия: 14 часов
Познавательный эксперимент «Опыт Мариотта», лаборатория ЗОЖ «Микробы вокруг нас», урок английского языка «Путешествие в Лондон», тест-драйв «Марафон дворовых игр», лаборатория «Вредные привычки в творчестве писателей», флешмоб «Здоровое поколение», тест-драйв «Весёлые старты», выпуск информационного буклета на тему «Здоровый образ жизни», лаборатория ЗОЖ «Дорожка здоровья: корригирующая гимнастика для стоп», «Классная встреча» с организатором спортивно-массовых мероприятий - Тютеревым И.В., разработка и защита исследовательского проекта «Расскажем ярко, интересно, о том, что вкусно и полезно!», практическая акция «дыши легко!», арт-тимбилдинг «Здоровое поколение», акция «Заполярный шаг»

6. Спонтанное волонтёрство
Теоретические занятия –
Что такое спонтанное волонтерство? Особенности деятельности.
Практические занятия –
Помощь младшим участникам слёта.

7. Волонтёры Победы
Теоретические занятия – 2 часа
Оформление выставки книг в библиотеке «Блокадный Ленинград», час мужества «Несломленный, непобежденный»
Практические занятия – 5 часов
Урок мужества «Памяти жертв Холокоста», урок мужества «Блокадный Ленинград», квест ко дню снятия блокады «По следам героев», акция «Русский характер», музейный урок «Ленинград – твой подвиг вечен»

8. Профессиональные пробы в вожатском мастерстве
Теоретические занятия – 1 час
Качества опытного вожатого. Формирование команды. Аудитория.
Практические занятия- 8 часов
Практикумы: «Организация спортивного мероприятия», «Организация музыкальных перемен», «Организация активностей ко дню детских изобретений», арт-терапия «Дети -детям», «Организация молодежной вечеринки», «Проведение вечеринки»

9. Итоговое занятие
Теоретическая часть – 2 часа
Подготовка творческих номеров. Подготовка итогового видеоролика. Диагностика.
Практическая часть – 2 часа
Творческие выступления. Показ видеороликов. Рефлексия.

Организационные формы деятельности:
• социальные практические акции;
• музейные уроки;
• практикум по организации спортивного мероприятия;
• спортивные игры и соревнования;
• предметные олимпиады;
• «Часы мужества»;
• встреча с волонтерской командой Центра «Гармония» г. Кандалакши;
• мастер-классы;
• онлайн-квизы;
• игры-квесты;
• арт-тимбилдинги;
• конкурсно-развлекательные программы;
• встреча любителей игры на гитаре (ДШИ №2, г.п.Зеленоборский);
• «Классная встреча» с активистом, организатором массовых спортивных событий -И.В.Тютеревым (г.Кандалакша);
• ЗОЖ-лаборатории;
• творческие встречи в библиотеке ГОБООУ ЗСШИ;
• фото-кроссы;
• тренинги;
• флэшмобы, дискотеки

Методы организации деятельности:
• практические методы;
• метод показа;
• метод проекта;
• игровой метод;
• методы проблемного обучения;
• метод коллективного творчества

Методическое и материально-техническое обеспечение программы
• календарный учебный график;
• дополнительная общеразвивающая программа краткосрочной профильной смены-слёта «Здоровые. Общительные. Жизнерадостные»;
• ежедневный план деятельности участников программы;
• справочная, научно-популярная, методическая литература о развитии волонтерской (добровольческой) деятельности;
• методические разработки и конспекты мероприятий по направлениям программы;
• электронные средства образовательного назначения;
• дидактический материал: анкеты, диагностики, памятки, буклеты.
• учебные кабинеты, столы, стулья;
• игровые комнаты;
• спортивный зал, спортивный инвентарь;
• медицинские кабинеты;
• костюмерная;
• технические средства: компьютеры, медиапроектор, музыкальная аппаратура, микрофоны, колонки;
• средства телекоммуникации (локальная школьная сеть с выходом в Интернет)

Формы диагностики результатов реализации программы,
оценка деятельности
• ежедневно, в конце дня, в отрядах проводятся «ЗОЖ – вечёрки»», в ходе которых участники слёта делятся впечатлениями о прошедшем дне, выражают свое мнение и пожелания по различным актуальным вопросам;
• все события слёта ежедневно освещаются в группе в социальной сети «ВКонтакте»
• в качестве мер общественных воздействий используются виды поощрений: грамоты, дипломы, благодарственные письма, сертификаты

Критерии оценки результативности программы
• уровень активности участников в реализации программы слёта;
• мнение участников о реализуемой программе;
• количество и качество проведенных мероприятий;
• формирование банка методических материалов по завершению смены.

Перспективы развития программы
Организация краткосрочных профильных смен по направлению РДШ «Гражданская активность. Добровольчество и волонтёрство» планируется ежегодно. Соответственно, программа будет корректироваться с учетом мнения и пожеланий участников, педагогического коллектива, координаторов волонтерского движения.

Список литературы
Для педагогов:
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практикоориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебнометодическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
5. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
6. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005

Для детей и родителей:
8. Волохов А.В. , Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
9. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
10. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011

Рекомендуем посмотреть:

Программа дополнительного образования. Бумажные фантазии Программа ФГТ. Фольклорный ансамбль. Программа ФГТ. Музыкальное народное творчество Примерная образовательная учебная программа по предмету по выбору: изучение духовых и шумовых народн
Программа краткосрочной профильной смены. Туризм и краеведение
Опубликовано: 801 день назад (15 февраля 2022)
Просмотров: 495
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!