Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа дополнительного образования. Бумажные фантазии

Дополнительная образовательная программа «Бумажная филигрань»
Автор: Радченко Олеся Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДОД "Центр дополнительного образования детей", Кемеровская область, город Прокопьевск.
Описание материала: Предлагаю Вам программу дополнительного образования «Бумажная филигрань» изготовление поделок из различных видов бумаги. Программа предназначена на 2 года обучения для детей 7-13 лет.
Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов.
Пояснительная записка.
Одной из главных задач обучения и воспитания учащихся на занятиях прикладным творчеством является развитие творческой культуры ребёнка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для учащихся, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у учащихся художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого учащиеся начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространённая и в наше время, получившая название «Квиллинг».
Квиллинг - это искусство бумагокручения, которое открывает учащимся путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Новизной в программе является:
• Разработка, изготовление и применение дидактического материала, учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка;
• Знакомство с начальными экономическими сведениями (знания и умения экономического расчёта при выполнении работы);
• Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность (нахождение информационного материала с помощью библиотеки, интернета).

Актуальность программы «Бумажная филигрань» заключается в том, что учащиеся выполняют не образцы, а изделия, которыми могут пользоваться в быту.
Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).
«Бумажная филигрань» — так называется курс, предлагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Всё это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения учащимися содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным учащимся будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Бумажная филигрань» заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей учащихся. Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.

Цель программы.
Развитие учащихся в процессе овладение элементарными приёмами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы.
Первый год обучения:
Образовательные:
• Знакомить учащихся с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Обучать различным приёмам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
Развивающие:
• Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
• Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
• Развитие у учащихся способностей работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Воспитывать – трудолюбие, усердие, аккуратность, терпение.

Второй год обучения:
Образовательные:
• Знакомить учащихся с техникой торцевания;
• Формировать умения пользоваться схемами и инструкционными картами;
• Обучать новым приёмам работы с бумагой, самостоятельно выполнять схематический чертёж.
Развивающие:
• Развитие внимательности, наблюдательности, фантазии через декоративно прикладное искусство;
• Развитие художественного вкуса, творческих способностей, пространственного воображения.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к бумагопластике;
• Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим, доброжелательность, чувство товарищества.
Отличительная особенность программы.
Программа даёт возможность каждому учащемуся открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребёнка для более успешного творческого развития. Программа «Бумажная филигрань» построена по принципу «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Учащиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, кожей, природным материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования авторских поделок.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа “Бумажная филигрань” рассчитана на 2 года обучения. Количество учащихся в группах не более 15 человек.
Первый год обучения рассчитан на 144 часа (4 часа в неделю) 2 занятия по 2 часа.
Второй год обучения рассчитан на 216 часов (6 часов в неделю) 3 занятия по 2 часа.
Группы формируются из учащихся в возрасте от 7 до 13 лет.

Наполняемость групп:
первый год обучения 12-15 человек,
второй год обучения 10-12 человек.

Возраст детей:
первый год обучения – от 7 до 10 лет,
второй год обучения – от 10 до 13 лет.

Количество занятий в неделю:
первый год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
второй год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа

Набор в группу – свободный, он основан на желании учащихся заниматься квиллингом, изготовлением различных подарков – изделий и предметов для дома своими руками.
Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения учащиеся:
• знают основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга (капля, глаз, треугольник, долька, квадрат);
• знают историю возникновения бумаги, её виды и свойства;
• знают простейшую терминологию по тематике предмета;
• умеют работать с инструментами, различными материалами, шаблонами и приспособлениями;
• умеют изготавливать композиции из базовых форм скручивания;
• умеют понимать схемы, применяемые в бумагопластике и моделировании; подбирать цветовую гамму.
К концу второго года обучения учащиеся:
• знают историю возникновения модульного оригами, скрапбукинга;
• знают правила по цветоведению; технологию работы по бумагопластике;
• умеют следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия в технике «Квиллинг», «Модульное оригами» пользуясь инструкционными картами и схемами;
• умеют получать объемные формы из бумаги и соединять их разными способами;
• умеют самостоятельно работать над творческим заданием.
Способы определения результативности:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
• Предварительный контроль (октябрь):
2 год обучения - Письменный опрос: «Возникновение бумаги, свойства и её виды» (10 вопросов).
• Текущий контроль (в течение всего учебного года);
• Промежуточный контроль (январь);
1 год обучения - Кроссворд: «Основные формы скручивания». Письменный опрос: «Забавные предметы» (10 загадок);
2 год обучения - Письменный опрос: «Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, зубочистками». Самостоятельное изготовление поделки из формы капля;
• Итоговый контроль (май):
1 год обучения - Тестирование: «История квиллинга. Квиллинг – искусство бумагокручения» (12 вопросов);
2 год обучения - Письменный опрос: «Бумажная филигрань» (10 вопросов). Кроссворд: «Инструменты для квиллинга».
Условия и средства реализации программы. Специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям и эргономическим подходом. Помещение для занятий квиллингом должно иметь хорошее, качественное освещение (желательно лампы дневного света), достаточную вентиляцию. Удобная для рукоделия мебель: высота стула соответствует высоте стола. Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Формы и методы реализации программы. В процессе занятий используются формы: традиционные, комбинированные и практические занятия (лекции, игры, праздники, конкурсы, выставки, мастер-классы, презентации, соревнования и другие).
Методы:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ),
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ выполнения работы педагогом)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
• объяснительно-иллюстративный (учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию)
• репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
• частично-поисковый (участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом)
• фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися)
• индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
• групповой (организация работы в группах)
• индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

Средства реализации программы:
• Таблицы, плакаты, рисунки, наглядный материал, схемы, технологические карты последовательности.
• Образцы работ, выполненных в технике квиллинг.
• Приспособление для накрутки бумаги в роллы.
• Ножницы с острыми концами для нарезания бумаги, линейки, лекала.
• Цветная и офисная бумага, картон.
• Клей ПВА и клей «Карандаш» для склеивания бумаги.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Первый год обучения:
• участие в городских выставках.
• выполнение коллективных работ для пополнения фонда творческого объединения.
• выполнение общественно-полезной работы (изготовление подарков ветеранам, работ ко дню пожилого человека).
За первый год обучения, учащиеся изготовят 20 изделий в технике «Квиллинг», «Аппликация».
Второй год обучения:
• участие в областных и всероссийских конкурсах, выставках.
• участие в исследовательской деятельности по программе.
• выполнение коллективных работ для пополнения фонда творческого объединения.
За второй год обучения, учащиеся изготовят 27 изделий в технике «Квиллинг», «Модульное оригами», «Торцевание», «Аппликация».

1. Учебно-тематический план занятий первого года обучения
№п/п Наименования разделов
Темы занятий Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие 2 - 2
2 Материал – бумага 2 - 2
3 Нарезание полосок для квиллинга 1 5 6
4 Основные формы скручивания 5 17 22
4.1 «Тугая спираль», «Капля», «Треугольник», «Долька» 1 3 4
4.2 «Завитки», «Спирали в виде стружки» 1 3 4
4.3 «Глаз», «Лист» 1 3 4
4.4 «Полукруг», «Стрела» 1 3 4
4.5 Итоговое занятие «Коллективная работа» 1 5 6
5 Развлекательная программа «Поле чудес» - 2 2
6 Изделия в технике квиллинг 9 53 62
6.1 Объёмные и бахромчатые цветы 1 11 12
6.2 Дары осени 1 9 10
6.3 Объёмная снежинка 1 5 6
6.4 Композиция на диске 1 3 4
6.5 Подкова на счастье 1 5 6
6.6 Объёмное панно «Зоопарк» 1 5 6
6.7 Композиция «Ура! Пришла весна» 1 5 6
6.8 Семейное древо 1 5 6
6.9 Украшения 1 5 6
7 Изделия в технике оригами 6 32 38
7.1 Искусство модульного оригами 1 3 4
7.2 Рыбка - 2 2
7.3 Змейка 1 5 6
7.4 Пингвинёнок 1 5 6
7.5 Мышка 1 5 6
7.6 Карандашница из модулей 1 7 8
7.7 Итоговое занятие «Коллективная работа» 1 5 6
8 Аппликация в технике рваная бумага 1 5 6
9 Развлекательная программа «Угадай мелодию» - 2 2
10 Выставка - 2 2
Всего: 26 118 144

2. Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Вводное занятие – 2 часа
Теория – 2 часа
Ознакомление учащихся с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. Правила поведения в кабинете для занятий.
Раздел 2. Материал-бумага – 2 часа
Теория – 2 часа
Рассказать, как родилась бумага, историю её возникновения, о свойствах бумаги. Разнообразие бумаги, её виды. История возникновения техники квиллинга.

Раздел 3. Вырезания полосок для квиллинга – 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.
Раздел 4. Основные формы скручивания – 22 часа
Тема 4.1 «Тугая спираль», «Капля», «Треугольник», «Долька» - 4 часа
Теория – 1 час
Объяснить, как правильно накрутить рол, о технологии изготовления форм “Капля”, “Треугольник”, “Долька”. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.
Практика – 3 часа
Учащиеся с помощью учителя, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.
Тема 4.2 «Завитки», «Спирали в виде стружки» - 4 часа
Теория – 1 час
Объяснить, как выполняется форма «Завиток», «Спираль в виде стружки».
Практика – 3 часа
Учащиеся самостоятельно выполняют форму «Завиток», «Спираль в виде стружки». Конструируют из этих форм.
Тема 4.3 «Глаз» «Лист» - 4 часа
Теория – 1 час
Объяснить, как выполняется форма «глаз», «лист», показать обозначение этих форм на схеме.
Практика – 3 часа
Учащиеся самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм.
Тема 4.4 «Полукруг», «Стрела» - 4 часа
Теория – 1 час
Объяснить, как выполняется форма «Полукруг», «Стрела», показать обозначение этих форм на схеме.
Практика – 3 часа
Учащиеся самостоятельно выполняют формы «Полукруг», «Стрела». Конструируют из этих форм.
Тема 4.5 Итоговое занятие «Коллективная работа» - 6 часов
Теория – 1 час
Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.
Практика – 5 часов
Итоговое занятие «Коллективная работа». Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания даёт учащимся сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
Раздел 5. Развлекательная программа «Поле чудес» - 2 часа
Практика – 2 часа
Проведение развлекательной программы «Поле чудес» с конкурсами и викторинами, в конце мероприятия чаепитие.
Раздел 6. Изделия в технике квиллинг – 62 часа
Тема 6.1 Объёмные и бахромчатые цветы – 12 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Рассказать о приёмах работы и сборки цветов, о подборе цветовой гаммы.
Практика – 11 часов
Познакомить учащихся с новым способом изготовления цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Изготовление простых цветов из базовых форм (роза, ирис, сирень). Изготовление бахромчатых цветов.
Тема 6.2 Дары осени – 10 часов
Теория – 1час
Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Дары осени». Показать примеры работ.
Практика – 9 часов
Каждый учащийся разрабатывает схему поделки. Выполняет заготовки из базовых форм. Собирает поделку.
Тема 6.3 Объёмная снежинка – 6 часов
Теория – 1час
Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Объёмная снежинка». Показать примеры работ.
Практика – 5 часов
Работа выполняется индивидуально. Каждый учащийся разрабатывает схему поделки. Выполняет заготовки из базовых форм. Собирает поделку.
Тема 6.4 Композиция на диске – 4 часа
Теория – 1 час
Рассказать, какие работы можно сделать на диске, показ фотографий.
Практика – 3 часа
Учащиеся разрабатывают дизайн своей композиции на диске. Делают необходимые заготовки и собирают композицию.
Тема 6.5 Подкова на счастье – 6 часов
Теория – 1 час
Познакомить с примерами оформления работ «Подкова на счастье». Рассказать о традициях и оберегах.
Практика – 5 часов
Учащиеся разрабатывают дизайн своей подковы. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Оформляют подкову на счастье.
Тема 6.6 Объёмное панно «Зоопарк» - 6 часов
Теория – 1 час
Показать способы выполнения поделки «Зоопарк». Подбор цветовой гаммы.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно изготавливают заготовки для объёмного панно «Зоопарк». Сборка поделки. Оформление композиции.
Тема 6.7 Композиция «Ура! Пришла весна» - 6 часов
Теория – 1 час
Показать способы выполнения поделки «Весна». Подбор цветовой гаммы.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно изготавливают заготовки для композиции «Ура! Пришла весна». Оформление композиции.
Тема 6.8 Семейное древо – 6 часов
Теория – 1 час
Показать способы выполнения поделки «Семейное древо». Подбор цветовой гаммы. Показ фотографий.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно изготавливают заготовки для своего семейного древа. Сборка поделки. Оформление работы
Тема 6.9 Украшения – 6 часов
Теория – 1 час
Просмотр презентации «Украшения». Учащиеся разрабатывают дизайн своих украшений (серёжки, браслеты, кольца, подвески, брелки).
Практика – 5 часов
Учащиеся выполняют необходимые заготовки. Собирают свои украшения.
Раздел 7. Изделия в технике оригами – 38 часов
Тема 7.1 Искусство модульного оригами – 4 часа
Теория – 1 час
Рассказать, что такое модульное оригами, история возникновения. Основные правила разметки и вырезания листа. Способы складывания модульного оригами.
Практика – 3 часа
Учащиеся учатся правильно складывать модули.
Тема 7.2 Рыбка - 2 часа
Практика – 2 часа
Учащиеся выполняют рыбку из модульного оригами. Учащиеся самостоятельно складывают модули. Собирают поделку из готовых модулей.
Тема 7.3 Змейка – 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения змейки из модулей. Показ фотографий готовых работ.
Практика – 5 часов
Учащиеся выполняют змейку из модульного оригами. Учащиеся самостоятельно складывают модули. Собирают поделку из готовых модулей.
Тема 7.4 Пингвинёнок – 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения пингвинёнка из модулей.
Практика – 5 часов
Учащиеся выполняют пингвинёнка из модульного оригами. Учащиеся самостоятельно складывают модули. Собирают поделку из готовых модулей.
Тема 7.5 Мышка - 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения мышки из модулей.
Практика – 5 часов
Учащиеся выполняют мышку из модульного оригами. Учащиеся самостоятельно складывают модули. Собирают поделку из готовых модулей.
Тема 7.6 Карандашница из модулей – 8 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения карандашницы из модулей. Показ презентации.
Практика – 7 часов
Учащиеся выполняют карандашницу из модульного оригами. Учащиеся самостоятельно складывают модули. Собирают поделку из готовых модулей.
Тема 7.7 Итоговое занятие «Коллективная работа» - 6 часов
Теория – 1 час
Напомнить понятие “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.
Практика – 5 часов
Итоговое занятие «Коллективная работа». Композиция из модульного оригами. Составление композиции из модулей. Задания даёт учащимся сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
Раздел 8. Аппликация в технике рваная бумага – 6 часов
Теория – 1 час
Повторение, что такое аппликация, виды аппликаций, показ презентации.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно выбирают дизайн своей аппликации. Выполняют аппликацию в технике рваная бумага.
Раздел 9. Развлекательная программа «Угадай мелодию» - 2 часа
Практика – 2 часа
Проведение развлекательной программы «Угадай мелодию» с конкурсами и викторинами, в конце мероприятия чаепитие.
Раздел 10. Выставка – 2 часа
Практика – 2 часа
Выставка детских работ. Подведение итогов. Награждение.

3. Учебно-тематический план занятий второго года обучения
№п/п Наименования разделов
Темы занятий Кол-во часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 2 - 2
2 Простейшие элементы 1 1 2
3 Искусство квиллинга 14 72 86
3.1 Панно «Что нам осень подарила» 1 3 4
3.2 Птичка из ажурных элементов 1 3 4
3.3 Объёмные и бахромчатые цветы 1 11 12
3.4 Коляска 1 5 6
3.5 Композиция «Натюрморт» 1 5 6
3.6 Композиция «Береги природу» 1 5 6
3.7 Закладка 1 5 6
3.8 Шкатулка 1 7 8
3.9 Композиция «Узоры на окне» 1 5 6
3.10 Изогнутая капля 1 5 6
3.11 Резная снежинка 1 5 6
3.12 Открытка «С Новым годом» 1 3 4
3.13 Портрет 1 5 6
3.14 Итоговое занятие «Коллективная работа» 1 5 6
4 Новый год - 2 2
5 Изделия в технике модульное оригами 6 26 32
5.1 Искусство модульного оригами 1 5 6
5.2 Тюльпаны 1 3 4
5.3 Прояви себя в «Модуле» 1 5 6
5.4 Фото рамка 1 5 6
5.5 Фрукты 1 3 4
5.6 Итоговое занятие «Коллективная работа» 1 5 6
6 Волшебный квиллинг 5 23 28
6.1 Открытка «Валентинка» 1 5 6
6.2 Виноград 1 5 6
6.3 Композиция «Весна» 1 5 6
6.4 Открытка для мамы к 8 Марта 1 3 4
6.5 В технике «Гжель» 1 5 6
7 Гофрированный картон 3 17 20
7.1 Панно из гофрированного картона 1 5 6
7.2 Забавные игрушки из гофрированного картона 1 7 8
7.3 Итоговое занятие «Коллективная работа» 1 5 6
8 Развлекательная программа «Поле чудес» - 2 2
9 Техника торцевания 4 28 32
9.1 Открытка в технике торцевания 1 7 8
9.2 Ковёр в технике торцевания 1 9 10
9.3 Объёмное «Пасхальное яйцо» в технике торцевания 1 7 8
9.4 Итоговое занятие «Коллективная работа» 1 5 6
10 Здравствуй лето 1 5 6
11 Развлекательная программа «Угадай мелодию» - 2 2
12 Выставка - 2 2
Всего: 36 180 216

4. Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Вводное занятие – 2 часа
Теория – 2 часа
Ознакомление учащихся с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. Правила поведения в кабинете для занятий.
Раздел 2. Простейшие элементы – 2 часа
Теория – 1час
Вспомнить основные технологии изготовления форм.
Практика – 1 час
Учащиеся самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета. Самостоятельно выполняют базовые формы.
Раздел 3. Искусство квиллинга – 86 часов
Тема 3.1 Панно «Что нам осень подарила» - 4 часа
Теория – 1 час
Познакомить с основным понятием «Панно”. Способы и правила его составления. Применение формы в композициях.
Практика – 3 часа
Учащиеся разрабатывают дизайн своего панно. Подбор цветовой гаммы. Выполняют заготовки из базовых форм. Собирают панно.
Тема 3.2 Птичка из ажурных элементов – 4 часа
Теория – 1 час
Рассказать о технологии изготовления птички из ажурных элементов. Как сделать разметку на бумаге. Рассказать о приёмах работы, о подборе цветовой гаммы.
Практика – 3 часа
Дети разрабатывают дизайн своей птички. Выполняют необходимые заготовки. Собирают композицию.
Тема 3.3 Объёмные и бахромчатые цветы – 12 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии изготовления простых и бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Рассказать о приёмах работы и сборки цветов, о подборе цветовой гаммы.
Практика – 11 часов
Познакомить учащихся с новым способом изготовления цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Изготовление простых цветов из базовых форм (роза, ирис, сирень). Изготовление бахромчатых цветов.
Тема 3.4 Коляска - 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения коляски в технике «Квиллинг». Подбор цветовой гаммы.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно изготавливают заготовки для коляски. Сборка поделки. Оформление работы.
Тема 3.5 Композиция «Натюрморт» - 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения композиции «Натюрморт». Подбор цветовой гаммы.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно изготавливают заготовки для композиции «Натюрморт». Сборка поделки. Оформление композиции.
Тема 3.6 Композиция «Береги природу» - 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения поделки «Береги природу». Подбор цветовой гаммы.
Практика –5часов
Учащиеся самостоятельно изготавливают заготовки для поделки «Береги природу». Сборка поделки. Оформление композиции.
Тема 3.7 Закладка – 6 часов
Теория – 1 час
Познакомить с примерами оформления закладки для книги, дневника, тетради. Просмотр презентации.
Практика – 5 часов
Учащиеся разрабатывают дизайн своей закладки. Делают эскиз. Выполняют необходимые заготовки. Оформляют свою закладку в технике «Квиллинг».
Тема 3.8 Шкатулка – 8 часов
Теория – 1час
Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Шкатулка». Показать примеры работ. Показать презентацию шкатулок в технике квиллинг.
Практика – 7 часов
Работа выполняется индивидуально. Каждый учащийся разрабатывает схему своей шкатулки. Выполняют заготовки из базовых форм. Собирают шкатулку.
Тема 3.9 Композиция «Узоры на окне» - 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения поделки «Узоры на окне». Подбор цветовой гаммы.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно изготавливают заготовки для поделки «Узоры на окне». Сборка поделки. Оформление композиции.
Тема 3.10 Изогнутая капля – 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения изделий с помощью приёма сгибания форм. Подбор цветовой гаммы. Показать примеры работ.
Практика – 5 часов
Учащиеся изготавливают заготовки, придавая форму изогнутой капли. Сборка поделки.
Тема 3.11 Резная снежинка – 6 часов
Теория – 1час
Познакомить с технологической картой изготовления поделки «Резная снежинка». Показать примеры работ.
Практика – 5 часов
Работа выполняется индивидуально. Каждый учащийся разрабатывает схему поделки. Выполняет заготовки из базовых форм. Собирает поделку.
Тема 3.12 Открытка «С Новым годом» - 4 часа
Теория – 1 час
Рассказать о технологии изготовления открыток, просмотр презентации.
Практика – 3 часа
Учащиеся самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.
Тема 3.13 Портрет – 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать, какие портреты бывают, история возникновения. Показ фотографий готовых портретов.
Практика – 5 часов
Изготовление маленького портрета в технике «Квиллинг». Оформление работы.
Тема 3.14 Итоговое занятие «Коллективная работа» - 6 часов
Теория – 1 час
Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.
Практика – 5 часов
Итоговое занятие «Коллективная работа». Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания даёт учащимся сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
Раздел 4. Новый год – 2 часа
Практика – 2 часа
Проведение развлекательной программы в честь Нового года с конкурсами и викторинами, в конце мероприятия чаепитие и дискотека.
Раздел 5. Изделия в технике модульного оригами – 32 часа
Тема 5.1 Искусство модульного оригами – 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать, что такое модульное оригами, история возникновения. Основные правила разметки и вырезания листа. Способы складывания модульного оригами.
Практика – 5 часов
Учащиеся учатся правильно складывать модули.
Тема 5.2 Тюльпаны – 4 часа
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения поделки.
Практика – 3 часа
Учащиеся выполняют тюльпаны из модульного оригами. Учащиеся самостоятельно складывают модули. Собирают тюльпаны из готовых модулей.
Тема 5.3 Прояви себя в «Модуле» - 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать какие изделия и поделки можно сделать из модулей. Показ презентации.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно выбирают поделку в технике модульного оригами. Выполняют поделку из модулей, складывают модули. Собирают поделку из готовых модулей.
Тема 5.4 Фото рамка – 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения фото рамки из модулей. Показ презентации.
Практика – 5 часов
Учащиеся выполняют фото рамку из модульного оригами. Учащиеся самостоятельно складывают модули. Собирают поделку из готовых модулей.
Тема 5.5 Фрукты – 4 часа
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения фруктов в технике модульного оригами. Повторение техники безопасности.
Практика – 3 часа
Учащиеся выполняют фрукты из модульного оригами. Учащиеся самостоятельно складывают модули. Собирают поделку из готовых модулей.
Тема 5.6 Итоговое занятие «Коллективная работа» - 6 часов
Теория – 1 час
Напомнить понятие “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.
Практика – 5 часов
Итоговое занятие «Коллективная работа». Композиция из модульного оригами. Составление композиции из модулей. Задания даёт учащимся сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
Раздел 6. Волшебный квиллинг – 28 часов
Тема 6.1 Открытка «Валентинка» - 6 часов
Теория – 1 час
Просмотр презентации открытки «Валентинка». Учащиеся разрабатывают дизайн открытки.
Практика - 5 часов
Учащиеся выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку «Валентинку».
Тема 6.2 Виноград – 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения поделки «Виноград». Подбор цветовой гаммы.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно изготавливают заготовки для поделки «Виноград». Сборка поделки. Оформление композиции.
Тема 6.3 Композиция «Весна» - 6 часов
Теория – 1 час
Показать способы выполнения поделки «Весна». Подбор цветовой гаммы. Повторение техники безопасности.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно изготавливают заготовки для композиции «Весна». Оформление композиции.
Тема 6.4 Открытка для мамы к 8 Марта – 4 часа
Теория – 1 час
Просмотр презентации «Открытка для мамы». Учащиеся разрабатывают дизайн открытки.
Практика – 3 часа
Учащиеся выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.
Тема 6.5 В технике «Гжель» – 6 часов
Теория – 1 час
Показать способы выполнения поделки в технике «Гжель». Подбор цветовой гаммы.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно изготавливают заготовки для композиции в технике «Гжель». Оформление композиции.
Раздел 7. Гофрированный картон – 20 часов
Тема 7.1 Панно из гофрированного картона – 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать, что такое гофрированный картон, история возникновения. Напомнить о понятие “панно”, способы и правила его составления. Рассказать о технологии выполнения панно из гофрированного картона. Подбор цветовой гаммы.
Практика – 5 часов
Учащиеся самостоятельно изготавливают заготовки для панно из гофрированного картона. Сборка поделки. Оформление композиции.
Тема 7.2 Забавные игрушки из гофрированного картона – 8 часов
Теория – 1час
Познакомить с технологической картой изготовления забавных игрушек из гофрированного картона. Показать примеры работ.
Практика – 7 часов
Каждый учащийся разрабатывает схему поделки. Выполняет заготовки из гофрированного картона. Собирает поделку.
Тема 7.3 Итоговое занятие «Коллективная работа» - 6 часов
Теория – 1 час
Напомнить о понятии “композиция”. Способы и правила её составления. Применение форм из гофрированного картона в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.
Практика – 5 часов
Итоговое занятие «Коллективная работа». Композиция из гофрированного картона. Составление композиции. Задания даёт учащимся сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
Раздел 8. Развлекательная программа «Поле чудес» - 2 часа
Практика – 2 часа
Проведение развлекательной программы «Поле чудес» с конкурсами и викторинами, в конце мероприятия чаепитие.
Раздел 9. Техника торцевания – 32 часа
Тема 9.1 Открытка в технике торцевания – 8 часов
Теория – 1 час
Просмотр презентации открыток в технике торцевания. Учащиеся разрабатывают дизайн своей открытки.
Практика – 7 часов
Учащиеся выполняют необходимые заготовки в технике торцевания. Собирают открытку. Повторение техники безопасности.
Тема 9.2 Ковёр в технике торцевания – 10 часов
Теория – 1 час
Рассказать какие ковры можно сделать в технике торцевания. Показ презентации ковров в технике торцевания.
Практика -9 часов
Дети разрабатывают дизайн своего ковра. Изготавливают торцовки для ковра. Продолжают изготавливать торцовки для ковра. Дети продолжают изготавливать торцовки для ковра. Оформляют свой ковёр.
Тема 9.3 Объёмное «пасхальное яйцо» в технике торцевания – 8 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технологии выполнения поделки в технике торцевания. Разработка дизайна поделки.
Практика – 7 часов
Изготовление торцовок для пасхального яйца. Сборка поделки. Повторение техники безопасности.
Тема 9.4 Итоговое занятие «Коллективная работа» - 6 часов
Теория – 1 час
Напомнить понятие “композиция”. Способы и правила её составления. Применение торцовок в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.
Практика – 5 часов
Итоговое занятие «Коллективная работа». Композиция в технике торцевания. Составление композиции из торцовок. Задания даёт учащимся сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
Раздел 10. Здравствуй лето – 6 часов
Теория – 1 час
Рассказать о технике безопасности летом (поведение в лесу, на площадке, на пляже).
Практика – 5 часов
Учащиеся делают любую композицию по выбору на тему: «Здравствуй лето» в технике квиллинг. Разрабатывают дизайн. Подбор цветовой гаммы.
Раздел 11. Развлекательная программа «Угадай мелодию» - 2 часа
Практика – 2 часа
Проведение развлекательной программы «Угадай мелодию» с конкурсами и викторинами, в конце мероприятия чаепитие.
Раздел 12. Выставка – 2 часа
Практика – 2 часа
Выставка детских работ. Подведение итогов. Награждение.

Список литературы для педагогов:
1. Выготский, Л.С. [Текст]: воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский – М.: Просвещение, 1991.- 148 с.
2. Гибсон, Р. Поделки. Папье-маше. [Текст]: бумажные цветы / Р. Гибсон - М.: Росмэн, 1996. – 356 с.
3. Горский, В.А. Дополнительное образование детей [Текст]: методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования / В.А. Горский - М.: Просвещение, 2003.- 84 с.
4. Соколова, С. [Текст]: игрушки из бумаги / С. Соколова - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2003.- 240 с.
5. Уолтер, Х. [Текст]: узоры из бумажных лент / Х. Уолтер – М.: Университет, 2000. – 152 с.
6. Чибрикова, О.В. [Текст]: забавные подарки по поводу и без / О.В. Чибрикова - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 274 с.
7. Чиотти, Д. [Текст]: оригинальные поделки из бумаги / Д. Чиотти- Полигон С.-Петербург, 1998. – 138 с.

Список литературы для учащихся:
1. Быстрицкая, А. [Текст]: бумажная филигрань / А. Быстрицкая - М.: Просвещение, 1982. – 93 с.
2. Дженкинс, Д. [Текст]: поделки и сувениры из бумажных ленточек / Д. Дженкинс - М.: Просвещение, 1982. – 142 с.
3. Пашаев, А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству [Текст]: искусство в школе / А.А Пашаев, З.Н Новлянский, - М.: Просвещение, 1995. – 238 с.
4. Уолтер, Х. [Текст]: узоры из бумажных лент / Х. Уолтер – М.: Университет, 2000. – 152 с.

Интернет ресурсы:
1. Квиллинг, бумагокручение - мастер классы, уроки, обучение, открытки, поделки, схемы – [Электронный ресурс]
2. Квиллинг - искусство бумагокручения - [Электронный ресурс] http://moikompas.ru/compas/quilling. 2007-2010.
3. Шевчикова Т.А. Завитки квиллинг //ПроШколу.ру - [Электронный ресурс]
4. Энциклопедия самоделок - [Электронный ресурс]

Словарь
1. Аппликация – техника декоративного искусства, заключающаяся в вырезании фигур по контуру из какого-либо материала: разноцветной бумаги, картона, ткани, кожи и в прикреплении этих фигур к основе из другого материала, иного цвета и фактуры.
2. Бумага – самый распространенный, удобный, дешёвый материал для рукоделия, материал из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует учащегося.
3. Гофрированный картон – жёсткий материал, который изготовляют, наклеивая бумажные полотна с двух сторон гофрированной (волнообразной) бумаги. Гофрированный картон может быть однослойным с одним слоем гофрированной бумаги и многослойным с несколькими слоями гофрированной бумаги.
4. Изделие – это предмет, который сделан кем-либо.
5. Квиллинг – это искусство бумагокручения. Нарезаются тоненькие полоски бумаги и скручиваются в рол, затем из этого рола, создаются формы.
6. Коллектив – это группа людей, объединенная совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.
7. Коллективная работа – это творческая работа, которая выполняется группой людей, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.
8. Композиция – это составление, сочетание, приведение в порядок, соединение. Основная категория художественного творчества.
9. Модульное оригами – это техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
10. Панно – живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно).
11. Торцевание – это создание объемной, махровой картинки с помощью наклеивания на шаблон скрученных кусочков бумаги - торцовок. С помощью торцевания можно выполнить любую сюжетную или орнаментальную картинку.
12. Торцовка – это скрученные кусочки бумаги, для создания композиций в технике торцевания.
Скачать Программа дополнительного образования. Бумажные фантазии

Рекомендуем посмотреть:

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленнос Программа дополнительного образования для детей. Цветы Программа ФГТ. Музыкальное народное творчество Примерная образовательная учебная программа по предмету по выбору: изучение духовых и шумовых народн
Открытка аппликация для папы к 23 февраля своими руками для детского сада. Старшая группа | Презентация: 85 лет городу Прокопьевск
Опубликовано: 3105 дней назад (28 сентября 2015)
Просмотров: 16285
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 4
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 19 октября 2015 в 18:51 +1
Олеся Владимировна, познакомилась с предложенной вами рабочей программой с большим интересом и уверена, что коллегам она обязательно пригодится в работе. Желаю, чтобы поставленные задачи решились в ходе ознакомления с данным курсом. Успехов!
С уважением, Т.Н.
Ольга Николаевна Гоголинская # 20 октября 2015 в 19:16 +1
Спасибо за приглашение. Посмотрела Вашу программу. Интересная, плодотворная . Насыщенность программы практическими работами, отрабатываете навыки работы как с бумагой, картоном. Объясняете наличие аппликации-что это такое. Программа полезна, актуальна для детей данного возраста, полезна для педагогов. Голос.
Жанна Генриховна Ищенко # 30 января 2016 в 10:00 0
Спасибо за приглашение. Программа насыщенная, полная, работать по ней смогут все увлечённые этим творчеством педагоги. Успехов!