Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности

Образовательная программа дополнительного образования детей «Озорная бусинка» художественно-эстетической направленности
Описание работы: Предлагаю Вам разработку образовательной программы дополнительного образования детей «Озорная бусинка» художественно-эстетической направленности. Программа рассчитана для детей в возрасте 9-15 лет. Срок реализации программы - 3 года. Материал будет полезен педагогам дополнительного образования.
Пояснительная записка
Декоративно прикладное творчество - это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения.
Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия. В нем и загадочный блеск, и сочность красок, и четность линий, и неограниченные возможности для творческого поиска. На Руси искусство бисероплетения называлось низанием. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу.
К началу 19 века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали, чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, ткали, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделью крепостных девушек. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого, на первый взгляд не слишком изысканного материала - разнообразные сумочки, кошельки, бумажники, коробочки, чехольчики, сонетки, столешницы, картины, диванные подушки, трости, трубки, экраны, салфетки, чехлы для стаканов. Украшали бисером портсигары, записные книжки и даже закладки для книг.
Бисерные работы - живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.
Сегодня, казалось бы, умершее искусство изготовления бисерных изделий вновь стало популярным. Изделия из бисера вошли в моду, и все чаще голливудские звезды и музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье, а на запястьях девчонок, мы видим яркие браслетики, так называемые фенечки. Появились специализированные магазины, регулярно проводятся выставки высокохудожественных работ из бисера, издаётся большое количество литературы, как по технике исполнения изделий, так и по истории этого вида рукоделия.
В наши дни сохранилась преемственность обучения детей рукоделию. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Подобно тому, как шахматы развивают интеллект, любование невообразимыми сочетаниями цветов, изяществом форм украшений обостряет и развивает эстетическое чувство, учит пониманию красоты и гармонии мироздания.
Это имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка. Отрадно, что сегодня бисерное рукоделие вновь стало популярным. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, бисероплетение всегда было и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры.
Актуальность образовательной программы "Озорная бусинка" заключается в том, что она является существенным дополнением в решении развивающих, воспитательных, образовательных задач педагогики, а являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение детьми основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников. Способствует обучению детей через творческую совместную деятельность, направленную на постановку проблемы и решение проблемных ситуаций в индивидуальной и коллективно-творческой деятельности, а также дает возможность проявить себя, как личность и раскрыть свой внутренний мир, пробуждая ребенка к дальнейшему освоению народного творчества.
Новизна образовательной программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам бисероплетения, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать изделия самостоятельно, но при этом в процессе обучения не используется трудоёмкая техника, а применяется техника «ткачества», доступная для детей.
Цель программы: целью данной программы является создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества, формирование эстетического вкуса.
Задачи:
Образовательные - углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирования знаний по основам композиции, цветоведения и освоении техники бисероплетения.
Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие овнов культуры труда.
Развивающие - развитие моторных навыков, образного мьппления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического художественного вкуса.
Основные идеи:
- Творчество не является уделом избранных;
- Творчеству можно учить;
- Творчество стимулирует детей к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям.
Основные принципы программы:
• Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
• Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
• Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
• Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
• Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов,
• Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей,
• Принцип интеграции: разных форм и техники плетения,
• Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой.
Программа рассчитана на обучение в течение трех лет, в творческой мастерской занимаются дети от 9 до 15 лет, из расчета 90 мин в неделю, с перерывом 10 минут.
В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитателъного процесса педагог излагает новый материал всем воспитанникам одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Реализация программы осуществляется по трем ступеням образовательного процесса:
1 ступень - начальная:
- Знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов,
- Хранение бисера;
- Материалы и инструменты;
- Создание бисерного изделия;
- Умение подобрать цвет для изделия;
- Умение работать по схемам;
- Качество работы;
- Техника безопасности.
2 ступень - основная:
- Умение определять форму и размеры изделия;
- Уметь и продумывать в целом его конструкцию и художественное решение;
- Умение работать по схемам;
- Составлять простые схемы;
- Умение определять количество пропорций отдельных элементов и способы их соединения;
- Качество работы;
- Техника безопасности;
3 ступень - итоговая:
- Уметь разработать эскиз изделия и его элементов, обратить особое внимание на места их
соединений;
- Умение составить схемы изделия и его элементов;
- Уметь выбрать или разработать орнамент;
- Умение нанести орнамент на схемы изделия и его элементов (в условных цветах);
- Умение подобрать цветовую гамму бисера ,стекляруса, рубки;
- Уметь проверить правильность выбранных решений, для чего сделать образцы плетения в выбранной технике и цветовой гамме в соответствии с составленной схемой;
- Качество работы;
- Техника безопасности.
Формы работы
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно - иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, коллективно- творческая работа, индивидуальная работа, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии, оформление выставки
Ожидаемые результаты
Изучение теоретических тем и вьполнение практических заданий предполагает приобретение:
- знаний по народному и декоративно-прикладному искусству России;
- навыков в вьполнении различных бисерных изделий.
По итогам реализации образовательной про граммы учащиеся, прошедшие все этапы обучения по программе, должны получить общие сведения о народном искусстве и его видах.
Должны знать:
1. Правила техники безопасности;
2. Основы композиции и цветоведения;
3. Классификацию и свойства бисера;
4. Основные приемы бисероплетения;
5. Условия обозначения рисунков- схем;
6. Последовательность изготовления изделий из бисера;
7. Правила ухода и хранения изделий из бисера.
Должны уметь:
1. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
2. Составлять композиции согласно правилам;
3. Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
4. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;
5. Четко вьшолнять основные приемы бисероплетения;
6. Изготовлять украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов;
7. Вьшолнять отдельные элементы и сборку изделий;
8. Прикреплять застежки к украшениям;
9. Рассчитывать плотность плетения;
10. Хранить изделия из бисера согласно правилам.
Содержание образовательного процесса
1 год обучения
Основой занятий кружка первого года обучения является: ознакомление детей с бисерным рукоделием. Планом занятий. Демонстрацией изделий.
История развития бисероплетения. Использование бисера. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Основные приемы бисероплетения. Зарисовка схем. После изготовление сказочных персонажей при организации работы бисером соединяем труд и обучение в игровую программу, что помогает обеспечить единое решение познавательных, практических задач.
2 год обучения
На втором году обучения добавляются сложнее приемы плетения. И зарисовки сложных колье, подвесок, ожерелье. Также идет повторение правил техники безопасности. По итогам изученных тем проводятся выставки.
3 год обучения
На третий год обучения большое внимание уделяется самостоятельному чтению и зарисовки схем плетения.
Плетение сложных колье, ожерелье, а так же вышиванию картин. Участие в выставках.
Скачать Образовательную программу дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности

Рекомендуем посмотреть:

Программа кружка дополнительного образования Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения Программа дополнительного образования для детей. Цветы Программа дополнительного образования. Бумажные фантазии

Похожие статьи:

Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе

Программа дополнительного образования экологической направленности для младших школьников

Сценарий мероприятия на тему: ЗОЖ для 5-9 класса коррекционной школы | Сценарий мероприятия на тему ОБЖ для 5-9 класса коррекционной школы с презентацией
Опубликовано: 3549 дней назад (6 апреля 2015)
Просмотров: 6598
+2
Голосов: 2
Надежда Евгеньевна Скорых # 17 апреля 2015 в 22:11 +1
Елена Юрьевна, познакомилась не только с Вашей программой, но и с работами ребят. Содержание программы создает условия для овладения детьми языка искусства как средства чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.
Актуальность программы обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования обучающихся, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. У Вас подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности. Ваша программа сочетает в себе все необходимые компоненты для развития у ребят творческих способностей, чувства прекрасного,эстетический вкус,нравственные качества.
В наше время проблема формирования у обучающихся эстетического отношения к искусству является одной из приоритетных проблем современной теории и практики эстетического воспитания. Этот фактор определяет педагогическую целесообразность Вашей программы. Помимо этого следует отметить, что в процессе ее реализации Вами решаются задачи воспитания здорового образа жизни, навыков организации полноценного досуга, расширения сферы социализации детей и подростков. Мой голос!
Елена Юрьевна Пряхина # 17 апреля 2015 в 22:26 0
Спасибо Надежда Евгеньевна, за содержательный комментарий! Очень приятно, что Вы заглянули и оценили.