Программа кружка «Эрудит»
Автор: Пластинина Елена Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №3», г. Когалым
Описание материала: Предлагаю Вам программу дополнительного образования кружка «Эрудит» для начальной школы. Направление кружка – проектная деятельность. Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов. Эта программа направлена на формирование предметной проектной деятельности учащихся начальной школы.
Пояснительная записка
Программа нацелена на помощь учителю и учащимся 1-4 классов в постановке и проведении исследовательских и лабораторных работ, выполнении исследовательских проектов, развитии практических навыков.
Основной целью программы является: формирование и развитие личности учащегося через воспитание, коррекцию, самоопределение; формирование единой естественнонаучной картины мира, сочетающей единство и многообразие свойств живой и неживой природы. Все более необходимым звеном в процессе обучения становятся исследовательские и лабораторные работы, научные и экологические проекты с широким обсуждением основных идей и результатов.
Сегодня, когда в образовательный процесс активно внедряется компетентностный подход, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания и их роли в формировании у учащихся ключевых образовательных компетентностей, т. е. усвоения не просто некоторой суммы дискретных знаний и умений, а совокупности образовательных компонентов, обеспечивающих эффективное осуществление определенных видов деятельности. Задача формирования ключевых компетентностей может быть с успехом решена путем организации проектной и исследовательской деятельности межпредметного характера. Межпредметные связи способствуют формированию надпредметных понятий, полное представление о которых невозможно получить в одной предметной области (например, понятия материя, явления природы, различные виды движения и энергии). Одним из эффективных способов установления таких связей является уровневая дифференциация при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
При всем многообразии видов межпредметного взаимодействия можно выделить три основных направления, которые могут быть реализованы в проектно-исследовательской деятельности:
комплексное изучение одного явления или объекта разными науками;
использование методов одной науки для изучения различных явлений и объектов в других науках;
привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения различных явлений и объектов.
Цель: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Формировать умения и навыки самостоятельной проектной исследовательской деятельности учащихся как одного из средств повышения качества образования и успешности.
Задачи:
- привлечение творчески одаренных детей к самостоятельной учебной деятельности;
- развитие межпредметных связей в проектной деятельности;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся
- развитие культуры публичной дискуссии;
- формирование умений и навыков научного общения;
- создание творческих лабораторий в целях дальнейшего развития у учащихся ключевых образовательных компетентностей.
Обучающие:
учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;
учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения проектных задач;
Развивающие:
повышать интерес к науке через работу в различных проектах;
развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением проектных задач;
развивать пространственное воображение через решение проектных задач;
формировать умения строить проектные модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять проектные методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.
Воспитательные:
воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие через работу в кружке;
воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели начальной школы, недели науки, подготовку и представление докладов, решение задач;
формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения в кружке учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения теоретических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при отборе информации и для презентации результата, развить интерес к науке.
Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.
Программа рассчитана на 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:
доступности,
преемственности,
перспективности,
развивающей направленности,
учёта индивидуальных способностей,
органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся начальных классов, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Формы контроля:
№п/п
|
Контроль
|
Форма контроля
|
1.
|
Решение проектных задач
|
Участие в школьных и городских олимпиадах, дистанционных интеллектуальных конкурсах «ЭМУ», «Русский медвежонок», «Познание и творчество»
|
2.
|
Проекты, исследовательские работы
|
Участие в конференции НПК «Гости из будущего»
|
3.
|
Разработка викторин, интеллектуальных конкурсов для начальной школы, математических праздников, лингвистических игр, краеведческих турниров, математических марафонов и т.д.
|
Неделя науки
Неделя начальной школы
|
План работы кружка «Эрудит»
№ занятия
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
Примечание
|
1.
|
Вводное занятие
Знакомство с программой кружка
|
1
|
Стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами.
|
2.
|
Наука в жизни человека. Составление презентации по теме
|
1
|
Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам.
|
3-4
|
Способы получения информации в современном мире
|
2
|
формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление.
|
5-6.
|
Наука и книга. Структура книги.
Правила работы с книгой.
|
2
|
Учить работать с книгой – источником знаний и информации.
|
7-8.
|
Методы самостоятельной работы с литературой. Виды переработки и сокращения текста.
|
2
|
Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам.
|
9-10.
|
Выбор книги в библиотеке по заданной теме. Алфавитный каталог. Систематический каталог.
Составление каталога
|
2
|
Формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами
|
11-12.
|
Справочная литература. Словари.
Работа со справочной литературой.
|
2
|
Воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и презентацию проекта, в процессе исследования, подготовку и представление докладов.
|
13-14.
|
Периодические издания. (газеты, журналы)
Работа с периодическими изданиями
|
2
|
Формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением проектных задач.
|
15-16
|
Интеллектуальные игры.
Составление и проведение викторин
|
2
|
Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам.
|
17-20
|
Сценарии праздников
Составление сценариев на любую тему. Коллективный проект.
|
4
|
Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде сценариев к календарным и школьным праздникам.
|
21-24
|
Рукотворная книга
Проект: Изготовление книги.
|
4
|
Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде рукотворной книги.
|
25-26
|
Проект. Разработка и оформление буклета «Викторина» к неделе науки.
|
2
|
Для конкурса буклетов организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе
|
27-30
|
Проект: Подготовка и проведение праздника «Фокусы, загадки-шутки, иллюзии».
|
4
|
Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде сценария праздника.
|
31-34
|
Решение проектных задач.
|
4
|
Учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач.
|
35-36
|
Разработка и проведение математической игры.
|
2
|
Для математической игры организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка.
|
37-40
|
Разработка и проведение краеведческой игры «Знай свой край»
|
4
|
Для краеведческой игры организовать поиск интересных заданий или составление задач самими участниками кружка.
|
41-44
|
Разработка и проведение интеллектуальной игры «Искорка»
|
4
|
Для интеллектуальной игры организовать поиск интересных заданий или составление задач самими участниками кружка.
|
45-48
|
Подготовка и проведение конкурса буклетов «Интересная задача»
|
4
|
Для конкурса буклетов организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе
|
49-52
|
Коллективный проект «Лента Времени»
|
4
|
Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде наглядного пособия, папке с событиями и презентации.
|
53-54
|
Выбор темы для индивидуального проекта.
|
2
|
Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты.
|
55 – 60
|
Индивидуальные консультации по реализации индивидуальных проектов. Практические занятия.
|
6
|
Учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач.
|
61-64
|
Защита проекта.
|
4
|
Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.
|
65-70
|
Коллективный проект «Муравьиная ферма».
|
6
|
Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты.
|
71-74
|
Решение проектных задач.
|
4
|
Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.
|
75-78
|
Коллективный здоровьесберегающий проект «Сам себе я помогу – своё здоровье сберегу».
|
4
|
Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде буклетов с рекомендациями по здоровьесбережению, презентации, выставке плакатов «Полезные привычки».
|
79-82
|
Коллективный проект. Разработка и оформление экологического буклета «Сохраним природу Югорского края».
|
4
|
Для конкурса буклетов организовать поиск интересных материалов или составление статей самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе
|
83-86
|
Коллективный проект. Разработка и оформление стендового проекта «Огонь друг и враг».
|
4
|
Ребята по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде стенда.
|
87-90
|
Коллективный проект. История войны в песнях военных лет.
|
4
|
Ребята по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде концерта.
|
91-96
|
Индивидуальные проекты. История моей семьи в истории моей страны.
|
6
|
Ребята индивидуально разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде буклета, презентации или стенда.
|
97-98
|
Выставка проектов.
|
2
|
Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.
|
99-100
|
Выбор тем индивидуальных проектов на следующий учебный год.
|
2
|
Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят в течении лета защиту – продукт проектной деятельности – в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты.
|
101-102
|
Интеллектуальный марафон «Парад звёзд»
|
2
|
Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.
|
Методическое обеспечение:
Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на проектных задачах.
Метод обучения через проектные задачи базируется на следующих дидактических положениях:
наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические проектные задачи, решение которых даёт им новые знания;
с помощью проектных задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными теориями
усвоение учебного материала через последовательное решение проектных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Большое внимание уделяется овладению учащимися проектными методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению проектных моделей. Обсуждение решений проектных задач с учащимися необходимо проводить в виде эвристической беседы.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях кружка необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
В работе кружка широко применяется метод проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов включает в себя три основных этапа: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный.
На первом, мотивационном, этапе осуществляется создание учебно-проблемной ситуации – мотивирующая задача, совместное целеполагание, прогнозирование предполагаемого результата (продукта проекта), распределение учащихся по парам или группам (в случае парного или группового проекта), планирование исследовательской деятельности, а также актуализация знаний и умений, необходимых для выполнения проекта.
На втором, операционно-познавательном, этапе учащиеся осуществляют план проекта посредствам сбора, анализа и систематизации фактического материала, выдвижения, доказательства или опровержения гипотез, а также определяют форму продукта проекта и непосредственно готовят сам продукт.
На третьем, рефлексивно-оценочном, этапе в процессе презентации результатов исследовательских проектов (продуктов) осуществляется анализ и самоанализ планировавшихся и достигнутых результатов, анализируется собственная деятельность, определяется содержание корректирующей деятельности. Этап может завершаться постановкой задачи по окончательной доработке продукта проекта.
Преобладающей деятельностью учащихся является исследовательская, поэтому основная задача учителя – создать условия для включения школьника в деятельность, направленную на самостоятельное выдвижение гипотез и на поиск их доказательств. Таким образом, использование метода проектов в кружковой работе позволяет, придерживаясь традиционной системы учебных занятий, избегать их отрыва от реальной деятельности, пробуждает интерес к познанию, а также способствует достижению требований современного информационного общества.
На занятиях также применяются:
педагогические способы взаимодействия с детьми; словесные методы (рассказ, беседа);
практические методы (упражнения, тесты);
методы стимулирования и мотивации; поощрения;
учебно-познавательные игры, занимательные материалы;
участие в школьных интеллектуальных играх и олимпиадах;
организация логических операций; заинтересованность в результатах;
самооценка деятельности и коррекции.
Литература:
1. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология.— Пг., 1923.
2. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
3. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / Отв. Ред. Б. С. Соколов.— М.: Наука, 1989.
4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций /Собрание сочинений, т. 3. — М., 1983.
5. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации //Вопросы психологии, 1966, № 6.
6. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
7. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
9. Мольц М. Я – это Я, или Как стать счастливым.— М.: Прогресс, 1991.
10. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 – 2000 г.
13. Почепцов Г. Г. Психологические/информационные операции.— Киев, 1999.
14. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
15. Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М.: Наука, 1993.
16. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 53-67.
17. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.
18. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
Рекомендуем посмотреть:
Сценки для начальной школы
Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии