Методическая разработка для учителей начальных классов
Автор: Журавлева Лариса Юрьевна
Учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 2» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Пояснительная записка
Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка во 2-3 классах, а также во внеклассной работе.
Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки правильного написания письма другу. Систематический анализ писем-образцов развивает у детей языковое чутье, внимание к правильному употреблению речевых единиц. В результате данной деятельности учащиеся приобретают опыт по исправлению речевых ошибок.
Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу учителю и учащимся, развивает интерес к языку и потребность познавать его. Упражнения в составлении писем закладывают основы культуры общения, формируют коммуникативные умения, а главное – доброжелательное отношение к людям.
Цели:
1. Образовательные:
· ознакомление с этикетными правилами написания письма другу;
· приобретение навыков правильного написания личного письма.
2. Развивающие:
· развитие орфографической зоркости учащихся;
· обогащение словарного запаса, активизация речи учащихся;
· формирование культуры речи учащихся.
3. Воспитательные:
· формирование нравственных основ человеческой личности;
· ознакомление с нравственно-этическими правилами, нормами общения человека с помощью письма.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
- уметь пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, доступными средствами массовой информации;
- знать этикетные правила написания письма другу;
- уметь создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи этикетные диалоги;
- уметь определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма, редактировать письмо, оформлять конверт.
Оборудование:
1. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
2. Фонограмма стихотворения С. Я. Маршака.
3. Образец написания адреса на конверте.
Ход урока:
I. Актуализация знаний учащихся о письме
1. Вводная часть урока. (Учитель читает загадку.)
Сбоку марка и картинка.
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь –
За море умчится.
- Ребята, вы догадались, о чем эта загадка? (Ответы учащихся.)
- Конечно, это письмо. Кто из вас получает письма? А вы посылаете письма? Для чего люди пишут письма друг другу? (Приблизительные ответы детей: с помощью писем люди словно встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями, о чем-то сообщают.)
Учитель:
- Итак, что такое письмо? (Лексическая работа над словом.)
ПИСЬМО - это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Ученица читает стихотворение.
Письмо
Само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти,
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути. (С. Маршак)
Учитель:
- Что нужно, чтобы листок стал письмом? (Ответы детей.) Да, ребята, необходим конверт. (На доску учитель вывешивает макет конверта.)
- Рассмотрите почтовый конверт. Что на нем пишут? (Адрес.) Объясните значение слова адрес? (Лексическая работа над словом.)
АДРЕС – надпись на письме, указывающая место назначения и получателя. (Анализируется образец правильного написания адреса на конверте.)
Учитель:
- Отправится ли в путешествие это письмо? (Нет.) Почему? (Ответы учащихся.) Вы, верно, сказали, что на конверте должна быть марка. (К макету конверта приклеивается макет марки.)
- Что такое марка? (Лексическая работа над словом.)
МАРКА – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их коллекционируют. (Подготовленные учащиеся показывают свои коллекции марок и коротко рассказывают о них.)
Учитель:
- Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. Когда мы вынимаем из почтового ящика письмо, мы вряд ли задумываемся над тем, как оно было доставлено.
2. Беседа по вопросу «Как путешествует письмо»
Учитель:
- Знаете ли вы, на каком транспорте путешествует письмо? (Ответы детей.)
Письма:
- летят в самолетах;
- мчатся в поездах и автомашинах;
- плывут на теплоходах и в моторных лодках;
- едут на лошадях и оленях.
Учитель:
- Куда доставляют письма? (Ответы детей.)
Письма приходят в любой уголок земного шара –
- в большой город;
- в маленькую деревушку;
- в арктический поселок;
- в высокогорный аул.
Учитель:
- Попробуем задуматься: так ли было всегда? Как люди получали письма раньше, в старину, когда не было еще почтовых отделений и почтовых ящиков, удобного и быстрого транспорта? (Ответы детей.)
Ученик (делает сообщение-обобщение о доставке писем в разные времена):
- В древности письма доставлял пеший посыльный. Потом появились верховая, санная, лодочная почты. Послания доставлялись на аэростатах, голубями, в бутылках. Технический прогресс принес железнодорожную, автомобильную, трамвайную, пароходную почту. В прошлом веке стали появляться воздушные виды почты – самолетная, дирижабельная, вертолетная, ракетная, наконец, космическая.
II. Определение целей урока
Учитель:
- Ребята, кому вы можете открыть свою тайну? Выберите ответ:
- родителям;
- учителю;
- президенту;
- другу.
(Ответы учащихся.)
Учитель:
- Да, дети, бывают важные моменты в жизни, когда необходимо поговорить с другом или с подругой. Какая работа нам предстоит? (Напишем письмо другу.)
Ученик читает стихотворение.
Друг письмо мое получит
И обрадуется вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг!
Учитель:
- Что объединяет друзей? (Общий круг интересов: любовь к природе, путешествиям, спорт, музыка и пр.)
- Письмо представляет собой модель беседы с другом, где можно не просто рассуждать о пустяках, а вести серьезный разговор о главном. Что для вас главное? (Ответы детей.)
III. Практикум
1. Подготовительная беседа «Как выглядит письмо»
Учитель:
- Ребята, знаете ли вы, как выглядит письмо? (Ответы детей.)
- Какие чувства испытает друг, прочитав ваше письмо? (Приятные чувства: удивление, радость, интерес.)
- Придумайте ситуации, которые вызовут у вашего друга положительные эмоции. (Учащиеся придумывают подходящие ситуации.) Это:
· радостная весть, сюрприз;
· совет, помощь, похвала;
· поздравления и пожелания;
· приглашение на торжество;
· сообщение о скорой встрече.
- Итак, что может содержать письмо? (Ответы учащихся.)
· обращение к адресату;
· интересующие нас вопросы;
· наше отношение к новостям;
· ответы на вопросы предыдущего письма;
· новости;
· благодарность за внимание;
· приветы друзьям, знакомым, родственникам;
· прощание;
· подпись;
· постскриптум.
2. Этикетные правила написания письма в разыгрывании речевых ситуаций:
а) диалоговое обращение
Учитель:
- Обратитесь к другу и поздоровайтесь. Например:
- Здравствуй, Сережа!
- Привет, Катюша!
- Милая Леночка! Прими самый нежный и теплый привет.
Ведь лучше тебя никого в мире нет!
б) слова вежливости
Учитель:
- Отвечая на чье-то письмо, поблагодарите за внимание. Ответы учащихся:
- Спасибо за письмо.
- Я очень обрадовался твоему письму.
- Спасибо за то, что не забываешь.
в) реплика-отклик
Учитель:
- Вспомните, о чем вам писали в предыдущем письме, и выразите к новостям свое отношение. Примерные ответы детей:
- Интересно было узнать о твоих планах на лето.
- Сообщение об удачной рыбалке развеселило меня.
- Как хорошо, что нашлась твоя собака.
г) речевая игра «Вопросник». (Желающие встают в круг, задают вопрос - передают следующему конверт.)
Учитель:
- Спросите, как идут дела у друга. Например:
- Как дела?
- Что нового?
- Как ты поживаешь?
- Если вам писали о чем-то грустном, спросите, как обстоят дела в настоящее время. Например:
- Выздоровел ли Миша?
- Ты научился подтягиваться на перекладине?
- Надеюсь, ты помирился с Сашей?
д) речевая задача «Ответы на вопросы, заданные в предыдущем письме»
(Двое разыгрывают диалог, третий составляет предложение, которое использует при написании письма.)
Диалог
- Женя, ты выздоровел?
- Да, я снова хожу на тренировки по плаванию.
- Андрей, как ты относишься к спорту?
- Люблю кататься на лыжах и коньках.
|
Ответы на вопросы предыдущего письма
Я уже выздоровел и снова хожу в бассейн.
Ты спрашиваешь, как я отношусь к спорту?
– Катаюсь на лыжах и коньках.
|
е) ролевая игра «Новости»
Учитель:
- Ребята, как понимаете значение слова «новости»? (Лексическая работа над словом.)
НОВОСТИ – нечто новое. Недавно полученные известия.
Учитель:
- Сообщите новость шепотом на ухо своему соседу.
- О чем вы узнали? Примерные ответы учащихся:
- Купили велосипед.
- Поступил в музыкальную школу и уже научился играть гаммы.
- Всем классом ходили в цирк. Было здорово. Особенно понравились дрессированные собачки.
ж) конкурс на лучшее поздравление другу
Учитель:
- Ребята, послушайте, какое пожелание друзьям написал С.Я. Маршак. (Звучит фонограмма стихотворения С. Я. Маршака.)
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам нового добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
Учитель:
- Найдите добрые слова в пожелании. (Практическая работа.)
Поздравление должно быть добрым и искренним, содержать теплые слова, которые приятно будет получить другу. Поздравьте друга с каким-либо событием, пожелайте что-то приятное.
з) составление предложений
Учитель:
- Ребята, передайте привет друзьям, знакомым, родственникам. Примерные ответы учащихся:
- Передай привет Юльке и Виталику.
- Передай привет дедушке. Я очень по нему скучаю.
- Надюшке большой привет и спасибо за интересную книгу.
Учитель:
- В конце письма попрощайтесь и подпишитесь. Ответы детей:
- До свидания, Лена! Твоя подруга Вика.
- Жду встречи. Вадик.
- До скорой встречи. Юра.
- Жду с нетерпением твоего ответа. Маша.
Учитель:
- Если в письме вы забыли что-то указать, можно написать постскриптум. Как объясняет значение этого слова «Толковый словарь»?
ПОСТСКРИПТУМ – это приписка в письме, которая стоит после подписи и обозначается буквами «P.S.». Постскриптум переводится с латинского языка как «после написанного». Например:
P. S. Да, я только что узнал, что у Сережи родилась сестренка.
P. S. Забыл упомянуть о том, что живу сейчас у бабушки. Пиши ответ на ее адрес.
P. S. Обязательно приезжай к нам в гости. Обещаю, будет весело!