3. Определение условий грамотного письма
Игра «Собери пословицу!».
Учитель:
- Из данных слов (написано, топором, что, вырубишь, пером, того, не) составьте пословицу.
- Как понимаете пословицу: «Что написано пером, того не вырубишь топором»? – беседа.
Учитель (обобщение ответов детей):
- Каждая неясность, каждый неверный оборот могут вызвать непонимание, путаницу. Неверно расставленные или вовсе не поставленные знаки препинания могут изменить смысл. Что в разговоре допускается – неуместно в письме. Сделайте вывод о том, как написать грамотное письмо.
Вывод: для написания грамотного письма необходимо:
а) написать черновое письмо;
б) внимательно прочитать письмо вслух (на слух определить некрасивые созвучия);
в) исправить ошибки;
г) переписать письмо.
4. Анализ заданной жизненной ситуации «Письмо другу (подруге)»
Учитель:
- Письма…письма.… Сколько связано с ними неожиданного, порой веселого, порой грустного. Берешь конверт в руки и думаешь, а вдруг там спрятано самое удивительное сообщение из всех, что вообще до сих пор к тебе приходили? И гадаешь.… И чаще всего, конечно, не угадываешь…
У мальчиков может состояться серьезный «мужской» разговор, а у девочек – откровенная беседа «Между нами, девочками». О чем бы написали письмо:
Мальчики?
· О каком-либо договоре;
· о важном задании;
· о помощи кому-либо;
· о неожиданном подарке, сюрпризе.
|
Девочки?
· Об удивительном происшествии;
· о заветной мечте;
· о секрете;
· о просьбе.
|
Учитель:
- Что может содержать такое письмо? (Такое письмо может содержать:
· увлекательный поиск;
· неожиданные находки;
· таинственные истории;
· необыкновенные открытия.)
Учитель:
- Сформулируйте цель своего письма другу (подруге).
Мальчики.
Цель: договориться о чем-то, решить проблему, дать важное задание, убедить собеседника.
|
Девочки.
Цель: поделиться сокровенным, раскрыть секрет, посплетничать, удивить собеседницу.
|
5. Определение стиля письма
Учитель:
- Каким стилем речи вы воспользуетесь? (Разговорным стилем.)
- Приходилось ли вам прислушиваться к разговорной речи окружающих? Не заметили ли вы, какие предложения характерны для разговорного стиля? (Простые, короткие предложения, диалог.)
- Назовите несколько слов, которые, по вашим наблюдениям, характерны для разговорного стиля. (Валюша, Ленька, дружище, братишка, гурьба, ватага и др.)
6. Устное создание речевых ситуаций
Учитель:
- Придумайте начало письма.
Мальчики:
· - Пишу тебе по важному делу.
· - Мне нужна твоя помощь!
· - Сегодня ночью у меня вдруг родился план. Пока никто не должен знать об этом. Никто, кроме тебя!
· - Мужской уговор: никому ни слова.
|
Девочки:
· - Я хочу тебе рассказать об одном происшествии. Тебе такое и не снилось!..
· - Хочешь – верь, хочешь – нет. Мое дело – сказать тебе правду.
· - Сейчас ты очень удивишься. И даже, может быть, не поверишь мне.
|
Учитель:
- Придумайте концовку письма.
Мальчики:
· - Договорились?
· - Вот пока и все. Действуй!
|
Девочки:
· - Что, удивилась?
· - Ну, как тебе эта загадочная история? Фантастика!
|
7. Употребление элементов занимательности в письме
Учитель:
- Какие элементы занимательности можно использовать в письме? (Предположения учащихся.)
Учитель (обобщение и дополнение ответов детей):
- Для проявления интереса у друга в письме можно применить различные элементы занимательности. При договоре для наглядности начертить план. К удивительному происшествию сделать рисунок. А также можно использовать стихотворение, загадку, анекдот, колыбельную песню, частушку и др.
IV. Физкультминутка. (Используется стихотворение А. Чельцовой.)
Несется по суше,
Несется по морю,
Летит самолетом
В воздушном просторе.
|
И вот, наконец
Прибывает оно
Из дальнего края,
Вестями полно.
|
V. Самостоятельная работа (написание письма, самопроверка)
VI. Рефлексия
Учитель:
- Ребята, чему вы порадовались на уроке? Поделитесь, какие трудности возникли?
- Вложите письмо в конверт. Напишите адрес на конверте. Опустите письмо в классный почтовый ящик.
(Почтальон-ученик доставляет почту по назначению. Получатели писем - ученики открывают их, знакомятся с их содержанием.)
VII. Домашнее задание
Учитель:
- Дома напишите ответ на полученное письмо и пошлите письмо другу по почте. Кто знает, может быть, это письмо станет не только продолжением вашей переписки с другом, но и началом благородных дел.
Приложение
Письма другу
Творческие работы учащихся
Здравствуй, Женя!
Пишу тебе по важному делу. Только мы должны знать об этом.
Наш друг Ленька получил плохие оценки по математике и физкультуре. Если его мама узнает об этом, то не отпустит летом в лагерь отдыха. Ты помнишь, как мы все вместе играли в футбол, плавали в бассейне, катали на карусели девочек? Весело было!
Ты должен помочь Леньке подготовиться к проверочной работе по математике, а я научу его подтягиваться. Договорились?
До встречи.
Твой друг Тимур.
P. S. Дал слово – держи!
Привет, Иришка!
С тех пор, как ты переехала в Башкирию, у нас произошло много интересного. Помнишь Лешку Жукова? С ним вчера такая смешная история получилась. Сейчас тебе все расскажу.
Значит, прихожу я в школу. Подхожу к классу, а там стоит Лешка. Жалко, что ты не видела, какой он красивый. Высокий, стройный юноша в белом смокинге, с бабочкой. А в руках… Что бы ты могла подумать? Скрипка!
Что, удивилась? Вот и я чуть в обморок не упала. Думала, что он тайный скрипач. Оказалось, что Лешка играет в школьном спектакле.
А завтра у нас будет День шуток. Как он пройдет, я опишу в следующем письме.
Как тебе живется без нас? Привыкла к новому классу? Приезжай на каникулах. Жду встречи. До свидания.
Саша.
Здравствуй, Максим!
Максим! Я хочу договориться с тобой о маленьком секрете. Только девочкам ни слова!
Скоро наступит 8 Марта. Мы должны поздравить Ларису Юрьевну и девочек нашего класса. Пусть это будет не просто поздравление с вручением простеньких подарков, о которых девочки забудут через несколько дней. А нечто необычное…
Я думаю устроить в нашем классе живой уголок. Такой маленький зоосад. Я принесу попугайчиков, ты – рыбок. Артем обещал принести морскую свинку. Все будут наблюдать и ухаживать за животными.
Вот это будет сюрприз! Настоящий, запоминающийся подарок. А самое главное – необычный!
Ну, что, по рукам? Тогда начнем действовать!
До встречи.
Эдик.
Здравствуй, Паша!
Спасибо, что ты ответил на мое письмо. Я всегда с нетерпением жду твоих писем. Мне интересно их читать.
Паша! Я узнал из твоего письма, что у вас пропала любимая собака. Мне очень жаль.
У нашей собаки Найды появилось девять щенков! Они забавные – переваливаются с боку на бок, любят тепло, пьют молоко. Если ты летом приедешь к нам в гости, то я подарю тебе самого смелого и сильного щенка.
Я тоже люблю собак. Сейчас я читаю книгу о сенбернаре Бетховене, с которым всегда происходят необычные истории. Я советую тебе прочитать эту замечательную книгу. Ее написал Р. Тайн.
Передай привет своей маме.
До свидания.
Твой друг Тимур.
P.S. Моя мама уехала на научную конференцию в город Чебоксары. Так что пока я живу у бабушки. Пиши ответ на ее адрес.
Привет, Даша!
Как давно я тебя не видела! Даже не верится, что прошло три года, как мы закончили школу.
Я видела Максимку! Он стал спортсменом, занимает первые места по плаванью. Тимур такой же умный. Он самый лучший студент в институте. У Артема своя фирма. Он занимается компьютерами. Больше из наших одноклассников я никого не видела. Если ты встречалась с кем-нибудь, напиши мне о них.
У меня все хорошо. Я уже на третьем курсе. Учиться сложно, но я стараюсь. Приходится очень много читать.
Как у тебя идут дела? Как родители? Как твой непослушный братик? Напиши о себе. Жду с нетерпением. Надеюсь на встречу. До свидания.
Саша.
P. S. Давайте все встретимся на новый год!
Литература:
1. Игнатьева Т. В., Вохмянина Л. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001 г.
2. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985 г.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».
4. Соркин Е.Б. Почта спешит к людям. Изд. Москва «Знание», 1977 г.
Рекомендуем посмотреть:
Сценки для начальной школы
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии
Конспект развивающего занятия для младших школьников
Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»