Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

3. Определение условий грамотного письма

Игра «Собери пословицу!».

Учитель:

- Из данных слов (написано, топором, что, вырубишь, пером, того, не) составьте пословицу.

- Как понимаете пословицу: «Что написано пером, того не вырубишь топором»? – беседа.

Учитель (обобщение ответов детей):

- Каждая неясность, каждый неверный оборот могут вызвать непонимание, путаницу. Неверно расставленные или вовсе не поставленные знаки препинания могут изменить смысл. Что в разговоре допускается – неуместно в письме. Сделайте вывод о том, как написать грамотное письмо.

Вывод: для написания грамотного письма необходимо:

а) написать черновое письмо;

б) внимательно прочитать письмо вслух (на слух определить некрасивые созвучия);

в) исправить ошибки;

г) переписать письмо.

4. Анализ заданной жизненной ситуации «Письмо другу (подруге)»

Учитель:

- Письма…письма.… Сколько связано с ними неожиданного, порой веселого, порой грустного. Берешь конверт в руки и думаешь, а вдруг там спрятано самое удивительное сообщение из всех, что вообще до сих пор к тебе приходили? И гадаешь.… И чаще всего, конечно, не угадываешь…

У мальчиков может состояться серьезный «мужской» разговор, а у девочек – откровенная беседа «Между нами, девочками». О чем бы написали письмо:

Мальчики?

· О каком-либо договоре;

· о важном задании;

· о помощи кому-либо;

· о неожиданном подарке, сюрпризе.

Девочки?

· Об удивительном происшествии;

· о заветной мечте;

· о секрете;

· о просьбе.

Учитель:

- Что может содержать такое письмо? (Такое письмо может содержать:

· увлекательный поиск;

· неожиданные находки;

· таинственные истории;

· необыкновенные открытия.)

Учитель:

- Сформулируйте цель своего письма другу (подруге).

Мальчики.

Цель: договориться о чем-то, решить проблему, дать важное задание, убедить собеседника.

Девочки.

Цель: поделиться сокровенным, раскрыть секрет, посплетничать, удивить собеседницу.

5. Определение стиля письма

Учитель:

- Каким стилем речи вы воспользуетесь? (Разговорным стилем.)

- Приходилось ли вам прислушиваться к разговорной речи окружающих? Не заметили ли вы, какие предложения характерны для разговорного стиля? (Простые, короткие предложения, диалог.)

- Назовите несколько слов, которые, по вашим наблюдениям, характерны для разговорного стиля. (Валюша, Ленька, дружище, братишка, гурьба, ватага и др.)

 6. Устное создание речевых ситуаций

Учитель:

- Придумайте начало письма.

Мальчики:

·         - Пишу тебе по важному делу.

·         - Мне нужна твоя помощь!

·         - Сегодня ночью у меня вдруг родился план. Пока никто не должен знать об этом. Никто, кроме тебя!

·         - Мужской уговор: никому ни слова.

Девочки:

·         - Я хочу тебе рассказать об одном происшествии. Тебе такое и не снилось!..

·         - Хочешь – верь, хочешь – нет. Мое дело – сказать тебе правду.

·         - Сейчас ты очень удивишься. И даже, может быть, не поверишь мне.

Учитель:

- Придумайте концовку письма.

Мальчики:

·         - Договорились?

·         - Вот пока и все. Действуй!

Девочки:

·         - Что, удивилась?

·         - Ну, как тебе эта загадочная история? Фантастика!

7. Употребление элементов занимательности в письме

Учитель:

- Какие элементы занимательности можно использовать в письме? (Предположения учащихся.)

Учитель (обобщение и дополнение ответов детей):

- Для проявления интереса у друга в письме можно применить различные элементы занимательности. При договоре для наглядности начертить план. К удивительному происшествию сделать рисунок. А также можно использовать стихотворение, загадку, анекдот, колыбельную песню, частушку и др.

 IV. Физкультминутка. (Используется стихотворение А. Чельцовой.)

Несется по суше,

Несется по морю,

Летит самолетом

В воздушном просторе.

И вот, наконец

Прибывает оно

Из дальнего края,

Вестями полно.

V. Самостоятельная работа (написание письма, самопроверка)

VI. Рефлексия

Учитель:

- Ребята, чему вы порадовались на уроке? Поделитесь, какие трудности возникли?

- Вложите письмо в конверт. Напишите адрес на конверте. Опустите письмо в классный почтовый ящик.

(Почтальон-ученик доставляет почту по назначению. Получатели писем - ученики открывают их, знакомятся с их содержанием.)

VII. Домашнее задание

Учитель:

- Дома напишите ответ на полученное письмо и пошлите письмо другу по почте. Кто знает, может быть, это письмо станет не только продолжением вашей переписки с другом, но и началом благородных дел.

Приложение

Письма другу

Творческие работы учащихся

Здравствуй, Женя!

Пишу тебе по важному делу. Только мы должны знать об этом.

Наш друг Ленька получил плохие оценки по математике и физкультуре. Если его мама узнает об этом, то не отпустит летом в лагерь отдыха. Ты помнишь, как мы все вместе играли в футбол, плавали в бассейне, катали на карусели девочек? Весело было!

Ты должен помочь Леньке подготовиться к проверочной работе по математике, а я научу его подтягиваться. Договорились?

До встречи.

Твой друг Тимур.

P. S. Дал слово – держи!

 

Привет, Иришка!

С тех пор, как ты переехала в Башкирию, у нас произошло много интересного. Помнишь Лешку Жукова? С ним вчера такая смешная история получилась. Сейчас тебе все расскажу.

Значит, прихожу я в школу. Подхожу к классу, а там стоит Лешка. Жалко, что ты не видела, какой он красивый. Высокий, стройный юноша в белом смокинге, с бабочкой. А в руках… Что бы ты могла подумать? Скрипка!

Что, удивилась? Вот и я чуть в обморок не упала. Думала, что он тайный скрипач. Оказалось, что Лешка играет в школьном спектакле.

А завтра у нас будет День шуток. Как он пройдет, я опишу в следующем письме.

Как тебе живется без нас? Привыкла к новому классу? Приезжай на каникулах. Жду встречи. До свидания.

Саша.

 

Здравствуй, Максим!

Максим! Я хочу договориться с тобой о маленьком секрете. Только девочкам ни слова!

Скоро наступит 8 Марта. Мы должны поздравить Ларису Юрьевну и девочек нашего класса. Пусть это будет не просто поздравление с вручением простеньких подарков, о которых девочки забудут через несколько дней. А нечто необычное…

Я думаю устроить в нашем классе живой уголок. Такой маленький зоосад. Я принесу попугайчиков, ты – рыбок. Артем обещал принести морскую свинку. Все будут наблюдать и ухаживать за животными.

Вот это будет сюрприз! Настоящий, запоминающийся подарок. А самое главное – необычный!

Ну, что, по рукам? Тогда начнем действовать!

До встречи.

Эдик.

 

Здравствуй, Паша!

Спасибо, что ты ответил на мое письмо. Я всегда с нетерпением жду твоих писем. Мне интересно их читать.

Паша! Я узнал из твоего письма, что у вас пропала любимая собака. Мне очень жаль.

У нашей собаки Найды появилось девять щенков! Они забавные – переваливаются с боку на бок, любят тепло, пьют молоко. Если ты летом приедешь к нам в гости, то я подарю тебе самого смелого и сильного щенка.

Я тоже люблю собак. Сейчас я читаю книгу о сенбернаре Бетховене, с которым всегда происходят необычные истории. Я советую тебе прочитать эту замечательную книгу. Ее написал Р. Тайн.

Передай привет своей маме.

До свидания.

Твой друг Тимур.

P.S. Моя мама уехала на научную конференцию в город Чебоксары. Так что пока я живу у бабушки. Пиши ответ на ее адрес.

 

Привет, Даша!

Как давно я тебя не видела! Даже не верится, что прошло три года, как мы закончили школу.

Я видела Максимку! Он стал спортсменом, занимает первые места по плаванью. Тимур такой же умный. Он самый лучший студент в институте. У Артема своя фирма. Он занимается компьютерами. Больше из наших одноклассников я никого не видела. Если ты встречалась с кем-нибудь, напиши мне о них.

У меня все хорошо. Я уже на третьем курсе. Учиться сложно, но я стараюсь. Приходится очень много читать.

Как у тебя идут дела? Как родители? Как твой непослушный братик? Напиши о себе. Жду с нетерпением. Надеюсь на встречу. До свидания.

Саша.

P. S. Давайте все встретимся на новый год!

Литература:

1. Игнатьева Т. В., Вохмянина Л. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001 г.

2. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985 г.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».

4. Соркин Е.Б. Почта спешит к людям. Изд. Москва «Знание», 1977 г.

Рекомендуем посмотреть:

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Сценки для начальной школы

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект развивающего занятия для младших школьников

Страницы: 1 2
Татьяна Черкасова # 11 апреля 2013 в 10:52 +2
Очень хороший урок ! Действительно современные дети часто не обладают навыками написания письма , они  общаются в основном  путём СМС  и аськи . Перед школой стоит задача повысить уровень речи учащихся . Отрадно что данный урок не только обучает школьников написанию письма , но и формирует у них УУД .
Галина Царенко # 21 мая 2013 в 06:39 +2
Уважаемая Лариса Юрьевна, мне очень понравилось, что вы сделали хорошую пояснительную записку. Учителям - практикам иногда легче урок провести, чем описать его. Спасибо за урок.
Оксана Владимировна Гаврилина # 11 декабря 2013 в 10:49 +2
Уважаемая Лариса Юрьевна, благодарю вас за интересный материал. Содержательная часть урока применима не только в общеобразовательной начальной школе, но и вполне может быть использована в коррекционой школе. Материал подается легко, в доступной форме.К данному материалу было несложно сделать презентацию. Спасибо.
Анна Ильина # 11 декабря 2013 в 13:35 0
Отличный урок, интересный, разнообразные задания и соответствует ФГОС. И спасибо за подробную пояснительную записку!
Светлана Викторовна Калинина # 16 января 2014 в 00:05 +1
Очень понравилась разработка урока. С большим удовольствием использовала его на своем уроке, спасибо. Материал соответствует возрастным осбенностям детей. Особенно хочется отметить пояснительную записку.
Эльмира Зуфаровна Абдунагимова # 17 января 2014 в 14:17 0
Хороший содержательный урок. Отличный замысел!И главное соответствует новым стандартам.
Наталия Александровна Клюка # 19 января 2014 в 20:21 0
Ваш урок мне понравился во всех отношениях. Прослеживается чёткая логика выстроенности заданий, грамотно задаются вопросы, детально описана каждая структурная часть занятия, охвачены все нюансы составления письма другу.Хорошо объяснены правила, которые должны строго выполняться (написание адреса, размещение марки) и общие правила по составлению текста письма, дающие свободу автору письма, но, всё-таки, требующие выполнения определённого этикета. Такое занятие, безусловно, научит детей многому. Разработка занятия превосходная! Беру в свой актив. Спасибо.
Евгения Проскурина # 20 апреля 2014 в 20:32 0
Уважаемая Лариса Юрьевна, спасибо за интересный материал. Раскрытие темы урока подается легко, в доступной форме.Очень важно научить детей общаться, излагать и рассуждать. Спасибо за столь содержательный материал.
Регина Сириновна Сабирзянова # 20 июня 2014 в 01:02 0
Лариса Юрьевна! Ваш урок учит учащихся объяснять, рассуждать, общаться, понимать друг друга. В доступной форме ученики начальной школы познают правила этикета, оформления текста, заполнения конверта, размещения марки. Возьму на заметку! +1!
Анна Анатольевна Зиберт # 26 июля 2014 в 04:02 0
Лариса Юрьевна, спасибо за интересный, а главное полезный материал. Сегодня многие дети не охотно пишут письма, чаще СМС. А задача учителя повысить уровень речи ученика.В Вашем уроке весь алгоритм написания письма. Спасибо!
Анна Геннадьевна Никулина # 11 октября 2014 в 21:19 +1
Уважаемый автор! Благодарю за полезный для современных, сидящих в Интернете, детей, материал. У наших детей есть склонность к "сворачиванию" своих мыслей, к ненужной лаконичности, бедности речи. Данная работа может вызвать у детей интерес к творческой деятельности написания письма. Успехов!
Валентина Николаевна Смирнова # 22 ноября 2014 в 22:58 0
Нужный материал, который способствует не только развитию письменной речи, но и устной. Хорошая идея и для исследовательской работы. Спасибо!!!!
Елена Николаевна Сущенко # 22 марта 2015 в 17:52 0
Уважаемая Лариса Юрьевна, спасибо за представленный материал. Мне не приходилось проводить урока по данной теме.Но прочитав ваш материал, понимаешь, что не смотря на актуальность написания писем в наше время, у детей это может вызвать интерес как новая форма общения. Безусловно, это обогатит их речь, будет способствовать формированию культуры общения. Ваша разработка имеет ценность и в методическом плане: выдержаны этапы урока, доступно излагается теоретический материал, приводятся примерные ответы детей.
Анастасия # 16 апреля 2015 в 12:41 0
Привет!!!!!!!! Я живу в полесске районе но я не могу ходить в школу потому что моя мамочка любимая не добилась я занимаюсь сама по компьютерном программе на видео включаю и слушаю как учитель говорить и отвечает сами на вопросы а я слушаю внимательно Уважаемая,спасибо тебе благодарю. Мне не приходилось проводить уроки по данной теме.Но прочитала вашу книгу и узнала, понимаешь, что не смотря на актуальность написания писем в наше время, у детей это может вызвать интересно и акуратно как новая форма общения. Безусловно, это обогатит их речь, будет способствовать формированию культуры общения. Ваша разработка имеет ценность и в методическом плане: выдержаны этапы урока, доступно излагается теоретический материал, приводятся примерные ответы детей.УДАЧИ И Пиши мне письмо я потом прочитаю и отвечу на твоих вопросов
Анастасия # 16 апреля 2015 в 12:45 0
Поздравляю с Наступающим с паском Было воскресение 12 апреля паска 12 04 2015г Пусть удача всегда будет с Вами. Жизнь побалует своими дарами! Только хорошее пусть случается. И на работе всё получается! Пусть Коза в дом богатство принесёт! Чтоб целый праздником промчался без хлопот!
Анастасия # 16 апреля 2015 в 13:39 0
Письмо бабушке Пошлю письмо, письмо большое, Непростое, заказное! Буква к букве, строчка к строчке, Не забыты даже точки, Без ошибок, без помарок, На конверте восемь марок!! ... Здравствуй, Бабушка Танюша, Тебе пишет внучка Ксюша. О тебе я так скучаю, И о встрече так мечтаю. Берегу тебе печенье, Приезжай к нам в воскресенье, Жду, бабуся,с нетерпеньем, Обязательно... с вареньем!! Забота о бабушке Бегут, бегут по травушке, Бегут навстречу к бабушке, Протягивая руки, Бегут навстречу внуки С листочками в руках. И слезы на глазах От радости у бабушки: – Мои вы ненаглядушки, Собрали для меня листики сирени.
Людмила Николаевна Медведкова # 30 июля 2015 в 00:09 0
Спасибо за такую полезную идею! Тема очень интересная и экскурс в прошлое для ребят будет очень увлекательным и познавательным.
Валентина Анатольевна Сисева # 27 июля 2016 в 22:58 0
Здравствуйте,Лариса Юрьевна.С большим интересом читала вашу разработку.В разговоре со своим сыном(8 лет) столкнулась с таким высказыванием "зачем писать письмо,если можно отправить смс".Очень долго пришлось объяснять и рассказывать.А другим детям это расскажут или нет?Раньше у нас в нач.классах был предмет уроки риторики.Вот как раз там была тема "Письмо".И мы с детьми писали письма дедушке,бабушке,маме,папе,другу,на телепередачу,директору школы,сказочному герою и т.д. Сейчас я столкнулась с этой темой один раз по программе Канакиной в русском языке, когда дети пишут письмо Деду Морозу.А ведь тема интересная можно провести этот урок, а на классном часе ещё и на экскурсию сходить на почту.Спасибо большое,обязательно использую в своей работе.
Надежда Владимировна Гостева # 16 ноября 2016 в 12:52 0
С огромным интересом прочла разработку. Материал очень полезен: ведь и мы, взрослые, в век развития информационных технологий совершенно разучились писать письма. Что уж говорить о детях, которые в основном пользуются короткими сообщениями.Большое спасибо за ваш труд!
Виктория Михайловна Домчук # 10 июля 2018 в 10:07 0
Структура урока очень грамотно выстроена, материал весьма ценный! Огромное спасибо!