Как развивать мышление и личность ребёнка младшего школьного возраста
Данная статья рассказывается о применении групповых форм работы для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и личности ребёнка.
Автор: Толокнева Анна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 2 г. Георгиевска, Ставропольского края
Об обучении в малых группах на уроке-исследовании
«Уча других, мы учимся сами»
Сенека
Наиболее распространенной и продуктивной формой организации исследования учащихся является исследование в малых группах. Однако в среде педагогов по-прежнему преобладают фронтальные и индивидуальные формы работы с учащимися. В чем причина недостаточного использования этого мощного ресурса?
1) Недооценка возможностей обучения детей в малых группах.
2) Беспокойство о том, что при таком обучении работают не все учащиеся, а лишь некоторые, так как в группе легко спрятаться.
3) Потеря должной дисциплины.
4) Каким должен быть состав малой группы?
5) Как организовать её работу? И т.д.
Многие педагоги опасаются «выпадения» из учебного процесса ряда учеников. И совершенно зря! При фронтальном обучении далеко не все учащиеся включены в работу, хотя внешне всё может выглядеть благополучно, если ребёнок сидит тихо и никому не мешает. Так можно просидеть весь урок, думая о чём-то своём или тихо занимаясь посторонним делом. Зато всё время не участвовать в работе малых групп не получится. Дети в большей мере, чем учитель, способны вовлечь в работу своих друзей. И при правильной организации групповой работы каждый её участник так или иначе вовлекается в работу.
Метод группового исследования очень близок к поисковому методу. При групповом исследовании учащиеся самостоятельно изучают вопрос учебной темы с целью подготовки группового выступления. Каждая группа изучает свой материал. Команда получает групповую оценку за общий доклад группы. Поисковый метод – это разновидность метода группового исследования. Он заключается в том, что дети решают какую-то практическую задачу или проблему либо осуществляют какой-то проект. Поисковый метод предполагает высокую степень самостоятельности групп.
Этапы исследования в малых группах.
I. Определить количество групп и количество учеников в каждой группе.
Оптимальный размер малой группы на уроке-исследовании 4-5 человек. Это количество детей необходимо для: управления, исполнения и контроля. А так как мы знаем, что каждая рабочая группа должна представить результаты своей работы всему классу, то увеличение количества малых групп влечёт за собой и увеличение времени на представление результатов. А оно ограничено временными рамками.
II. Определить состав каждой рабочей группы.
Должен ли быть состав рабочей группы постоянным? Слабых учеников объединять со слабыми или лучше формировать смешанные группы? Прежде всего надо иметь в виду, что распределение ролевых позиций происходит стихийно. Может всё складываться гладко, а может быть и конфликтная ситуация. Знание учителем межличностных отношений учащихся становится необходимым условием успешного планирования состава групп. А участие ученика в группах разного типа будет способствовать тому, что у него будет больше возможностей занимать разные позиции: лидера, его оппонента, помощника лидера и сомневающегося.
Очень часто учителя предпочитают создавать смешанные группы, т.к. сильные ученики подтягивают более слабых. Однако при такой организации выигрывают слабые ученики, а сильные при этом достигают меньших академических успехов. К тому же, в смешанных группах у слабых учеников практически нет шансов занять лидерскую позицию и приобрести столь важный для них опыт.
III. Спланировать организацию работы каждой группы.
На этапе исследования дети учатся пользоваться разнообразными источниками информации. При работе с тестом они учатся выбирать необходимые факты, проводить сравнение, устанавливать последовательность, выделять причины и следствия и т.п. Для этого важно использовать специальные рабочие листы, которые помогают учащимся собирать необходимую информацию и структурировать её. Кроме этого учитель должен обеспечить включение каждого ребёнка в процесс групповой работы. Для этого необходимо дать каждому ребёнку задание.
На самых первых этапах обучения необходимо давать детям возможность самостоятельно распределять какую-то часть работы между участниками группы. По мере взросления детей необходимость в использовании инструкционных карт отпадает.
IV. Спланировать представление результатов работы.
С первых дней применения методики исследования дети учатся представлять результаты своей работы: устный отчёт, рисунок, схема, модель, инсценировка и т.д.
Пример использования «Помощника представления»:
1. Мы изучали ______________________ и выяснили, что ___________.
2. Это _____________. Это подтверждается тем, что _______________.
3. Мы сделали вывод, что _______________.
Или
1. Мы прочитали рассказ о ___________________.
2. Нам удалось выяснить, что _________________.
3. Оказывается, ___________________.
4. Самым интересным в поведении _______________.
5. Мы сделали заключение, что _________________.
В любом варианте дети должны распределить между собой полоски с незавершёнными предложениями, рассказать друг другу, что они будут говорить, выстроиться у доски в соответствующем порядке.
Результат такой работы – развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся.
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей// сб. статей под ред. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
3. Чошанов М. Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения/ М. Чошанов// Директор школы. – 1999, № 4, 5.
4. Развитие исследовательских умений младших школьников/под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии
Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»
Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков
Сценки для начальной школы
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»