Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения

Программа студии изобразительного искусства "Витраж" 1 год обучения
Автор: Донюш М.М.
Место работы: ГБОУ "школа №1161"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представляемая в настоящем варианте программа – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, предлагает детям базовое систематизированное образование по изобразительному искусству с перспективой последующей специализации в отдельных видах живописи.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, а самое главное его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами, свои фантазии и мысли.
Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа, основанная на личном педагогическом опыте автора, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Педагогическое кредо автора – разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому.
Отличительные особенности и новизна программы
Данная программа составлена педагогом ДО ГБОУ СОШ № 1161 Донюш М. М.. При обновлении своей программы в 2014 г. автор ориентировалась на примерные требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ Министерства образования и науки РФ, учитывала образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также необходимость интеграции основного и дополнительного образования, поэтому в качестве отправного источника автор использует программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для общеобразовательных школ.
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Во-первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей младшего школьного возраста (от 7 до 13 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика.
Тем самым программа «Витраж» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).
Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов в технике бумажной пластики, введены новые художественные инструменты (например: мастихин, шпатель).
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения общего углублённого уровня подготовки, и это несмотря на то, что по программе занимаются дети преимущественно младшего школьного возраста.
Также в программе, помимо классических методик преподавания, используется метод правополушарного рисования. Левополушарное рисование дается в средних и академических школах. Подобное образование дает результат написания качественной картины через анализ, предварительный чертеж рисунка. Правополушарное рисование - больше самостоятельный путь обучения, для начала которого нужны всего лишь небольшие навыки. Обучающийся сразу находит свой путь самовыражения, находит быстро область рисования и получает от процесса и самовыражения большое удовольствие.
Во-вторых, вся программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.

Цель и задачи программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
• знакомство с жанрами изобразительного искусства;
• знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
• овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
• приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
• развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
• развитие колористического видения;
• развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
• улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
• формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
• развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
• формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
• формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
• воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
• воспитание аккуратности.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся


Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Наполняемость учебной группы 15 человек.

Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения, предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:
– в первый, второй и третий год обучения – два раза в неделю по часу с 15-минутным перерывом на отдых и соблюдение питьевого режима.
Прогнозированные результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
• основные и дополнительные цвета;
• цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
• понятие симметрии;
• контрасты форм;
• свойства красок и графических материалов;
• азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
Уметь:
• выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
• смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
• грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
• работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
• умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
• трудолюбие;
• самостоятельность;
• уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут знать:
• контрасты цвета;
• гармонию цвета;
• азы композиции (статика, движение);
• пропорции плоскостных и объёмных предметов;
• строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
• основы линейной перспективы
Уметь:
• соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
• работать с натуры;
• работать в определённой гамме;
• доводить работу от эскиза до композиции;
• использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
у них получат развитие общеучебные умения
и личностные качества:
• умение работать в группе;
• умение уступать;
• ответственность;
• самокритичность;
• самоконтроль.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
• основные законы композиции;
• пропорции фигуры и головы человека;
• различные виды графики;
• основы цветоведения;
• свойства различных художественных материалов;
• основные жанры изобразительного искусства;
Уметь:
• работать в различных жанрах;
• выделять главное в композиции;
• передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
• сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
• критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
у них получат развитие общеучебные умения
и личностные качества:
• умение воспринимать конструктивную критику;
• способность к адекватной самооценке;
• умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
• трудолюбие, упорство в достижении цели;
• эмпатия, взаимопомощь.

Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
• текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
• промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
• итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
2) через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.).
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка.
Игра помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.
Для активизации детей используются задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».
При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам 8 лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся 7-13 лет любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастихин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей.
Когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения

занятия Тема занятия Элемент содержания Характеристика деятельности обучающихся
Требования к уровню подготовки.
1
1 час Введение в программу
Знакомство с программой. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Рассматривать живопись известных художников.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями
Знать: правила техники безопасности в студии.
Уметь: организовать свое рабочее место.
2
1 час Особенности первого года обучения. Правила техники безопасности в изостудии Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Различать цвета красок
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями, эмоциями других обучающихся. Знать: правила техники безопасности в студии.
Уметь: организовать свое рабочее место.
3
1 час Живопись Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена. Различать цвета красок
Сочетание холодных, теплых тонов.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Знать основные жанры изобразительного искусства.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);
4-5
2 часа Свойства красок Свойства красок. Смешивание пигментов. Простейшие (в смысле пигментирования) краски это такие, в которых для придания желаемого цвета используется только один пигмент. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Создавать абстрактную композицию на свободную тему .
Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– использовать художественные материалы;
– применять основные средства художественной выразительности.
6-7
2 часа Знакомство с бумагой.
Работа с мятой бумагой Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветочный ковер». Рассматривать подборку фотографий скульптур из бумаги.
Сделать цветок из бумаги.
Соотносить восприятие формы со своими ощущениями. Знать: о видах бумаги (плотность, зернистость )
Уметь:
- использовать их на практических занятиях.
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.
8
1 час Гуашь Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Рассматривать живопись известных художников
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Создавать абстрактную композицию на свободную тему .
Знать: о видах бумаги (плотность, зернистость )
Уметь:
– использовать художественные материалы (гуашь);
– различать художественные инструменты (кисть, мастихин, шпатель).
9
1 час Акварель Особенности акварели: прозрачность, «нежность», текучесть.
Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс). Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах Чарушин, Лой.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать птиц, зверей способами по сырой и сухой бумаге.

Знать:
– основные и составные цвета.
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в работах.
10
1 час Масляные краски Особенности масляных красок: свойства и характерные особенности масляных красок.
Материалы для масляной живописи. Мастихин, шпатель. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений.
Знать:
– основные и составные цвета.
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в работах.
11-12
2 часа Королевство кистей. Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Рассматривать живопись известных художников
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
Создать собственный орнамент опираясь на полученные понятия о видах мазков. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

12-13
2 часа Красочное волшебство. Главные краски на службе у Королевы Кисти (красная, синяя, жёлтая), секреты их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий:«Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый умеет.
Изображать радугу и цветок способом по сырому, салют сухая кисть. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
14-15
2 часа Палитра тёплых и холодных цветов. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать изображение природных явлений
Создавать несложные этюды Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

15-16
2 часа Серо-чёрный мир красок Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Изображать (декоративно) кошек и их расцветки, узорчатую красоту фактуры гор. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

17-18 2 часа Красочное настроение Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать лес, замок и передавать настроение в рисунке Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

19
1час Рисунок Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать вид изобразительного искусства – графика.
Уметь:
– использовать художественные материалы;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;

20-21
2 часа Красавица линия Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты». Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью
22-23
2 часа Умная точка Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны». Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать картины художников пуантилистов (Жорж-Пьер Сёра́).
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с маркерами, пастелью, цветными фломастерами и карандашами

24-25
2 часа Пятно Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя». Рассматривать графические иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с кистью

26-27
2 часа Форма Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с карандашами
28
1 час Контраст форм Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Любоваться красотой природы.
Знать:
– основные и составные цвета;
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с карандашами.
29
1 час Декоративное рисование Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество).
30-31
2 часа Симметрия Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ. Знать понятие линия
Уметь:
– использовать художественные материалы
–работать с карандашами, гуашью.
32-33
2 часа Стилизация Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми младшего школьного возраста: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони». Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать (декоративно) птиц, деревья, животных, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);
34-35
2 часа Декоративные узоры Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком, в природных явлениях . Знать такой вид изобразительного искусства, как декоративно-прикладное творчество.
Уметь:
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество);
36-37
2 часа Орнамент Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы, видеть ритм в живописи Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. Знать понятие орнамент
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с простым карандашом.
38-39
2 часа Сказочная композиция Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.
Уметь:
– использовать художественные материалы
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
40-41
2часа Конструирование из бумаги Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Соотносить свое восприятие формы с восприятием формы и характера предмета. Соотносить форму предмета с вызываемыми им предметными ассоциациями , приводить примеры. Знать: о видах правилах работы с бумагой и уметь использовать их на практических занятиях.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с ножницами.
42- 43
2 часа Работа с рваной бумагой Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик». Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Знать: о видах бумаги и уметь использовать их на практических занятиях.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
44-45
2 часа Работа с мокрой бумагой Секреты техники акварели по мокрой мятой бумаге.
Создание картины в технике монотипия. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Знать: об особенностях работы с акварелью.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
46
1 час Коллаж Коллаж — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать: о видах бумаги и уметь использовать их на практических занятиях.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с ножницами.
47-48
2 часа Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги) Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать: о видах бумаги и уметь использовать их на практических занятиях.
Уметь:
– использовать художественные материалы ;
– применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах;
– работать с ножницами.
49
1 час Выразительные средства графических материалов Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
50-55
6 часа Цветные карандаши Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, карандаши)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
56-60
5 часа Гелевые ручки Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Практическое занятие. Выполнение задания: «Лесной волшебник.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
61-65
5 часа Тушь Знакомство с выразительными возможностями работы тушью. Создание разнообразных линий. Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «В траве», «Паук и паутина». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, тушь)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
66-69
4 часа Восковые мелки Знакомство с техникой работы восковыми мелками. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, восковые мелки)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
70-71
2 часа Фломастеры Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Практическое занятие. Выполнение задания: «Карусель».
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь)
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
72-75
4 часов Пастель
Уголь Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой». Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).
Уметь:
– использовать художественные материалы
– анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала.
76 Итоговое занятие Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Рекомендуем посмотреть:

Программа кружка дополнительного образования Программа студии "Город мастеров" пояснительная записка Программа студии "Город мастеров" 1 год обучения учебно-тематическое планирование Программа студии "Город мастеров" 2 год обучения учебно-тематическое планирование

Похожие статьи:

Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе

Программа дополнительного образования экологической направленности для младших школьников

Итоговая работа учащихся объединения "Художественная компьютерная графика" | Программа студии изобразительного искусства 2 и 3 года обучения
Опубликовано: 3675 дней назад (30 ноября 2014)
Просмотров: 8902
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!