Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа студии "Город мастеров" пояснительная записка

Автор: Донюш М.М.
Место работы: ГБОУ "школа №1161"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе образовательной программы "От уменья к мастерству" Бондаренко Л. П. и является модифицированной программой педагога ДО ГБОУ СОШ № 1161 Донюш М.М.
В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что вместе с детьми должны учиться и взрослые. Основной работой студии «Город мастеров» являются занятия декоративно-прикладным творчеством с детьми.
Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 1 год обучения, разработана с учётом потребностей и возможностей учащихся. Занятия в кружке способствуют раскрытию творческого потенциала детей, их нравственному и эстетическому воспитанию.
Одна из задач кружка творчества - помочь детям по - настоящему объединиться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в возрастных и житейских кризисных ситуациях.
Каждый ребенок – это свой внутренний мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, духовность и быт. Практически у всех есть способности, таланты, увлечения. Но немногие этими умениями делятся. Бывают такие ситуации, когда сделать это внутри семьи не удается. А это предпосылки для того, чтобы прийти на занятия в студию, увлечься и научиться, помочь другим детям.
В настоящее время невозможно представить эстетическое и художественное воспитание детей без занятий декоративно-прикладными видами искусства. В условиях коренного изменения технологического образования, дополнительное образование детей приобретает одну из ведущих ролей в школе.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать свои творческие способности, тем самым помогая утвердиться в социуме, что способствует гармоничному развитию личности в целом.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Программой предусмотрена обработка различных материалов: природного и бросового, волокнистых материалов, бумаги, ткани, стекла. В процессе изготовления изделий, учащиеся овладевают приемами пользования ручными инструментами, узнают о свойствах материалов, их применении в быту. Освоение основных разделов программы способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, бытовой культуры.
Занятия по программе «Город мастеров» направлены на закрепление обучающих, развивающих, воспитательных задач с использованием нетрадиционных приемов и техник. Работа с различными материалами позволяет расширить знания об окружающем мире и формирует эмоционально-эстетическое отношение к явлениям действительности.
Выполнение групповых и индивидуальных творческих работ по заданным темам способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, его художественного вкуса.
Новизна и отличительные особенности программы состоят в том, что данная программа разработана специально для занятий в кружке творчества. В процессе обучения дети выполняют творческие задания, сами учатся новому, сближаются с другими детьми. Совместная творческая деятельность помогает ученикам больше понять внутренний мир других детей, стать ближе и роднее, а каждому воспитаннику в отдельности - раскрыть и реализовать свои творческие способности.
В программу может вводиться реорганизация в содержательный компонент, учебно-тематический план. Содержание корректируется в зависимости от потребностей всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагога, обучающихся, родителей, образовательного учреждения.
В студию учащиеся принимаются по желанию.
Формы и режим занятий:
Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. Объем учебной нагрузки определяется планом школы.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по часу.
1 год обучения – Принимаются все желающие. В процессе занятий они знакомятся с различными способами художественной обработки материалов (природный, бросовый и волокнистый материал). Обучение рассчитано на совершенствование навыков и умений, знакомство с новыми видами декоративно-прикладного творчества (работа с тканью, роспись по стеклу).
Задания учитывают постепенное нарастание сложности технологического исполнения и композиционного построения. Все технические приемы осваиваются в процессе выполнения нужных и полезных в быту изделий (панно, сувениры, предметы быта, аксессуары и др.) Накапливая практический опыт, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к выполнению более сложных.
Сроки реализации программы. Программа обучения предназначена для учащихся 9-17 лет и рассчитана на 1 год.

Цель программы:
Создание условий для развития различных форм воспитания, для полноценного (духовного, интеллектуального, физического) гармоничного развития, формирование творчески мыслящей личности посредством знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества, содействие жизненному самоопределению обучаемых и умению реализовать на практике свои художественные замыслы.
Задачи:
- воспитательные
- воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру;
- воспитание аккуратности и дисциплинированности при выполнении работы;
- воспитание общей культуры поведения, навыков культуры труда, ЗОЖ;
- воспитание воли, усидчивости, трудолюбия, уважения к своему труду и труду окружающих, стремление к достижению результата поставленной цели;
- формирование опыта совместного творчества.
- развивающие
- развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания, мелкой моторики рук, сенсорного восприятия (величина, форма, цвет)
- развитие художественно-творческих способностей обучаемых;
- создание творческой атмосферы в кружке на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
- развитие способности действовать согласно словесной инструкции и закрепление самостоятельности на основе организационно-практических умений;
- развитие положительного эмоционального отношения к работе и ее результатам.
- обучающие
- знакомство с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- обучение технологиям различных видов рукоделия;
-обучение безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с электроприборами, колющими и режущими предметами;
-формирование технических навыков работы с художественными материалами и инструментами;
- обучение определению свойства и качества материала
- привитие навыка анализа и самоанализа применительно к творческой деятельности.
- обучение наблюдению за действиями педагога и родителей, совершению действий по подражанию и показу;
Методическое обеспечение.
Форма занятий. Одновременно в группе могут не более 15 обучающихся.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть: рассказ с целью получения знаний (теоретическая часть), познавательные беседы, практическая часть (совместная, индивидуальная, самостоятельная), конкурсы.
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывая их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые являются основной формой обучения. В процессе практической работы, последовательно обучающие осваивают отдельные приемы и методы обработки различных материалов. Целью каждой практической работы ставится законченный значимый результат. Обучаемые получают практические навыки работы с различными материалами и инструментами, активизируют мускулатуру рук, что способствует умственному развитию, снятию тревожности и агрессивности.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей обучаемых. Все предлагаемые изделия подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов; были посильны детям начального и среднего школьного возраста. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, художественное и эмоциональное развитие.
Приемы и методы. При объяснении нового материала используется метод фронтальной работы – демонстрация рисунков, иллюстрированных альбомов, готовых изделий или образцов с пояснением.
Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных пособий. Цель показа готовых образцов и изделий – научить правильно использовать эти образцы и вызвать желание творить самому, изменять и совершенствовать. На теоретических занятиях изучаются только те методы и приемы, которые будут использоваться в последующей практической работе.
Занятия построены так, что теоретические знания и практические навыки даются всей группе, в дальнейшем используется индивидуально-дифференцированный подход к выполнению творческих работ.
В конце занятия по каждой выполненной работе всем предлагается высказать свое мнение, отмечая достоинства и недостатки. Это помогает еще раз закрепить полученные знания и умения, учесть ошибки.
В процессе работы педагог не только предлагает, направляет и подсказывает направление выполнения работы, но и выбирает лучшие идеи обучаемых, тем самым развивая творческие способности и их талант. После изучения основного количества тем проходит обобщающее занятие: блиц-опросы по пройденной теме и обзор выполненных работ с оформлением выставки в ОУ.
Методы:
1. наглядно – действенный (практический показ с объяснением);
2. наглядный (демонстрация чего – либо);
3. словесный (рассказ, инструктаж, беседа);
4. практический (самостоятельная работа и по замыслу);
5. индивидуально – дифференцированный подход (учитывает возможности, способности обучающихся);
6. метод проектирования (от планирования до контроля);
7. проблемный (метод проб и ошибок).

Приемы:
1. наглядно – действенный (показ: частичный, полный);
2. наглядный (демонстрация образа, шаблона, иллюстрации, фотографии);
3. словесный (совет, пояснение, указание, объяснение)
4. индивидуальная работа
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
• текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
• промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
• итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1) через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
2) через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестирование
Автором программы разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения.
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Первый год обучения

Перечень вопросов Ответы (в баллах)
Оценка
Правильный
ответ Не во всём правильный ответ Невер-ный
ответ
1 Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?
фиолетовый цвет?
зелёный цвет?
2 Что такое батик?
3 Какие цвета относятся к холодной гамме?
4 Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?
5 Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?
6 Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?
7 С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?

Отчетные просмотры
законченных работ обучающихся
Во время отчетных просмотров определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Ниже приведена специальная таблица, позволяющая фиксировать данный аспект освоения программы (табл. 1).

Таблица 1
Таблица
контроля практических умений и навыков
обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года

№ Фамилия.
имя
ребёнка Раздел программы Замечания,
рекомен-
дации Оценка
по 10-
балльной
системе Подпись
педагога
Рису-нок Живо-пись Компо-зиция Бумаж.
констр.

Формы подведения итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются: викторины, конкурсы, участие в выставках различного уровня.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы.
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.
Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения.
Обучающиеся любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.
При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Аннотированный каталог дидактических материалов к программе
«Основы изобразительного искусства»
№ Форма дидактического материала Название дидактического материала Раздел, темы (примерные) Цель использования
1 Наглядное пособие «Природные формы»

«Азбука рисования» Наброски
Рисунок:
• зарисовки трав, цветов;
• силуэты деревьев Визуальная форма объяснения задания
2 Наглядное пособие «Техника и характер штриховки»

«Линия и образ» Рисунок:
• линейный рисунок с натуры, по памяти;
• объёмный рисунок с натуры, по памяти Объяснение технических приёмов работы
3 Наглядные пособия «Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»

«Цветовой круг»

«Основные и дополнительные цвета»
«Ахроматические и хроматические цвета» Живопись:
• цветовая гамма осени;
• дары природы;
• холодная гамма зимы;
• танец контрастных цветов;
• царство ночи и царство дня Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению
4 Наглядные пособия

Подборка демонстрационных карточек
Образцы лучших работ из фонда студии «Азы композиции»

«Композиционный центр»

«Статика, движение в композиции» Композиция:
• космические дали;
• праздник в городе;
• любимая сказка;
• цирк;
• зоопарк Определение различных вариантов построения композиции
5 Наглядные пособия

Подборка образцов «Стилизация природных форм»
«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»
«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике» Орнамент:
• деревянное кружево;
• ковер из снежинок;
• гжельские узоры Демонстрация возможных вариантов построения орнамента
6 Наглядные пособия
Подборка образцов «Выразительные возможности графических материалов» Графика:
• рисуем пером птиц, растения;
• рисуем кистью и черной тушью фантастических животных;
• рисуем палочкой и цветной тушью;
• рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов;
• рисуем углем деревья;
• рисуем пастелью букеты Наглядная помощь в решении учебных задач
7 Наглядные пособия

Образцы лучших работ из фонда студии «Линейная и воздушная перспектива»

«Поэтапная работа над натюрмортом»

«Формы и строение предметов»

«Изображение перспективы с 1,
с 2 точками схода» Натюрморт:
• натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);
• натюрморт из геометрических фигур;
• натюрморт тематический на фоне драпировок со складками Повышение результатов исполнения
8 Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики Конструирование из бумаги:
• бумажные «вырезанки»;
• объемная аппликация;
• сувенирные открытки;
• карнавальные маски Визуальная форма объяснения материала
9 Наглядные пособия

Выставочные работы из фонда студии «Пропорции головы человека»

«Использование различных техник в работе над портретом» Изображение человека:
• портрет мамы;
• автопортрет с другом;
• спортивные игры;
• веселый и грустный клоун Помощь в объяснении задания
10 Наглядное пособие

Лучшие пленэрные работы из фонда «Линейная и воздушная перспектива»

«Различные формы деревьев»

«Образ дерева» Пейзаж:
• этюды деревьев с натуры;
• зарисовки природных мотивов;
• живописные этюды неба на состояние;
• тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето) Повышение результатов исполнения

Примерная форма для подражания
Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.
Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:
1. Предметы быта:
а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);
б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);
г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
2. Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).
3. Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).
4. Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).
5. Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
6. Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки).
7. Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).
8. Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).
Техническое оснащение программы
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.
Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.
Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.
Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).

Комплекс упражнений ФМ для снятия локального напряжения
Занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения ФМ (физкультминуток) для снятия локального утомления. Физкульминутки для учащихся младшего школьного возраста лучше проводить в игровой форме.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе, 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе, 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3 - 4 – то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе, 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх, 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь, 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.
Инструкция по технике безопасности в кабинете.
Требования к помещению:
- для обеспечения нормальных условий работы (расстановка оборудования, наличия свободных проходов, чистого воздуха и др.) площадь помещения должна быть не менее 2,5м2 на одного уч-ся;
- для проветривания помещения предусматриваются фрамуги (форточки), температура воздуха в пределах от +17 до +200 С при влажности 40-60%;
- столы ставят так, чтобы естественный свет падал на место слева. Необходимо иметь комбинированную систему искусственного освещения, состоящего из общего местного освещения.
- общее освещение может быть обеспечено люминесцентными лампами или лампами накаливания.
- стены кабинета окрашиваются в светлые тона, создающие благоприятную цветовую среду для работы уч-ся.
- занавесы нужны для защиты глаз уч-ся от слепящего воздействия прямых солнечных лучей, для общего оформления помещения.

Работа с ножницами:
- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
- передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- не оставлять ножницы в закрытом виде.
- не резать ножницами на ходу. Не подходить к товарищу во время резания.
- не работать ножницами с ослабленным шарнирным креплением.
- не держать ножницы концами вверх.
- при работе следи за линией реза и за пальцами левой руки, поддерживающей обрабатываемый материал.

Требования безопасности труда при работе чертежными инструментами
(циркулем, треугольником, карандашом):

- работу начинай с разрешения учителя.
- во время работы чертежные инструменты используй по назначению.
- не работай не исправными инструментами, ни в коем случае не бери их в рот.
- во время работы чертежными инструментами будь внимателен, не разговаривай и не отвлекайся.
- передавай циркуль товарищу тупым концом.
- не носи в карманах чертежные инструменты.
- не бросай товарищу треугольник, циркуль, карандаш. Передавай из рук в руки.

Рекомендуемая литература для детей:
1.Арбат Ю.А., «Добрым людям на загляденье. Рассказы о мастерах народного
искусства» - М.,1981
3.Гальперштейн Л.Я., «Поделки» - М.: Росмэн, 1996
4. Каменева Е.О., «Какого цвета радуга» - М.: Детская литература, 1975
5. Корабельников В. А., «Краски природы» - М.: Просвещение, 1989
6.Лебедева Л.И., Еременко Т.И., «Десять маленьких друзей» - М.: Малыш, 1987
7. Майорова Л.М., «Книга полезных советов» - М., Малыш, 1985
8. Попова В.С., Каплан Н.И., «Русские художественные промыслы» - М.,1984
9. Шевчук Я.Г., «Умелая иголочка» -К., Вэсэлка, 1989

Литература
1. Белякова О.В., «Подарки своими руками» - М.: АСТ, 2008
2. Блиничева И.Б., «Батик. Домашнее крашение» - Л.: Легпромбытиздат, 1990
3. Браиловская Л.В., «Красивые вещи» - РнД., АРТ-дизайн, 2004.

4. Бычкова Е.Р., «Картины своими руками» - М.:Полиграфиздат, 2008
5. Вагенер А., «Декорирование стекла» - М.: АРТ-Родник, 2008
6. Вешкина О.Б., «Этот удивительный батик: искусство росписи по шелку» - М.: Эксмо, 2010
7. Гибсон Р., «Поделки» - М.: Росмэн, 1996
8. Гукасова А.М., «Рукоделие в начальных классах. Пособие для учителя.» - М., Просвещение, 1984
9. Гульянц Э.К., Базик И.Я., «Что можно сделать из природного материала» - М.: Просвещение, 1991
10. Гусакова М.А., «Аппликация» - М.: Просвещение,1982
11. Данкевич Е.В., «Вышивка лентами» - СПб.: Сова, 2009 .
12. Дедуник В.П., «Орнамент» - М.: Малыш 1986
13. Еременко Т.И., «Рукоделие» - М.: Легпромбытиздат, 1989
14. Ерзенкова Н.В., «Свой дом украшу я сама» - СПб: Лейла, 1995
15. Зайцева А.А., «Поделки с тиснением по бумаге» - М.: Эксмо, 2009
16. «Золушка. Печворк», журнал для рукоделия , № 3-1998
17. Казак Н.В., «Цветы из сада» - М.: Владос, 1994
18. Каменева Е.О., «Какого цвета радуга» - М.: Детская литература, 1975
19. Кастль-Брайтнер К., «Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани» - М.: Арт-родник, 2008
20. Кашкарова-Герцог Е.Д., «Руководство по рукоделию» - М.: Радио и связь, 1992
21. Кочаловская Н.П., «Волшебство и трудолюбие» - Л.:Наука,1989
22. Лебедева Л.И., Еременко Т.И., «Десять маленьких друзей» - М.: Малыш, 1987
23. Махмутова Х., «Предметы интерьера в технике батик и аппликация» - М.: Эксмо, 2009
24. Мельникова Л.В., Фридман Т.В., Осипова Л.В., «Методика трудового обучения» - М., Просвещение, 1971
25. Месяченко В.Т., «Ткани с химическими волокнами» - М.: Легкая индустрия,1974
26. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М.: Педагогика, 1991
27. Пантелеева Л.В., «Букет из Жостова» - М.: Малыш, 1986
28. Перевертень Г.И., «Самоделки из разных материалов» - М.: Просвещение, 1985
29. Плюхин В.У., «Творчество – у истоков гражданствености» - М.: Просвещение, 1989
30. Терешина Г.В., «Батик своими руками» - М.: АСТ-Пресс, 2007
31. Чурина Л.С., «Поделки из бумаги» - СПб.: Сова, 2010
32. Энциклопедия «Подарки. Техники, приемы, изделия» - М.: Аст-пресс, 1999
33. Энциклопедический словарь юного художника - М.: Педагогика, 1983

Рекомендуем посмотреть:

Программа кружка дополнительного образования Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения Программа студии "Город мастеров" 1 год обучения учебно-тематическое планирование Программа студии "Город мастеров" 2 год обучения учебно-тематическое планирование

Похожие статьи:

Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе

Программа дополнительного образования экологической направленности для младших школьников

Программа студии изобразительного искусства 2 и 3 года обучения | Программа студии "Город мастеров" 1 год обучения учебно-тематическое планирование
Опубликовано: 3427 дней назад (30 ноября 2014)
Просмотров: 4357
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!