Пояснительная записка
Программа «Путешествуем в мир родной природы» имеет эколого-краеведческую направленность.
Актуальность программы дополнительного образования «Путешествуем в мир родной природы» определяется рядом факторов:
- во-первых, целью современного образования, направленного на общекультурное, познавательное и личностное развитие ребенка;
- во-вторых, программа создает условия для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, обеспечивающую освоение обучающимися универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве базовой компетенции;
- в-третьих, использование в качестве содержательной основы предмета исследовательской деятельности компонентов окружающей природы обеспечивает личностную значимость исследований, способствует формированию экологической культуры.
Психолого-педагогическую и методическую основу данной программы составили идеи личностно ориентированного (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И. Я. Лернер, И. С. Якиманская) и экологического образования (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, В. В. Николина, Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, Н. Ю. Киселева), развития творчества (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарева).
Цель: воспитание экологической культуры через создание условий, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Задачи:
Воспитательные (личностные):
1. Способствовать формированию бережного отношения к природе.
2. Содействовать воспитанию у учащихся потребности в общении с природой.
Развивающие (метапредметные):
1. Способствовать развитию познавательного интереса к природе своего края.
2. Создать условия для развития личностных качеств посредством включения в активную исследовательскую деятельность.
3. Содействовать развитию коммуникативных навыков.
Образовательные (предметные):
1. Формирование начальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края.
2. Формирование основ экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира.
Особенности программы:
В основе содержания программы «Путешествуем в мир родной природы» лежит исследовательская и практическая природоохранная и деятельность школьников, связанная с изучением природы родного края.
Младший школьный возраст - это период, когда в основном оформляется характер ребенка, становление его основных черт. В это время активно продолжает формироваться культура отношений в системе человек - окружающая среда. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, программа предполагает в качестве основных видов деятельности экологические игры, использование экологических сказок, работу с детской литературой, экскурсии по родному краю, выполнение простейших исследовательских работ.
Программа «Путешествуем в мир родной природы» предназначена для обучения учащихся 3-4 классов и рассчитана на 2 года обучения (68 часов).
Формы занятий: для реализации программы используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Режим занятий устанавливается в соответствии с расписанием.
Ожидаемые результаты реализации программы и способы определения результативности:
Личностные результаты воспитанников:
• мотивация личности ребенка к познанию и творчеству;
• готовность работать в группе и самостоятельно;
• ценностно-смысловые установки обучающихся, связанные с осознанием целостности и ценности окружающего мира;
• освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы;
• развитие эмоциональной сферы, образного мышления.
Метапредметные результаты:
• умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;
• овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи исследовательской деятельности;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• освоение доступных способов изучения природы.
Предметные результаты:
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы в соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы.
Формы и способы проверки знаний, их периодичность.
При реализации программы дополнительного образования детей «Путешествие в мир родной природы» проводятся следующие виды контроля знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль позволяет проверить степень усвоения материала, сформированности практических навыков в ходе каждого занятия. Для этого используется текущее тестирование, проводятся викторины, мини-выставки, конкурсы дневников наблюдений, анкетирование, конкурсы творческих работ учащихся.
Тематический контроль представлен в виде отчетов по результатам экскурсий, коллективных творческих работ, исследовательских работ учащихся.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года после прохождения экологической тропы. Это «Фестиваль творческих открытий», на котором представляются лучшие работы учащихся: исследовательские; полевые дневники наблюдений; творческие работы.
Учащимся, успешно освоившим дополнительную образовательную программу «Путешествие в мир родной природы», вручается соответствующий диплом.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме выставок творческих работ учащихся, участия в конкурсах исследовательских работ школьного, муниципального, регионального и федерального уровней.
№ п/п |
Темы занятий |
Всего часов |
Сказки, игры, экскурсии |
Индиви консуль |
1 |
Введение. Особенности природы родного края. Как изучают природу |
2 |
1 |
|
2 |
Цветок и солнце. Дикорастущие растения, грибы: полезные и ядовитые. Охрана растений |
10 |
6 |
2 |
3 |
Соседи по планете. Многообразие животных родного края. Охрана животных |
10 |
4 |
2 |
4 |
«Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек...» Взаимосвязи между организмами в природных сообществах |
10 |
6 |
2 |
5 |
Лес и его обитатели. Лес - природное сообщество. Охрана лесов |
10 |
6 |
2 |
6 |
В гостях у Царевны-лягушки. Особенности строения и жизнедеятельности обитателей водоемов |
6 |
2 |
2 |
7 |
Мы - исследователи родной природы. Правила проведения исследований в природе. Экологические тропы |
10 |
8 |
2 |
8 |
Путешествуем по родному краю. Экскурсии, выполнение исследовательских работ |
8 |
6 |
2 |
9 |
Подведение итогов деятельности по программе |
2 |
|
|
Введение (2 ч).
Природа родного края: живая и неживая природа. Как изучают природу. Изменения в природе (в том числе 1 экскурсия «Сезонные изменения в природе» - 1 ч).
Тема 1. Цветок и солнце (10 ч).
Многообразие растений, их значение в природе и жизни человека. Деревья, кустарники, травы, грибы родного края. Растения лекарственные и ядовитые. Грибы съедобные и ядовитые. Красная книга родного края - растения (в том числе 1 ч экскурсии).
Детская литература:
Сказки: Асташина Н. И. Там, на неведомых дорожках. Асташина Н. И. Как Иринка по грибы ходила.
Игра «Лото» (2 варианта).
Тема 2. Соседи по планете (10 ч).
Роль животных в природе и жизни человека. Многообразие животных. Особенности строения и жизнедеятельности животных разных групп. Как человек может помочь животным. Красная книга родного края - животные (в том числе 1 экскурсия - 2 ч).
Презентация.
Детская литература:
В. Бианки. Чей нос лучше. Чьи это ноги. М. Пришвин. Филин. Сказка-исследование «Как девочка Катя порядок на лугу наводила». Экологическая сказка: Н. И. Асташина. Всем ужасам ужас, или Что на свете всего страшнее.
Практическая работа: подкормка зимующих птиц.
Тема 3. «Дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек...» (10 ч).
Взаимосвязи в природе. Кто что ест на обед. Кто где живет. Учимся наблюдать взаимосвязи в природе (в том числе экскурсия - 1 ч).
Игра «Птичья столовая», игра «Кто кого ест» (пищевая цепь).
Детская литература:
Н. И. Асташина. Сказка об одиноком дубе. В. Бианки. Лесные домишки.
Тема 4. Лес и его обитатели (10 ч).
Лес - сообщество разных организмов. Этажи леса. Охрана лесов (в том числе 2 экскурсии).
Игры «Пантера», «Совы и вороны».
Детская литература:
Экологические сказки: Н. И. Асташина. Грустная история. Как Синичка в гости летала. М. Пришвин Этажи леса.
Тема 5. В гостях у Царевны-лягушки (6 ч).
Река и пруд - общежитие самых разных организмов. Водные растения: большие и маленькие. Околоводные насекомые. Жители толщи воды (в том числе 1 ч экскурсии, возможно - виртуальная).
Детская литература: Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка.
Игра «В гостях у Царевны-лягушки».
Тема 6. Мы - исследователи родной природы (8 ч).
Правила проведения исследований в природе. Экологические тропы.
Тема 7. Путешествуем по родному краю (8 ч).
Экскурсии по родному краю. Экологический субботник. Выполнение исследовательских работ.
Заключение (2 ч).
Подведение итогов деятельности по программе.
Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!