Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа кружка дополнительного образования

Образовательная программа Кружка «Цветочная мастерская»
Автор: Баженова Вероника Александровна, педагог дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа
Кружка «ЦВЕТОЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Возраст 6 – 17 лет
Срок реализации программы 3 года

Пояснительная записка
Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательности перехода из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающий кружковцев и руководителем кружка. За сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире.
Для того, что досуг был не только приятным, но и полезным, к его организации следует подходить, с учетом современных требований общества к личности человека с учетом научных разработок законов, методов, принципов досуга, а также помня о том, что учебная деятельность школьников в обязательном порядке должна чередоваться с внеучебной, т.е. досуговой.
Названные стадии предопределяют специфику содержания дополнительного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем – многое немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет учреждения дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, совершенствовать все стороны человеческого «я». Сегодня наше общество особенно нуждается в молодых людях, способных к целенаправленному саморазвитию и самореализации в труде, в компетентных специалистах, готовых к принятию ответственных решений Дополнительное образование будет как нельзя лучше способствовать реализации их планов на будущее. В основу должны быть положены идеи о самооценки человека, его собственной активности в образовательном процессе, развития духовности и богатого внутреннего мира.
Программу можно классифицировать, как значимую для данного детского объединения.
Актуальность разработанной программы состоит в том, что изготовление цветов из ткани относится к ручному труду, развивающему не только абстрактное, расширенное мышление, усидчивость и терпение, но и многое другое. Ручной труд очень кропотливый, требующему от желающих научиться этому мастерству, выдержки, терпению, умению добиваться своей цели, прилагая к этому максимум труда и желания. Программа позволяет научить детей правильно организовать работу своего ума. Выявить особые способности детей.
Данная программа вполне реальна и реализуема, у детей есть право выбора своей деятельности, для самовыражения и самореализации личности.
Цветы … без них не обходится не один праздник. Да и разве обязательно ждать торжественного дня? Цветы всегда поднимают настроение, заставляют удивляться тому неповторимому созданию природы.
Занятие в цветочной мастерской дают возможность познакомиться с изготовлением искусственных цветов из ткани. Они выглядят не чуть не хуже живых и иногда их просто не возможно различить. Ими очень легко пользоваться, меняя аранжировки в зависимости от настроения, времени года или смены интерьера. Их можно сочетать с живой зеленью. Это дает потрясающий эффект. Цветы придают изящество и украшают нашу жизнь, дополняют женский туалет, сочетаясь с формой и окраской.
Искусственные цветы – это изысканное, по истине женственное дополнение к одежде (платью, костюму, шляпе). Тщательно и со вкусом сделанные, они соперничают с дорогими ювелирными украшениями. Так, трудно представить наряд невесты без цветов. И даже скромное деловое платье небольшой букетик преобразит и сделает нарядным.
Такие цветы могут быть очень похожими на натуральные, но в них часто имеются элементы фантазии или стилизации (не существующие в природе форма, окраска, размер цветка и листьев). Например, листья одного тона с цветами, тычинки из бисера или пата, покрытого бронзовой краской, и т.д.
Научиться делать цветы может каждый. Это интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. И это может перейти в настоящее искусство. От простых в изготовлении цветов до цветов, имитирующих живые, – такова перспектива для начинающего.
Природа – лучший наш учитель и советчик. Научитесь видеть красоту живых цветов, они окажут вам не ценимую помощь. И тогда, приобретя основные навыки, изложенные в программе, не составит труда сделать цветы любого вида. А фантазия обязательно придет вместе с опытом, дополнив ваше мастерство.

Кружковая работа – одна из форм художественного – эстетического воспитания.

Программа кружка – авторская;
По целям и задачам – профильная;
По направлению – художественно-эстетическая;
По возрастным особенностям – разновозрастная.

Цели:
• Способствовать формированию адекватной самооценки и активной жизненной позиции;
• Способствовать формированию устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности, её социальной адаптации в условиях современной жизни.
• Научить выражать свои чувства и мысли через создание цветочных композиций из различных материалов.
• Формирование сознательного отношения к природе, умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира;

Задачи:
1. Воспитательные
• Совершенствовать навыки межличностного общения детей (дружбы, доброжелательности, справедливости);
• Поддержка индивидуальных особенностей (активность, темперамент, темп);
• Создать условия развития личности в ситуации выбора;
• Умение сопереживать, брать ответственность за свои поступки;
• Сплоченность коллектива, развитие партнерских отношений;
• Получение положительных эмоций.

Факторы, способствующие процессу воспитания:
1. Благоприятная социальная среда (создание детского коллектива. Базовая потребность этого возраста – понимание. Поэтому очень важно прививать детям коммуникативные навыки, для успешной адаптации в обществе).
2. Деятельность, отношения, активность (Включение детей в активную досуговую деятельность, способствующую становлению личностных и ценностных отношений (посещение выставок, проводимых другими коллективами клуба).
3. Возраст (Учитывать возрастные особенности детей)
4. Учет индивидуальных особенностей (характер, темперамент, привычки).

При работе с детьми первого года обучения программа ставит своей целью заинтересовать детей руководителем. Дать представление о декоративно – прикладном искусстве, его многообразии.
Для детей первого года обучения просто необходимы навыки общения, для этого используются игры – знакомства, что помогает детям адаптироваться в новом коллективе.

2. Развивающие
• Развитие творческих способностей, творческого воображения;
• Развивать желание узнавать новое;
• Развитие компонентов творческого мышления, памяти внимания;
• Развитие сенсорных качеств рук;
• Развитие волевых качеств, не отступать от цели;
• Развивать точность выполнения задания;
• Развивать усидчивость;
• Развитие эмоционального отношения к жизни, окружающей природе.

3. Образовательные

1 год обучения от «простого к сложному»
Под девизом «Делай как я, делай вместе со мной» - смотри, повторяй, пробуй, учись делать правильно.

• Освоение основных технологических приемов изготовления цветов из разных материалов;
• Знакомство со свойствами бумаги, ткани и т.д.;
• Знакомство с инструментами необходимыми в работе;
• Обучения работе с ними, соблюдение техники безопасности.

2 год обучения совершенствовать навыки и приемы, приобретенные на первом году обучения при условии большей самостоятельности
Под девизом «Делай сам»- старайся делать самостоятельно, находи что-то новое.
• Работать коллективно и микрогруппами;
• Изготовление настенных панно в рамках;

3 год обучения закрепить и расширить практические и теоретические знания программного материала.
Под девизом «Делай сам, научи другого» - научился сам, подскажи другому, помоги тому, у кого это не получается.

• Последовательное и рациональное выполнение всех операций без помощи педагога;
• Умение рассказать о процессе выполнения изделий, помощь товарищам;
• Правильно, аккуратно и со вкусом оформить свою работу,
• Коллективная работа
Предполагаемые результаты в течении 3 – х лет обучения
• Формирования позитивного отношения к жизни, окружающей природе;
• Формирование ответственности, умение отвечать за свои поступки;
• Создание сплоченного коллектива;
• Стабильность посещения кружка
• Формирование устойчивого интереса к выбранному виду деятельности;
• Применение конкретных умений и навыков, которые могут применяться в дальнейшей жизни;
• Добиться полного усвоения технологического процесса;
• Добиваться самостоятельности при изготовлении цветов с учетом эстетического и художественного вкуса
• Позитивное отношение к жизни.
Технология реализации
Занятия в цветочной мастерской относятся к ручному труду – это результативные занятия. Но это вовсе не означает, что результат должен достигаться за счет чрезмерных усилий и времени, как под час наблюдается на практике. Важно так продумать формы организации занятий, подобрать такие методы и приемы, чтобы ребенок захотел учиться достаточно сложному ремеслу изготовлению цветов из ткани.
Для достижения задач необходимо создать условия работы – технологическое оборудование для изготовления цветов из разных материалов (1 год обучения)
Для сохранения стабильности детского коллектива создать эмоционально – творческий климат.
Для этого применяются коммуникативные приемы и методы: дидактические и ролевые игры.
Для достижения качества работ и положительных результатов включаю в работу различные приемы:
• Доступность исполнения работ;
• Наглядность;
• Занимательность изложения;
• Рассуждение и размышление при работе в слух, тем самым побуждая детей тоже «Думать в слух»,
• Работа с природным материалом.
При обучении 2 и 3 годов обучения использую те же приемы, добавляя групповые методы и формы работы:
• Беседы;
• Экскурсии;
• Участие в коллективных делах.
Опыт работы убедительно доказывает, что самый верный тон общения с детьми – это тон доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к успехам ребенка. Поэтому в своей работе положительных результатов добиваюсь разнообразием методических приемов при индивидуальной работе с детьми:
• Задания;
• Рассказа;
• Упражнения;
• Технологические карты;
• Познавательные ситуации
Так же используют различные способы мотивации учебно– воспитательной деятельности. Например: в силу своих физиологических особенностей (дети первого года обучения) ребенок не может длительное время чего–то ждать, например своей очереди или окончания работы других – начинает отвлекаться и нервничать. Учитывая это, я предлагаю уму сделать что – нибудь по своему желанию:
• Спеть песню,
• Рассказать стихотворение,
• И т. д. не запрещаю разговоры кружковцев во время занятия.
Планируется использование спокойной музыки. Спокойные не навязчивые мелодии являются хорошим фоном для практической деятельности, способствуют созданию эмоционального настроя, снижению утомляемости.

Структура кружка 1 – го года обучения

Возраст детей от 6 до 9 лет.
Количество не более 8 - 10 человек
Общее количество часов 144 за учебный год
Тематический план работы
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как художественное конструирование из бумаги. Одним из направлений является квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ в технике квиллинга. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Тема Теория Практика Всего
Вводный блок
1. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для квиллинга. 2 – 2
Материал — бумага
2. Квиллинг история возникновения
Демонстрация изделий в технике квиллинга 1 1 2
Конструирование
Изготовление цветов в технике квиллинга.

3. Основные базовые формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «листик» и т.д. 1 39 40
4. Конструирование из основных форм «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «листик». -- 20 20
5. Изготовление открыток и сувениров -- 4 4
Цикл творческих индивидуальных работ
6. Изготовление несложных цветов. 2 18 20
7. Изготовление простых бахромчатых цветов 4 10 14
8. Изготовление панно «Маргаритки» 1 9 10
9. Изготовление панно «Подсолнухи» 1 9 10
10. Изготовление панно «Ромашки» 1 9 10
Подготовка к выставкам
11. Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам -- 12 12
Всего 13 131 144
Структура кружка 2 – го года обучения

Возраст детей от 9 до 12 лет.
Количество не более 7-10 человек, 2 группы
Общее количество часов 144 за учебный год
Тематический план
Второй год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как изготовление цветов из ткани, атласных лент и ниток. Знакомство с техникой изготовления цветов из ткани, атласных лент и ниток и выполнение простейших работ в этих техниках. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Тема Теория Практика Всего
Вводный блок
1. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для изготовления цветов 2 - 2
Материал — ткань, нитки, атласные ленты
2. История возникновения разных техник
Демонстрация изделий 2 - 2
Изготовление цветов в технике цветы из ткани
3. Знакомство с основным назначением отделочных цветов 1 - 1
4. Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на ткань, вырезание из ткани заготовок 1 7 8
5. Пробулькивание заготовок 2 6 8
6. Подготовка стебельков 2 6 8
7. Сборка цветов 2 6 8
Цикл творческих индивидуальных работ
8. Изготовление несложных цветов 2 6 8
9. Изготовление панно «Лилии» 2 8 10
10. Изготовление панно «Ромашки» 2 8 10
Изготовление цветов в технике цветы из ниток
11. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из ниток 1 - 1
12. Изготовление цветка из ниток 2 8 10
Цикл творческих индивидуальных работ
13. Изготовление несложных цветов 2 8 10
14. Изготовление сложного цветка из ниток и атласных лент 2 6 8
15. Изготовление панно 2 6 8
Изготовление цветов в технике цветы из атласных лент
16. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из атласных лент 1 1 2
17. Изготовление цветка из атласных лент 1 3 4
Цикл творческих индивидуальных работ
18. Изготовление несложных цветов 2 6 8
19. Изготовление сложного цветка из атласных лент 2 6 8
20. Изготовление панно 2 6 8
Подготовка к выставкам
21. Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам - 10 10
Всего 144

Структура кружка 3 – го года обучения

Возраст детей от 12 до 16 лет.
Количество не более 7 человек
Общее количество часов 216 за учебный год, 6 часов в неделю (4 часа основные занятия, 2 часа индивидуальные занятия).
Тематический план

Третий год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы как изготовление цветов из кожи, бисера и фетра. Знакомство с техникой изготовления цветов из кожи, бисера и фетра и выполнение простейших работ в этих техниках. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

Тема Теория Практика Всего
Вводный блок 1.
Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для изготовления цветов 2 – 2
Материал — кожа, бисер и фетр
2.История возникновения разных техник
Демонстрация изделий 1 1 2
Изготовление цветов в технике цветы из кожи
3. Знакомство с основным назначением отделочных цветов из кожи 1 -- 1
4. Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на кожу, вырезание из кожи заготовок 1 15 16
5.Обработка заготовок 2 16 18
6.Сборка цветов 2 16 18
Цикл творческих индивидуальных работ
7.Изготовление несложных цветов 3 17 20
8.Изготовление панно 1 9 10
Изготовление цветов в технике цветы из бисера
9.Знакомство с основным назначением отделочных цветов из бисера 1 -- 1
10.Изготовление цветка из бисера 1 19 20
Цикл творческих индивидуальных работ
11.Изготовление несложных цветов 2 14 16
12.Изготовление панно 1 9 10
Изготовление цветов в технике цветы из фетра
13.Знакомство с основным назначением отделочных цветов из фетра 1 -- 1
14.Подготовка трафаретов.
Перевод трафаретов на фетр, вырезание из фетра заготовок 1 15 16
15.Обработка заготовок 2 10 12
16.Изготовление цветка из фетра 1 19 20
Цикл творческих индивидуальных работ
17.Изготовление несложных цветов из фетра 2 10 12
18.Изготовление панно 1 9 10
Подготовка к выставкам
19.Подготовка к промежуточным и итоговой выставкам -- 11 11
Всего 26 190 216
В группах занимаются преимущественно одни девочки. Коллектив только складывается, отношения между детьми доброжелательные, с удовольствием принимают участие в коллективных делах кружка. Есть резервы для дальнейшего развития кружка. Стиль общения – партнерский. Это принципиальное кредо – сотрудничество и умение общаться между собой сближает, рождает новые открытия. Наш клуб единственное место в п. Приполярном, куда дети могут пойти и найти себе дело по душе.
Должна быть связь с семьей. Нести хорошее из семьи в клуб и наоборот, помощь старших младшим: умение брать ответственность за свои поступки; работу с другими коллективами.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь материально техническую базу:
Мебель:
• столы,
• стулья,
• стол для педагога,
• шкафы для хранения,
• полки для выставочных работ.

Канцелярские принадлежности:
• цветную бумагу,
• миллиметровая бумага,
• калька,
• полоски бумаги для квиллинга,
• гофрированный картон,
• картон белый и цветной,
• клей карандаш, ПВА, Момент, горячий клей,
• двухсторонний скотч,
• клейкие полоски,
• зубочистки, и т.д.
Инструменты:
• ножницы,
• машинка для нарезания бахромы,
• пинцеты,
• шило,
• инструмент для квиллинга,
• подложка буковая,
• булавки,
• карандаши простые,
• линейка прямая, с диаметровыми делениями,
• кисточки для клея,
• салфетки,
• клеенка,
• ткань разной фактуры,
• фетр,
• пряжа и т.д.
Для оформления работ:
• рамки разных форматов,
• заготовки для украшения,
• заготовки открыток,
• гели с блесками,
• стразы,
• бусины,
• блески сыпучие разноцветные
• и т.д.
Литература использованная при написании программы:
Нормативные документы
1.Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. от 07.12.2006 № 752).
2.Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 06¬1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Монографии, учебные пособия
1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 392 с.
2.Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с.
3.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва. 1925. 240 с
4.Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников. М., 2001. 105 с.
5.Козинкина Е.А. Цветы из ткани. - М.: Легкопромбытиздат, 1990. - 184с. Иллюстрированное
6.Методические разработки «Характеристика структурных элементов образовательного пространства» ДДТ, 1997 - 1998 года.
7.Методические рекомендации Е.В. Чикулаева, 1997 год Критерий эффективности современного урока в учреждениях дополнительного образования.
8.«Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ». 1986 г. «Культура быта» Москва, «Просвящение».
9.Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / Пед. Об-о России - М., 1999. - 219 с.
10.Череда Н.С. Цветы из ткани: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия . – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 136 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
11.Конструирование из бумаги. Издательство Узбекистан, Ташкент 1988г. Б.Г.Гагарин.
12.«Бумажная планета» Издательский центр «Терра» 1995г.А.В.Чудин. редактор А.В.Новиков.
13.Кожа в умелых руках. Сборник (Ред.-сост: О.Г.Жукова.-М.,1997.
14. Нестеренко О.Н. Краткая энциклопедия дизайна.-М., 1994.
15.Основы изобразительного искусства /Под ред. Н.М.Сокольниковой. В 4 ч.-Обнинск., 2001.

Рекомендуем посмотреть:

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей 3-6 лет Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения Программа студии "Город мастеров" пояснительная записка Программа дополнительного образования

Похожие статьи:

Программа кружка для детей 3-4 лет «Пластилиновая ворона»

Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе

Программа дополнительного образования экологической направленности для младших школьников

Программа центра летнего досуга детей | Сценарий юбилея центра детского творчества
Опубликовано: 3592 дня назад (16 июня 2014)
Просмотров: 28949
+15
Голосов: 15
Тамара Александровна Новичкова # 16 июня 2014 в 23:46 +2
Вероника Александровна, здравствуйте. Случайно зашла на ваш блог и познакомилась с замечательной, написанной грамотно и подробно, образовательной программой кружка «Цветочная мастерская». Отдельные моменты перечитывала дважды. Я работаю в ДДТ и веду кружок "Рукодельница". Мы делаем разнообразные поделки и из разного материала. Ваша программа посвящена цветам. Очень интересно прописаны виды работ по изготовлению цветов, разные технологии: квиллинг, работа с атласными лентами,нитками, тканью. Знакомите с техникой изготовления цветов из кожи, бисера и фетра. Обучение идёт от простого к сложному. Каждый год обучения работает под своим девизом. Вы большая умница. Спасибо вам за такой нужный материал. Думаю, что многие педагоги заинтересуются вашей программой кружка художественно-эстетического направления и одобрят её. Позвольте мне, Вероника Александровна, воспользоваться некоторыми идеями из вашей программы. Примите мой голос. Желаю вам творческих успехов и хотелось бы познакомиться с мастер-классом по изготовлению цветов.
Вероника Александровна Баженова # 17 июня 2014 в 05:24 0
Тамара Александровна, спасибо большое за комментарий. Можете пользоваться всеми идеями. Очень жать, что копировании файлов из основного источника не сохраняются таблицы. Если будут какие-то вопросы, пишите, всегда рада буду помочь. Давайте дружить. Спасибо за ваш голос.
Ольга Ивановна Марченко # 17 июня 2014 в 20:27 +1
Вероника Александровна, спасибо за разработанную программу по дополнительному образованию. Очень интересно, думаю девочкам очень нравится посещать ваш кружок. Творческих успехов, Вам!
Вероника Александровна Баженова # 17 июня 2014 в 20:38 0
Спасибо за комментарий. Мой кружок посещают и мальчишки.
Вероника Александровна Баженова # 17 июня 2014 в 21:21 0

Это Онучин Саша!
Раиса Ивановна Больба # 18 июня 2014 в 07:48 +4
Уж если "Цветочную мастерскую" посещают и мальчики, значит программа действительно замечательная. К тому же оформление различных праздников не обходится без цветов, а значит и детям приятно чувствовать нужность своей работы. Здорово!
Вероника Александровна Баженова # 18 июня 2014 в 09:30 +3
Спасибо за комментарий. Действительно дети мои хорошие помощники.
Ирина Юрьевна Ручина # 11 июля 2014 в 00:32 +7
Очень интересная программа по дополнительному образованию. Детям должно быть интересно в вашем кружке и наверное им очень нравится посещать его. Просто ЗДОРОВО!!! Мне понравилось. Отдаю свой голос. +1!!!
Елена Александровна Хвостикова # 12 июля 2014 в 17:25 +5
Авторскую программу составлять всегда трудно. Вы, Вероника Александровна, большая умница! Программа составлена грамотно, последовательно от простого к сложному. Все задания соответствуют возрасту детей. Детям, я думаю, очень интересно посещать занятия Вашего кружка. Творческих Вам успехов! +1!
Вероника Александровна Баженова # 13 июля 2014 в 08:14 +2
Елана Александровна, спасибо за добрые слова.
Любовь Сергеевна Новоселова # 26 мая 2015 в 12:26 +1
Вероника Александровна, здравствуйте. Случайно зашла на ваш блог и познакомилась с замечательной, написанной грамотно и подробно, образовательной программой кружка «Цветочная мастерская». Отдельные моменты перечитывала дважды. Детям, я думаю, очень интересно посещать занятия Вашего кружка. К тому же оформление различных праздников не обходится без цветов, а значит и детям приятно чувствовать нужность своей работы. Здорово! Мой голос № 12. Желаю удачи и успехов в работе.
Светлана Анатольевна Евдокимова # 4 июня 2015 в 09:36 +1
программа полезная, да и детям эти навыки в жизни пригодятся. Цветы из фетра, квиллинг это сейчас актуально
Городилова Ирина Александровна # 13 августа 2016 в 18:38 0
Какая замечательная программа! Вы большая умница! Творческих успехов Вам и деткам. Если позволите, хотелось бы использовать в работе Ваши мысли.