ПРОГРАММА ЦЕНТРА ЛЕТНЕГО ДОСУГА ДЕТЕЙ
Название: «Серебристый дирижабль»
Автор: Баженова Вероника Александровна, педагог дополнительного образования детей МКОУ ДОД ЦДТ "Мастер" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы - самая лучшая и незабыва¬емая пора для развития творческих способ¬ностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные свя¬зи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, формирование у ребенка позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ре¬бенка открывают детские оздоровительные лагеря, дворовые площадки, центры летнего досуга.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Время, когда можно свободно играть.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от ребенка, если у него что – то не получиться.
В каникулы ребенок может общаться, с кем хочет, и этот выбор дела¬ет он сам, поэтому важно, в период организации отдыха направить в надежное русло эти знакомства и общение в полезное и безопасное русло.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма, формированию здорового образа жизни. Именно поэтому в программу Серебристый дирижабль» включены разнообразные игры, социальные акции, культурно – массовые мероприятия в которых ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности стать активным участником, как общественной жизни, так и дома.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Создание условий для развития творческого потенциала и активной жизненной позиции детей, для полноценного отдыха, оздоровления детей, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
• способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
• создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей;
• формировать базу знаний всевозможных игр для использования их в воспитательном процессе;
• сплотить детский коллектив, поддержать дух сотрудничества и взаимопомощи;
• расширить кругозор ребенка через игровой сюжет с учетом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
• формировать мотивацию к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
• повышение значимости здорового образа жизни;
• формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам;
• просветительская деятельность и пропаганда здорового образа жизни.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно – ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий игры служит лишь канвой для импровизации. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1. Организационный модуль.
• планирование;
• подготовка к проведению полноценной работы центра летнего досуга детей;
• оформление помещения;
• подготовка материальной базы;
• определение обязанностей;
2. Оздоровительный модуль.
• утренняя зарядка;
• влажная уборка, проветривание;
• беседы о вредных привычках;
• социальные акции, направленные на профилактику ПАВ;
• спортивные праздники;
• экскурсии;
• подвижные игры;
3. Творческий модуль
• коллективно-творческая деятельность;
• работа творческих мастерских;
• экскурсии в библиотеку;
• конкурсы;
• викторины.
4. Патриотический модуль
• беседы;
5. Нравственно-экологический модуль
• экскурсии в природу;
• беседы о нравственности;
• викторины, конкурсы;
• мероприятия.
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
- цифровой фотоаппарат;
- музыкальное оборудование;
- компакт-диски и аудиокассеты;
- спортивно-игровой инвентарь;
- канцелярские товары;
- призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты, дипломы;
- методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
- автотранспорт.
ЛОГИКА РАЗВИТИЯ центра летнего досуга
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях центра летнего досуга.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 19-24 дней.
Основной состав ЦЛДД – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7–14 лет. Деятельность воспитанников во время работы ЦЛДД осуществляется в разновозрастных отрядах.
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия ЦЛДД начинается подготовка к проведению и открытию. Деятельностью этого этапа является:
• проведение совещаний при директоре по подготовке центра «Мастер» к летнему сезону;
• издание приказа о проведении летней кампании;
• разработка программы деятельности центра летнего досуга;
• подготовка методического материала для работников лагеря;
• отбор кадров для работы в ЦЛДД;
• составление необходимой документации для деятельности ЦЛДД (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
• встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
• знакомство с правилами жизнедеятельности ЦЛДД.
Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
• реализация основной идеи ЦЛДД;
• вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;
• организация социально значимых акций;
• работа творческих мастерских.
Дирижабль совершает свой волшебный полет, его пассажиры попадают в разные приключенческие истории. Истории – это мероприятия, проводимые в центре летнего досуга.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
• подведение итогов;
• анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего отдыха в будущем году.
Дирижабль завершает свое путешествие в сказочной стране. В день закрытия проводиться праздник – воспоминаний о хорошо проведенном времени, пожеланий успехов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
4. Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве центра детского творчества.
5. Личностный рост участников смены.
Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Использование предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании работы ЦЛДД у ребёнка:
- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;
- будет развита индивидуальная, личная культура;
- будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
- будет создана мотивация к активной жизненной позиции в формировании здорового образа жизни.
Рекомендуем посмотреть:
По родному краю с любовью
Внеклассное мероприятие для школьников
Игры и развлечения для детей в летнем лагере
Консультация для родителей на летний период
Похожие статьи:
Правила поведения в воде и возле водоёмов. Правила для школьников
Правила поведения на воде для школьников. Полезные советы и рекомендации для детей
Правила поведения на природе. Правила поведения для детей
Правила поведения на болоте. Полезные советы и рекомендации для детей
Правила пожарной безопасности на природе для школьников