Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа дополнительного образования для детей. Цветы

Комплексная дополнительная образовательная программа для детей 6-16 лет «Чудесные цветы»
Автор: Белоусова Нина Александровна, педагог дополнительного образования, МБОДО «ДД(Ю)Т», г. Тула
Уровень: основное общее образование
Направленность: эколого-биологическая
Описание материала: предлагаю Вам комплексную дополнительную образовательную программу «Чудесные цветы» для детей 6-16 лет. Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования.
Пояснительная записка
Детское объединение «Чудесные цветы» работает на базе МКОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» с 1991 года. Программа постоянно обновлялась и совершенствовалась в соответствии с реалиями времени, социальным заказом со стороны обучающихся и их родителей (законных представителей). Учащиеся детского объединения неоднократно становились дипломантами и призёрами выставок декоративно-прикладного творчества различного ранга (от городских до региональных и всероссийских, в том числе и виртуальных).

Нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная образовательная программа «Чудесные цветы» создана и обновлена на основании современных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагогов учреждения дополнительного образования детей:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Закон РФ от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
• Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»;
• Федеральный закон РФ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998, ред. от 17.12.2009, изм. от 21.07.2011г.
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы;
• Указ Президента РФ от 7 мая 2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
• Указ Президента РФ от 1 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утверждена 22.11.2012 г., № 3 2148-р;
• Концепция духовно-нравственного развития «Гражданин и патриот»
• Стратегия развития системы образования Тульской области 2011 - 2020 гг.;
• Закон Тульской области об охране прав ребёнка, N 1336-ЗТО от 7 октября 2009 года
• Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р

Актуальность программы.
Провозглашение и внедрение новой гуманистической парадигмы российского образования коренным образом преобразовывает данную сферу деятельности. В новых условиях стало возможным решать проблемы, связанные с воспитанием, обучением, здоровьесбережением и профилизацией детей с особенностями развития.
Охрана здоровья детей становится приоритетным направлением деятельности, в связи с этим актуально значимыми и востребованными сегодня становятся комплексные дополнительные образовательные программы, позволяющие решать одновременно, в комплексе, несколько образовательных задач: обучение декоративно-прикладному творчеству, формирование культуры здоровья, развитие экологического мышления и культуры, адаптация ребёнка к современным социальным условиям.
Дополнительное образование становится той точкой пересечения, в которой соединяются способность удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и использование арттерапевтического потенциала декоративно-художественного творчества.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наиболее успешны в наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении, то есть обучение становится наиболее результативным при закреплении теоретического материала, несущего важные эколого-валеологические аспекты, практической деятельностью, имеющей декоративно-прикладной характер.
Декоративно-прикладное творчество является оптимально-адекватной коррекционно-развивающей формой для гармонизации личности детей с ОВЗ, когда наряду с активизацией мыслительной деятельности улучшаются навыки интерперсонального общения, а также мотивационные и эстетические аспекты, расширяется диапазон деятельностной активности детей, происходит обогащение их социальных связей.
Занятия декоративно-прикладным творчеством выступают как действенное средство развития воображения и зрительной памяти, художественных способностей, изобразительных умений и навыков. Занятия помогают становлению личности ребенка, его индивидуальности, волевых качеств. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления и колористического восприятия, процесс обучения влияет на процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Декоративно-прикладное творчество выступает как действенное средство духовно-нравственного и культурно-эстетического воспитания детей.
Изготовление цветов – очень тонкая, кропотливая работа. Как тут не вспомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского о том, что «истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Это интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенствования в этом виде декоративно-прикладного творчества нет. И оно может перейти в настоящее искусство. От простых в изготовлении стилизованных цветов до цветов, имитирующих живые, - такова перспектива для начинающего. Природа – лучший наш учитель и советчик.
Необходимо научить детей видеть красоту живых цветов. Это окажет им неоценимую помощь. Приобретя основные навыки, учащимся не составит труда сделать цветы любого вида. А фантазия обязательно придет вместе с опытом, дополнив мастерство.
Занятия д/о «Чудесные цветы», являясь составной частью воспитательного процесса, помогают формировать у детей и подростков интерес к различным профессиям, художественный вкус, понимать красоту вещей, способность видеть прекрасное в окружающем мире.
Работа детского объединения «Чудесные цветы» в целом направлена на здоровьесбережение и развитие ребёнка, которое включает:
- разработку крупной и мелкой моторики рук ;
- выработку правильной осанки;
- развитие вербальной, зрительной и мышечной памяти;
- развитие коммуникативной сферы;
- эмоциональное развитие.
Специфика условий обучения в детском объединениии позволяет наиболее полно осуществить задачи обучения и воспитания на основании личностно-ориентированного подхода в развитии творческих способностей детей. Программа реализуется с учетом развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, создания условий для самореализации, профессионального самоопределения ребенка. В ходе занятий у воспитанника формируется экологическое мышление, эстетический вкус и гуманистическое мироощущение, потребность к общению с прекрасным. Воспитанник стремится к самосовершенствованию и под руководством педагога шаг за шагом продвигается по пути мастерства.
Отличительные особенности и новизна программы.
Программа основана на современных принципах здоровьесбережения: оздоровление детей посредством декоративно-прикладного искусства идёт параллельно с воспитанием культуры здоровья, потребности в здоровом образе жизни, мотивации на конструирование собственного здоровья.
Отличия настоящей программы состоят в комплексном подходе к её составлению и чётком концептуальном обосновании. Выбор форм, методов и методик обучения происходит в соответствии с понятиями об экологической культуре и природосообразности.
Программа создана с учетом особенностей детского и подросткового возраста, нормативных документов, регламентирующих деятельность детских объединений в учреждении дополнительного образования детей, в соответствии с нормами и требованиями СанПиНа.
Концептуальные основы программы.
В процессе формирования отношения обучающихся к живой природе необходимо комплексно воздействовать на восприятие ребёнка и развивать все каналы:
- перцептивно-аффективный, определяющий умение созерцать красоту и видеть прекрасное в живой природе;
- когнитивный, благодаря которому у школьников возникает желание постигать новое в мире живой природы, понимать сущность и взаимосвязь её процессов и явлений;
- практико-креативный, определяющий стремление ребёнка не только поддерживать экологический порядок, но и воссоздавать прекрасное своими руками;
- тактильный, позволяющий активизировать мыслительные процессы и коммуникативные потребности ребёнка.
Важно формировать ценностное отношение к природной среде, закладывать умения и навыки взаимодействия с социоприродной средой, что в результате должно привести к осознанию маленьким человеком себя частью природы.
Программа базируется на следующих концептуальных идеях:
1. Формирование эстетического отношения к окружающему миру происходит в процессе освоения программы. Через красоту природы, воплощенную в собственных изделиях, в духовный мир ребенка проникают гармония, любовь и гуманизм. Воспитанники учатся чувствовать, ценить, понимать и различать красоту в окружающем мире, людях, поступках.
2. Формирование творческой высококультурной личности невозможно без определенного запаса знаний, зрелости суждений и понятий, что позволяет говорить о принятии воспитанниками такой ценности как Познание.
3. Освоение программы предполагает развитие у воспитанников таких социально-значимых качеств, как трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, умение добиваться желаемого результата, умение доводить начатое дело до конца. Занятия требуют кропотливой творческой работы, в результате которой формируется отношение к Труду как значимой ценности.
4. Осознание ценности творчества в детском объединении происходит с самых первых теоретических и практических занятий. Приобретая практические умения и навыки, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.
В основу программы положены следующие принципы:
- культуросообразности, обеспечивающей построение образовательного процесса в контексте отечественной культуры;
- системности и преемственности, обеспечивающей взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, определяющей соблюдение установок от простого к сложному, от частного – общему;
- дифференциации и индивидуализации, предусматривающих создание условий для максимального развития задатков и способностей каждого ребенка, предполагающих реализацию индивидуального маршрута творческого роста каждого воспитанника.
Программа имеет комплексную эколого-биологическую направленность (с использованием компонента декоративно-прикладного творчества) и создает условия, обеспечивающие развитие креативных способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации.
Срок реализации программы – 2 года.
Возраст воспитанников и режим занятий:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 16 лет. Занятия в группах первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, занятия в группах 2 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Каждый год происходит новый набор в детское объединение.
Форма организации образовательного процесса :
• Индивидуальные и групповые занятия,
• Беседы
• Практические работы с индивидуальным консультированием
• Выставки
• Конкурсы
• Экскурсии

Программа ставит следующие цели и задачи:
Цель: создание условий для воспитания в детях любви к природе, родному краю, формирования экологической культуры, осуществления эстетического, нравственного и трудового воспитания детей.
Задачи :
образовательные:
- дать необходимые знания об экологии, законах развития природы; растениях, их целебных свойствах ;
- дать детям необходимые знания о природных материалах, используемых в декоративно-прикладном творчестве;
воспитательные:
* развивать творческие способности обучающихся;
* формировать художественный вкус детей;
* формировать гражданское сознание, приобщать ребёнка к понятиям красоты, гуманности, здравого смысла;
* воспитывать правильное поведение человека в природе;
* воспитывать доброжелательность, толерантность, умение общаться в коллективе;
* способствовать социальной адаптации ребёнка в современном мире.
развивающие:
* развить умения и навыки, требуемые при изготовлении изделий декоративно-прикладного направления из природных материалов, ткани, кожи и солёного теста;
* развить устойчивый познавательный интерес.
Отслеживание результатов деятельности происходит
- по итогам тестирования теоретических знаний и практических навыков;
- по итогам конкурсов;
- по итогам выставок и презентаций.
Скачать Комплексная дополнительная образовательная программа «ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТЫ» (для детей 6 – 16 лет)

Рекомендуем посмотреть:

Программа кружка дополнительного образования Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленнос Программа дополнительного образования. Бумажные фантазии

Похожие статьи:

Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе

Программа дополнительного образования экологической направленности для младших школьников

Опубликовано: 3357 дней назад (9 сентября 2015)
Просмотров: 2992
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!