Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект в старшей группе детского сада. Хохлома

Проект «Золотая хохлома – история моей малой родины»
Данный проект будет интересен для старших воспитателей детских садов, воспитателей.
Цель проекта: обеспечить руководство деятельностью педагогов ДОУ по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с историей хохломского промысла и хохломской росписью посредством использования современных образовательных технологий.
«Велик тот народ, который постоянно ощущает
живую связь со своей историей, может брать
все лучшее из своих исторических традиций и
делать это достоянием сегодняшнего дня…»

Брежнев Л.И.
Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный проект. Участники проекта собирают информацию, закрепляют её, оформляют в виде самостоятельно и совместно выполненных работ, закрепляют на практике усвоенные знания и умения.
Участники проекта: старший воспитатель, педагоги ДОУ, дети, родители.
Место проведения: МДОУ «Детский сад №10 «Россияночка»
Срок реализации: долгосрочный (9 месяцев)

Актуальность проекта
Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Нравственно - патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.
Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома.

ОТГОЛОСКИ ЛЕТА В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ
У КРАСЫ ТОЧЕНОЙ – САРАФАН ПАРЧОВЫЙ
ПО ВОЛНАМ УЗОРОВ ЯХОНТЫ ГОРЯТ.
ЧТО ЗА ЧАРОДЕИ ХОХЛОМУ ОДЕЛИ
В ЭТОТ НЕСКАЗАННЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД?
РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ
В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ ПРОСИТСЯ САМА.
И НИГДЕ НА СВЕТЕ НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ НАША ХОХЛОМА!

П. Синявский

Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественных способностей, творческого воображения и эстетического вкуса у детей, помогает ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы, обычаи.
Гуляя в лесу, в поле, берегом реки, разве не удивляемся мы красоте родной земли, обильному разнотравью ее лугов, над которыми в летний зной стоит сладкий медовый аромат, и гудят на все голоса мохнатые пчелы-труженицы?
Всем сердцем любя родную сторонку и любуясь ее, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой народной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполнены. К ним относится и хохлома.
Получив свое название по имени села Хохлома, куда свозились на продажу выполненные на токарном станке деревянные изделия с росписью, хохломская роспись стала развиваться в России.
В наши дни производство изделий с хохломской росписью сосредоточено в нашем родном городе Семенове в закрытом акционерном обществе ордена «Знак Почета» «Хохломская роспись», которому в 2016 году исполнилось 100 лет!
Закрытое акционерное общество ордена «Знак Почета» «Хохломская роспись» – уникальное предприятие, сохраняющее традиции народного промысла изготовления деревянной посуды, возникшего во второй половине XVII века близ торгового села Хохлома Нижегородской губернии. На протяжении нескольких столетий хохломской промысел является важной частью народной культуры России.
В 1916 г. в Семенове Нижегородское земство открыло Школу художественной обработки дерева, которую возглавил талантливый педагог и художник Георгий Петрович Матвеев. В основе художественной росписи были заложены традиции народного промысла изготовления деревянной посуды, возникшего во второй половине XVII века близ торгового села Хохлома Нижегородской губернии.
Г.П. Матвеев собрал и пригласил лучших мастеров промысла в школу, изучил их секреты по приготовлению лаков и красок и собрал все материалы в единый технологический процесс, по которому долгое время шло обучение в школе и работали на производстве. Он собрал по крупицам лучшие вещи хохломы и другие изделия народных промыслов и организовал в городе Семенове музей кустарно-художественных изделий.
Расписная деревянная посуда - «парадная» изготавливалась по особым заказам небольшими партиями. Посудой, сделанной из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, было принято одаривать именитых гостей и иностранных послов. Простой люд пользовался в быту посудой менее ценной, нерасписной.
С 1858 г. хохломские изделия экспортируются на отечественных, а с 1867 года – на зарубежных выставках. После Всемирной выставки 1889 года в г.Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. В XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Индии, Средней Азии и т.д.
Сегодня ЗАО «Хохломская роспись» - это крупнейшее предприятие народных художественных промыслов Нижегородской области и одно из предприятий-лидеров промыслов России.
Знакомить детей с историей родного города, народной культурой является важной задачей педагогов дошкольного образования, осуществляющих реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Цель: обеспечить руководство деятельностью педагогов ДОУ по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с историей хохломского промысла и хохломской росписью посредством использования современных образовательных технологий.

Задачи:
1. Разработать план мероприятий к празднованию 100-летнего юбилея хохломского промысла в МДОУ «Детский сад № 10 «Россияночка»
2. Организовать методическое сопровождение педагогов ДОУ, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий.
3. Организовать педагогическое сопровождение педагогов и детей ДОУ в процессе ознакомления с хохломским промыслом.
4. Организовать взаимодействие ДОУ с родителями по приобщению к истокам народной культуры и истории.

Предполагаемые результаты:
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области современных образовательных технологий.
2. Повышение интереса педагогов, детей и родителей к истории малой родины через ознакомление с хохломским промыслом.
3. Реализация намеченных мероприятий по празнованию 100-летнего юбилея хохломского промысла.

Этапы проекта:
Мероприятия
1 этап – подготовительный
1) Консультация «Золотой Хохломе – 100 лет».
Задача: заинтересовать педагогов на предстоящую работу. Обсудить и составить план дальнейшей деятельности педагогов с детьми
Участники: старший воспитатель, педагоги

2)Подбор печатной информации, аудио, видео материала, иллюстраций, картинок и фотографий, альбомов, изделий для ознакомления с хохломским промыслом.
Задача: оснастить предметно-пространственную среду материалами по хохломе
Участники: старший воспитатель, педагоги

3) Анкетирование родителей «Нужна ли в наше время хохлома?»
Задача: привлекать родителей к сбору материалов о хохломе
Участники: педагоги, родители

2 этап – основной
1)Консультация «ИКТ в образовательном процессе ДОУ»
Задача: развивать интерес педагогов к использованию в своей деятельности ИКТ –технологий
Участники: старший воспитатель, педагоги

2)Участие в областном конкурсе детских рисунков «Я рисую Хохлому – оторваться не могу»
Задача: развивать творческий потенциал воспитанников и поддержка детской инициативы
Участники: педагоги, дети, родители

3) Участие в XIII Международном фестивале народных художественных промыслов «Золотая Хохлома»
Участники: коллектив ДОУ

4) Организация мини-музея «Хохломская роспись» в изостудии и в уголках групп
Задача: совершенствовать гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народным промыслом – хохломой
Участники: педагоги

5) Цикл бесед «Семенов – столица золотой хохломы»
Задача: познакомить детей с хохломским промыслом
Участники: педагоги, дети

4)Показ презентаций «Ознакомление с хохломской росписью», «Хохлома», Просмотр видеоролика «Ремесло: хохлома»
Задача: познакомить детей с историей хохломы и хохломской росписью
Задача: педагоги, дети

5) Организация экскурсий на фабрику «Хохломская роспись»
Задача: обогатить детский опыт
Участники: старший воспитатель, педагоги, дети

6)Интерактивная экскурсия на предприятие «Хохломская роспись»
Задача: разнообразить способы получения информации о хохломском промысле
Участники: педагоги, дети

7)Организация выставки детских творческих работ «Хохломские узоры»
Задача: развивать интерес детей к хохломской росписи
Участники: старший воспитатель, педагоги, дети

8) Проведение конкурса чтецов «Семенов – столица Золотой Хохломы»
Задача: приобщать дошкольников к национальной культуре и традициям, воспитывать чувство гордости за свой город
Участники: старший воспитатель, педагоги, дети, родители

9) Создание интерактивного фотоальбома «Наши мамы и папы – хохломские умельцы»
Задача: расширять знания детей о труде взрослых
Участники: старший воспитатель, педагоги, дети, родители

10) Размещение информации о проведении плана мероприятий на сайте ДОУ
Задача: информировать общественность о деятельности ДОУ
Участники: старший воспитатель, педагог-психолог

11) Разработка дидактических игр по краеведению
Задача: способствовать развитию творческого потенциала педагогов
Участники: старший воспитатель, педагоги

12) Организация совместных экскурсий с родителями в музей «Золотая Хохлома»
Задача: приобщать детей и родителей к истории и культуре родного края
Участники: педагоги, дети, родители

13) Изготовление стенда «Мы - семеновцы»
Задача: способствовать развитию творческого потенциала педагогов
Участники: педагоги

14) Посещение мастер-классов в музее «Золотая Хохлома»
Задача: обогащать детский опыт продуктивной деятельности
Участники: Педагоги, дети

3 этап - заключительный
1) Презентация проекта
Задача: показать конечный продукт проекта
Участники: старший воспитатель

2) Подведение итогов проекта
Задача: анализировать проектную деятельность
Участники: старший воспитатель, педагоги

Вывод
Любовь к родному краю, знание истории – основа, на которой осуществляется рост духовной культуры общества. Культура, как и растение, – у нее не только ветви, но и корни. Очень важно, чтобы рост начинался именно с корней. Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры всей страны. Проблема развития национального самосознания включает в себя проблему сохранения памяти; сохраняя прошлое, мы заботимся о будущем. И потому так важно знание своих корней, искусства, традиций в общем деле сохранения культуры России.
Хохлома, имеющая давние художественные и ремесленные традиции, стала сейчас одним из самых ярких и популярных промыслов современного народного искусства России.
Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа красива!
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Список литературы:
Интернет-ресурсы:
Книги:
1. Бедник Н, Хохлома, Л. 1980
2. Вишневская В.М. Хохлома, Л., 1969
3. Вишневская В.М., Мамаева Н.В., Рахманов Н.Н. Хохлома. Фотоальбом, М., 1980
4. Емельянова Т.И. Декоративная Роспись По Дереву. Золотая Хохлома. Альбом, М., 2001
5. Копцев В. П. Учим Детей Чувствовать И Создавать Прекрасное. – Ярославль Академия Развития. Академия Холдинг, 2001
6. Красильников А.В. Золотая Хохлома, Горький, 1980
7. Молотиловой Л. К. Народные Художественные Промыслы России. Ассоциация «Народные Художественные Промыслы России». Каталог – Альбом Под - М. : Интербук Бизнес. - 1998
8. Орлова Л.В. Хохломская Роспись, - М.; Мозаика-Синтез, 2002
9. Шевчук Л. В. Дети И Народное Творчество. – М. : Просвещение, 1985
10. Яхнин Л.Л. Веселое Слово Хохлома; - М.; Малыш, 1987

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной" Проект в старшей и подготовительной группе детского сада

Похожие статьи:

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Участник №115 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2017 года
Опубликовано: 2768 дней назад (25 апреля 2017)
Просмотров: 4602
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Кира Анатольевна Хипченко # 25 апреля 2017 в 16:49 0
Здравствуйте. Вы очень интересно рассказали о истории Хохломы. Удачи Вам!
Наталья Юрьевна Пересунько # 25 апреля 2017 в 20:25 0
Добрый вечер! Интересный проект, все доступно, разложено по полочкам,подробно раскрыта история Хохломы, много детских работ.Создан мини-музей, можно на этом хорошую сюжетную игру оформить (посещение музея..)Спасибо!