Использование подвижных игр Крайнего Севера для развития ловкости у детей 6-7 лет
Достижения современной науки и техники преобразуют условия жизни и деятельности человека. Все большее значение приобретают такие качества, как быстрота и точность движений, их своевременность, согласованность и экономичность, хороша развитая кинестезия. Все названные категории в теории и методике физического воспитания прямо или косвенно связывают с понятием «ловкость».
Что же такое ловкость? Для чего она нужна?
Определение понятия ловкость дал Н.А. Берштейн в 1947 году: «
Ловкость — это способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшею двигательною задачей: правильно, т.е. адекватно и точно; быстро, т.е. скоро и споро; рационально, т.е. целесообразно и экономично; находчиво, т.е. изворотливо и инициативно». Важной является позиция Н.А. Бернштейна, В.М. Зациорского, В.И. Ляха, Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, Э.Я. Степаненковой, которые считают, что у детей дошкольного возраста именно ловкость свидетельствует о завершении этапа овладения ребенком движениями и позволяет рационально использовать их в повседневной жизни. Е.Н. Вавилова называется ловким ребенка, затратившего на выполнение задания минимальное время, - быстро влез и слез с лестницы, перелез через бревно, оббежал препятствия. Ловкость проявляется, не только в быстроте двигательной реакции, но и в умении задержать ответное действие [3,31].
Физическое развитие в ДОУ включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей. Ничего лучше нет для закрепления опыта, чем игра. Именно в игре дети должны уметь применять освоенные умения и навыки.
На мой взгляд, наиболее эффективно данное психофизической качество, ловкость, будет развиваться в подвижных играх, в которых дети сталкиваются с разнообразными и непредвиденными двигательными задачами, требующими адекватных, быстрых, рациональных и находчивых двигательных реакций.
Одним из традиционных средств педагогики являются народные подвижные игры.
Наша страна Россия - многонациональная страна. У каждого народа свои традиции, обычаи, игры, сказки, песни, танцы. Неизгладимое впечатление дает детям знакомство с особенностями жизни других народов. Необходимо детям помогать понимать, что людей разных национальностей объединяет любовь к одной стране, интерес к ее многонациональной культуре и искусству [3,4]. Например,
народные игры – неотъемлемая часть духовной культуры каждого народа. В них отражаются многие общечеловеческие ценности, национальное своеобразие.
На мой взгляд, в детском саду вполне можно проводить многие игры разных национальностей, так как они просты по содержанию и не требуют сложных атрибутов. Так я решила познакомить детей с играми народов Крайнего Севера.
Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно-нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию как психических, так и физических качеств. Коренные жители Севера испокон веков передавали своим детям традиционные ремесла: оленеводство, рыбную ловлю, охоту.
Основным средством физического развития детей и приобщения их к трудовой деятельности у народов Крайнего Севера являются подвижные игры. Академик А.П. Окладников считает, что в возникновении подвижных игр Севера первостепенную роль сыграла охота. Охотники должны обладать физической силой, ловкостью, выносливостью. Так как охота играла ведущую роль в хозяйстве, поэтому в детской среде немало присутствует игр, имитирующих этот процесс.
В игре «Куропатки и охотники» для развития ловкости детям – «куропаткам» было предложено не приседать – прятаться, а убегать от охотников и уворачиваться от мяча.
В играх «Важенка и оленята», «Волк и олени», «Охота на куропаток» ответственная роль остается за водящим – «волком». Водящему необходимо как можно быстрее поймать добычу. У детей часто можно заметить, что водящий целенаправленно бегает за конкретным ребенком. В то время как, для улучшения физического качества – ловкость, водящему необходимо поймать как можно больше детей.
Игры «Ловля оленей», «Олени и пастухи» «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод» знакомится детей с разнообразными приёмами увёртывания, дети учатся изменению направления - остановиться, присесть, наклонить корпус, выполнить обманное движение.
При проведении игры «Оленьи упряжки» используется бег с обеганием препятствий. В данной игре одновременно используются различные предметы и пособия: кегли, конусы, набивные мячи, бревно. Использование наглядного материала позволяет находить наиболее рациональный вариант решения двигательной задачи. Усложнение условий, сложные сочетания основных движений, выполнение согласованных действий нескольким и участниками в подвижных играх способствует в большей степени развитию ловкости у детей 6-7 лет.
Таким образом,
подвижные игры народов Крайнего Севера способствуют развитию ловкости, повышению двигательной активности. Используя в практике традиционные игры и забавы Крайнего Севера, можно обогатить репертуар подвижных игр, праздников.
Народные игры понятны по своей природе, не требуют специального оборудования, а также способствуют формированию физических, нравственных качеств, они эмоциональны и эффективны.
Литература
1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст]: Учебное пособие / Н.А. Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 288 с.
2. Богун, П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов. - СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 95с.
3. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст]: Пособие для воспитателей дет. сада.– М.: Просвещение, 1981. – 96 с., ил.
4. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: АСТ, 2014. – 271 с.
5. Окладников, А.П. Открытие Сибири. – М., Молодая гвардия. 1979. – 223 с., ил.
6. Окотэтто, Е.Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду: Пособие для воспит. дет. садов. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 75с.
7. Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» [Текст]/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС), приказ № 1155 от 17 ноября 2013 г.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ»
Рекомендуем посмотреть:
Подвижные игры для детей дошкольного возраста
Игры для младших дошкольников по теме Животные
Организация и проведение подвижных игр в разных видах деятельности
Подвижная игра с элементами сюжетно-ролевой игры для детей 4-6 лет
Похожие статьи:
Что такое сюжетно – ролевая подвижная игра?
Подвижные игры для ребёнка от 1, 2, 3 лет
Подвижная игра для детей «Перелетные птицы»
Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду
Подвижные игры для дошкольников в детском саду