Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Развития речи дошкольника

Развитие потребности общения как условие для развития речи дошкольника
Материал данной статьи будет полезен для родителей, воспитателей. Часто взрослые не осознают важность для развития каждого возрастного периода, упускают что-то существенное, что уже сложно корректировать в будущем. Материалы данной статьи помогут родителям, воспитателям пополнить свой опыт полезными знаниями.
Коммуникативные умения дошкольника напрямую зависят от его желания высказываться вообще. Ведь чтобы речь развивать, нужно, чтобы она вообще была и была в изобилии. Желание высказываться, воспитание навыка общения происходит с самого рождения, когда ребенок, почувствовав физиологический дискомфорт, плачет. Мать воспринимает это как обращение к себе и начинает выстраивать коммуникацию. Так зарождается потребность в общении.
Чуть позже, и до 6 месяцев ребенок испытывает потребность в эмоциональном общении: ласка, колыбельные. И взрослый, удовлетворяя эту потребность, развивает потребность в общении.
Ребенок от 6 месяцев до 2 лет испытывает потребность в озвучивании взрослым его манипуляций с предметами. И потребность в общении развивается, если взрослый включается в совместную деятельность с ребенком и комментирует ее. Взрослый тем самым побуждает ребенка воспроизводить и обозначать свои действия.
Ребенок в возрасте 2,5-5 лет испытывает потребность в теоретическом сотрудничестве со взрослым («Пытливый почемучка»). Ему уже интересны не предметы, а мир вокруг. Нельзя отмахиваться от бесконечных вопросов ребенка, иначе можно блокировать потребность в общении. Нужно отвечать, побуждать к додумыванию. Через такое общение «вытягиваем» речь на новый уровень. Отвечая на вопросы, освещая интересные для ребенка темы, ненавязчиво вводите обучение навыку составления монолога. Озвученную только что информацию выстроить в форме монолога вместе с мамой: ребенок строчку – мама строчку. И информация лучше усвоится, и навык монолога станет закрепляться.
Ребенок 5-7 лет нуждается в личностном общении. Его интересует не столько физический мир, сколько особые вопросы социального мира (взаимоотношения людей, профессии взрослых нормы в обществе), он мечтает о будущем. Необходимо вести с ребенком разговоры, тем самым развивая ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ и через общение «вытягивать» речь на новый уровень. Используя интерес ребенка к жизни людей, организуем деятельность по развитию речи таким образом:
• Придумывание концовки сказки
• Придумывание предыстории героя сказки (что было гусями-лебедями до того, как они похитили братца?)
• Написание писем живым существам, любому сказочному персонажу
• Сочинение истории от имени растения или животного (таким образом ребенок меняет угол зрения, ставит себя на место другого)
• Фантазирование вместе с ребенком на тему «Что было бы, если…» (а что было бы, если бы наш Бобик заговорил…)
Таким образом, используя возрастные, физиологические особенности ребенка с его возрастными потребностями, мы развиваем ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ, создавая условия для развития речи. Если еще и подключать актуальную, интересную для ребенка деятельность, можно добиться хороших результатов в развитии связной речи ребенка.
Хотелось бы еще упомянуть о тех опасных для развития ребенка ситуациях, когда взрослый не отвечает на его вопросы. "Не сейчас", "Давай позже", "Ты все равно не поймешь - еще маленький", "Почему - по кочану", "я не знаю" - подобные ответы не имеют к развитию ребенка никакого отношения. Ребенок привыкает к вопросам без ответа, отсутствие информации перестает доставлять ему дискомфорт. Как следствие - познавательная активность снижается.
Обобщим все вышесказанное.
РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей и воспитателей по развитию у ребенка потребности в общении:
1. Обязательно реагируйте на плач своего новорожденного ребенка, он должен почувствовать зарождение коммуникации между вами
2. Пойте вашему шестимесячному малышу колыбельные, ласкайте его – так происходит ваше невербальное пока общение
3. Комментируйте все совершаемые вашим годовалым ребенком действия - побуждая его тем самым к воспроизведению
4. Ведите беседы со своим «пытливым почемучкой» 3-5 летнего возраста. Его познавательная активность в процессе этих бесед выведет его речь на новый уровень
5. Начиная с 5 лет обязательно общайтесь с ребенком на интересующие его темы (взаимоотношения людей)

Рекомендуем посмотреть:

Как происходит развитие речи ребёнка дошкольного возраста Составление описательного рассказа по теме «Овощи». Старшая группа Игры для развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Опыт работы воспитателя детского сада. Типичные трудности дошкольника при составлении монолога и способы их преодоления | Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы с использованием мнемотехники "Кораблик"
Опубликовано: 2682 дня назад (19 июля 2017)
Просмотров: 1294
0
Голосов: 0
СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА Дивинская # 19 июля 2017 в 15:36 0
Сегодня зарегистрировалась на данном сайте. Методическая разработка обрадовала,ведь в наше время детям все труднее общаться и строить диалог.