Развитие потребности общения как условие для развития речи дошкольника
Материал данной статьи будет полезен для родителей, воспитателей. Часто взрослые не осознают важность для развития каждого возрастного периода, упускают что-то существенное, что уже сложно корректировать в будущем. Материалы данной статьи помогут родителям, воспитателям пополнить свой опыт полезными знаниями.
Коммуникативные умения дошкольника напрямую зависят от его желания высказываться вообще. Ведь чтобы речь развивать, нужно, чтобы она вообще была и была в изобилии. Желание высказываться, воспитание навыка общения происходит
с самого рождения, когда ребенок, почувствовав физиологический дискомфорт, плачет. Мать воспринимает это как обращение к себе и начинает выстраивать коммуникацию. Так зарождается потребность в общении.
Чуть позже, и
до 6 месяцев ребенок испытывает потребность в эмоциональном общении: ласка, колыбельные. И взрослый, удовлетворяя эту потребность, развивает потребность в общении.
Ребенок от 6 месяцев до 2 лет испытывает потребность в озвучивании взрослым его манипуляций с предметами. И потребность в общении развивается, если взрослый включается в совместную деятельность с ребенком и комментирует ее. Взрослый тем самым побуждает ребенка воспроизводить и обозначать свои действия.
Ребенок в возрасте
2,5-5 лет испытывает потребность в теоретическом сотрудничестве со взрослым («Пытливый почемучка»). Ему уже интересны не предметы, а мир вокруг. Нельзя отмахиваться от бесконечных вопросов ребенка, иначе можно блокировать потребность в общении. Нужно отвечать, побуждать к додумыванию. Через такое общение «вытягиваем» речь на новый уровень. Отвечая на вопросы, освещая интересные для ребенка темы, ненавязчиво вводите обучение навыку составления монолога. Озвученную только что информацию выстроить в форме монолога вместе с мамой: ребенок строчку – мама строчку. И информация лучше усвоится, и навык монолога станет закрепляться.
Ребенок 5-7 лет нуждается в личностном общении. Его интересует не столько физический мир, сколько особые вопросы социального мира (взаимоотношения людей, профессии взрослых нормы в обществе), он мечтает о будущем. Необходимо вести с ребенком разговоры, тем самым развивая ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ и через общение «вытягивать» речь на новый уровень. Используя интерес ребенка к жизни людей, организуем деятельность по развитию речи таким образом:
• Придумывание концовки сказки
• Придумывание предыстории героя сказки (что было гусями-лебедями до того, как они похитили братца?)
• Написание писем живым существам, любому сказочному персонажу
• Сочинение истории от имени растения или животного (таким образом ребенок меняет угол зрения, ставит себя на место другого)
• Фантазирование вместе с ребенком на тему «Что было бы, если…» (а что было бы, если бы наш Бобик заговорил…)
Таким образом, используя возрастные, физиологические особенности ребенка с его возрастными потребностями, мы развиваем ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ, создавая условия для развития речи. Если еще и подключать актуальную, интересную для ребенка деятельность, можно добиться хороших результатов в развитии связной речи ребенка.
Хотелось бы еще упомянуть о тех опасных для развития ребенка ситуациях, когда взрослый не отвечает на его вопросы. "Не сейчас", "Давай позже", "Ты все равно не поймешь - еще маленький", "Почему - по кочану", "я не знаю" - подобные ответы не имеют к развитию ребенка никакого отношения. Ребенок привыкает к вопросам без ответа, отсутствие информации перестает доставлять ему дискомфорт. Как следствие - познавательная активность снижается.
Обобщим все вышесказанное.
РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей и воспитателей по развитию у ребенка потребности в общении:
1. Обязательно реагируйте на плач своего новорожденного ребенка, он должен почувствовать зарождение коммуникации между вами
2. Пойте вашему шестимесячному малышу колыбельные, ласкайте его – так происходит ваше невербальное пока общение
3. Комментируйте все совершаемые вашим годовалым ребенком действия - побуждая его тем самым к воспроизведению
4. Ведите беседы со своим «пытливым почемучкой» 3-5 летнего возраста. Его познавательная активность в процессе этих бесед выведет его речь на новый уровень
5. Начиная с 5 лет обязательно общайтесь с ребенком на интересующие его темы (взаимоотношения людей)
Рекомендуем посмотреть:
Как происходит развитие речи ребёнка дошкольного возраста
Составление описательного рассказа по теме «Овощи». Старшая группа
Игры для развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста
Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста