Педагогическая статья на тему «Типичные трудности дошкольника при составлении монолога и способы их преодоления»
Данная статья может оказаться полезной для воспитателей, учителей, родителей. Информация, представленная в данной статье, помогает осознать важность работы педагога в направлении развития речи дошкольников. В школе, особенно в начальных классах, тоже можно применять приемы коррекции ошибок в речи ребят. Однако в детском саду для этого больше условий. Родители могут начать внимательнее относиться к качеству речи своих детей, помогая усовершенствовать ее, если захотят применить знания, полученные при знакомстве с данной статьей.
ФГОС ДО, для описания результативности дошкольного образования вводит понятие «целевые ориентиры», определяя их как «возможные достижения» ребенка к концу дошкольного возраста.
Учитываются особенности ребенка дошкольного возраста: «высокий разброс вариантов развития, непосредственность и непроизвольность», поэтому достижения лишь «возможные». Однако «целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» и «предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования» (ст.4.7. ФГОС ДО).
В части речевого развития к возможным достижениям относится достаточно хорошее владение устной речью: умение выражать свои мысли и желания. Умение выражать свои мысли и желания – это владение связной речью.
Для успешной учебной деятельности ребенку конечно необходимо это умение, ведь весь процесс состоит из постоянных монологических и диалогических высказываний.
В процессе своей педагогической деятельности, я обнаружила, что дети испытывают затруднения при овладении связной монологической речью. Существует много методов развития связной монологической речи у дошкольника. Об их применении в данной статье я писать не буду. Хочу осветить здесь лишь те приемы, которые использую ежеминутно, ситуативно, следя за тем, как дети разговаривают, и какие трудности при этом испытывают.
Типичные трудности дошкольников при построении монолога:
1. Ребенок не может осознать ЦЕЛЬ своего высказывания (что я хотел добиться своим высказыванием?)
Как помогаем ребенку:
Путем вопросов выводим ребенка на осознание цели высказывания.
Воспитатель:
Что хотел? Зачем подошел?
Ребенок: хотел позвать в игру (ребенок осознает замысел)
Воспитатель: Как сказать хорошо? Как сказать, чтобы тебя услышали и поняли? (пробуем вместе, применяем речевые пробы).
Приведу пример из практической деятельности. Поскольку я с большим интересом занимаюсь вопросами развития речи детей, все наработки фиксирую.
Воспитатель: Данил, в чем дело, почему расстроен?
Данил: Мальчики в игру не берут
Воспитатель: Ты просил взять тебя в игру?
Данил: Просил
Воспитатель: Как ты сказал?
Данил: Хочу с вам играть
Воспитатель: Хочешь – это понятно, но ты же хотел попроситься в игру, верно? То, что ты хочешь, ребятам может быть и не важно, они заняты игрой. Хочешь попроситься, чтобы тебя приняли в игру – ведь это твоя цель, когда ты обращаешься к ребятам?
Данил: Да, эта
Воспитатель: В таком случае нужно немного по-другому сказать. Давай вместе подумаем: как? Ребята, я хочу, чтобы вы…что сделали?
Данил: взяли меня играть
Воспитатель: лучше сказать не взяли, а более точное слово – «приняли». Куда приняли?
Данил: играть
Воспитатель: не что делать, а куда приняли?
Данил: в игру
Воспитатель: Верно, молодец! А приняли-то кого?
Данил: меня
Воспитатель: умница ты, Данил. Давай теперь вместе соберем все наши удачные словечки в одно предложение. Давай вместе: Ребята, я хочу, чтобы вы…
Данил: приняли меня в свою игру!
Воспитатель: Отлично, ты большой молодец! Давай вспомним, что у нас было и что стало. Как ты сначала сказал ребятам?
Данил: Хочу с вами играть
Воспитатель: Да, точно. И на такое обращение ребята не обратили никакого внимания, верно?
Данил: Да…
Воспитатель: Но потом мы с тобой подумали, проговорили цель твоего высказывания (ты хотел, чтобы тебя приняли в игру) и после этого смогли построить правильное высказывание: Ребята, я хочу, чтобы вы приняли меня в свою игру! Иди-ка, попробуй так обратиться к ребятам и посмотрим, как они отреагируют.
Данил идет к кучке играющих на паласе мальчишек, присаживается перед ними и произносит нашу с ним фразу: Ребята, я хочу, чтобы вы приняли меня в свою игру. Дети поднимают голову. С удовольствием предлагают присоединиться к ним. Данил восторженно смотрит на меня. Думаю, он не побоится обратиться к воспитателю и в другой раз, когда возникнет трудность с построением высказывания.
Во-первых, сама фраза длинная, ее слышно. Во-вторых, в ней есть все, что нужно для понимания собеседником: обращение к собеседнику, позиция говорящего, его цель. При таком построении фразы, имеющей цель выразить свое желание, невербально идет информация о вежливом отношении к собеседнику. Сравните с фразой: «Ребята, возьмите меня в свою игру». В такой фразе звучит настойчивость, намек на быстрое исполнение желания говорящего. Это уже из области психолингвистики, но тем не менее важно обращать на это внимание. А начали мы работу всего лишь с выделения цели высказывания. Итог: налажена коммуникация, у ребенка прибавилось чувство уверенности в своих силах, ребенок получил образец работы над словом.
2. Неумение спланировать высказывание
Начав высказывание, сбивается, возвращается к началу или говорит об одном объекте, тут же перескакивает на другой, не закончив с первым. Получается нелогично, непоследовательно, трудно для восприятия.
Как помогаем ребенку:
Учим планированию. Вместе составляем схему высказывания, своеобразный план. Этот навык отрабатываем постоянно. Ребенок учится видеть «в голове» схему, понимает, что высказывание – это цепочка, все ее звенья нужно пройти ровно.
Пример из практики:
Рита: А вы знаете, Ирина Викторовна… я с мамой, ну то есть и с папой вчера с утра ходила в зоопарк. Мы пришли, а там дождь…Мы же зонт еще хотели из дома взять, но папа сказал, что дождь не обещали…Мама ему говорила: а вдруг.. и я хотела свой маленький новый зонтик взять, ну тот, голубой, помните я его в сад приносила…
Воспитатель: Рита, так как вы в зоопарк с родителями сходили?
Рита: ну хорошо…
Воспитатель: Давай по порядку построим все твои высказывания, чтобы я поняла, как ты сходила в зоопарк. Ведь ты подошла ко мне с целью рассказать, как ты сходила в зоопарк?
Рита: Да…
Воспитатель: Бери карандаши листочек, будем зарисовывать, как в комиксах ваш поход в зоопарк.
Рита, вы с утра собрались в зоопарк?
Рита: Да! С утра папа сказал: «Поедем сегодня в зоопарк!»
Воспитатель: Хорошо. С утра папа сказал, что вы всей семьей поедите в зоопарк?
Рита: Да
Воспитатель: С утра папа сказал, что мы всей семьей едем в зоопарк. Давай эту фразу мы нарисуем. Как мы утро нарисуем одним предметом?
Рита: Можно солнышко, ведь оно утром просыпается
Воспитатель: Молодец, Рита, рисуй солнышко и проговори нашу фразу
Рита: С утра папа сказал, что мы едем в зоопарк
Воспитатель: Хорошо! Что же было дальше? На чем вы поехали?
Рита: на машине.
Воспитатель: Вы сели в машину и поехали?
Рита: Да! Рисуем машину?
Воспитатель: Конечно! Когда вы приехали в зоопарк, что там произошло?
Рита: Дождь как пошел! Всех нас замочил, а мы без зонтиков! Рисуем зонтик и капельки!
Воспитатель: Умница! Можешь здесь рассказать, почему вы зонтики не взяли. Только после этого сразу возвращайся к картинке с зонтиком, чтобы продолжить, что было после того, как вас дождь замочил.
Рита эмоционально рассказывает о папиной самонадеянности и мамином возмущении и возвращается к ситуации с дождем. Так и продолжаем с ней выстраивать высказывание, рисуя картинки. Много картинок не нужно. Достаточно нескольких, главное, чтобы в итоге ребенок смог с опорой на картинки построить свой монолог.
3. Ребенок не может найти точные слова, построить предложение грамматически правильно.
Как помогаем ребенку:
Развиваем стремление к осушествлению речевых проб (ищем более точное слово, перестраиваем фразу). Доводим этот навык до автоматизма, вводим его в привычку. Каждый ребенок должен знать об этом приеме и считать его неотъемлемой частью своей речи.
Можно ввести в обиход игру «Кресло автора». Ребенок занимает в нем почетное место. Другие ребята садятся рядом в качестве зрителей и слушателей. Даем задание ребенку в кресле: например, «Расскажи, как ты сегодня собирался в детский сад?». Автор рассказывает, мы внимательно слушаем, затем анализируем. Подобная игра не обижает автора, как может показаться на первый взгляд. Мы ведь придаем ему статус «автора», имеющего право на ошибку, доводим до его понимания, что совершать ошибки в речи и затем их исправлять – это нормально. Приучаем всех ребят в группе не бояться ошибаться, стремиться улучшить свое высказывание. Бывает и так, что сам ребенок, испытывая затруднения в построении высказывания, осознавая их, просит организовать игру и всем вместе со всеми исправить свои ошибки.
Приучая делать пробу, черновик высказывания, мы воспитываем привычку бережного отношения к слову.
Овладение связной речью – очень сложный для ребенка процесс. Сам по себе он не осваивается, этим нужно заниматься целенаправленно и не от занятия к занятию, а ежеминутно. Ведь разговаривает ребенок постоянно. Взрослому необходимо уделять внимание речи дошкольника, не нужно усаживать за парту и учить, достаточно лишь ввести в привычку осознанное отношение ребенка к слову.
Рекомендуем посмотреть:
Как происходит развитие речи ребёнка дошкольного возраста
Составление описательного рассказа по теме «Овощи». Старшая группа
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы
Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Этапы развития речи у ребенка
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет