Речь не является врожденной способностью ребенка, она формируется постепенно, вместе с его развитием и под влиянием речи взрослых. Окружающая малыша социальная и речевая среда — не только условие, но и источник развития речи. Полноценное речевое развитие немыслимо без здоровой языковой среды.
Речь ребенка начинает развиваться практически с первых дней жизни. Этапы развития речи:
1. Крик — самое первое речевое проявление, рефлекторная реакция ребенка на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 мес. Примерно с 2 мес. крик начинает качественно меняться.
2. Гуканье — это начальное гуление. Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гукает в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми. У малыша формируется комплекс оживления (эмоционально- двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление, которое отличается от короткого гуканья певучестью (см. 3 этап).
3. Гуление — певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [А, У, Ы], часто в сочетании с согласными [Г, М]. Гуление — важный этап довербального (дословесного) развития речи малыша. В это время он начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Так, в ответ на доброжелательный и ласковый голос взрослого малыш улыбается, удовлетворенно произносит звуки и, наоборот, кричит — если слышит, что взрослый сердится, раздражен, недоволен.
Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.
«Расцвет» гуления приходится на 4-6 мес. жизни. На этом этапе очень большое значение имеет эмоционально- положительный контакт со взрослым, особенно значимо общение матери с ребенком. Молчаливые взрослые или такие, чья речь эмоционально бедна и невыразительна, не вызывают у ребенка гуления, необходимого для нормального речевого развития, формирования познавательного интереса к внешнему миру С такими взрослыми у ребенка просто не возникает потребности общения.
Для младенца эмоциональное общение со взрослым — главное условие формирования его психики.
4. Лепет — приходит на смену гулению и длится примерно до 9-месячного возраста. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (МЛ, БА, ПА, ДА, НА) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим: МА-МА-МА, БА-БА-БА и т. д. Роль слуха при этом весьма велика. Например, при врожденной глухоте у ребенка имеет место этап гуления, но произнесение звуков постепенно угасает и полностью отсутствует лепет.
Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести. Интересный факт: все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие его люди.
5. Лепетные слова появляются к 9-10 мес., обычно они состоят из двух одинаковых слогов: «МАМА», «ПАПА», «БАБА», «ДЯДЯ». Считается, что в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивныи, то есть наиболее благоприятный для развития речи.
6. Предметно-отнесенная речь — умение узнавать в словах людей и предметы. Она появляется к концу второго полугодия жизни ребенка. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Таким занятиям стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.
7. Осмысленная речь. К концу первого года жизни или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. Его словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов («КИС», «МУ», «АВ», «АМ» и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. В возрасте 1,5-2 лет дети начинают говорить отдельными короткими фразами.
Речь ребенка продолжает развиваться по типу копирования речи взрослых, поэтому очень важно, чтобы родители говорили правильно, без длинных и сложных фраз, то есть служили образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, произносят слова четко, они внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают их «мысль», уточняют и конкретизируют.
Дети 2 лет активно используют в речи примерно 250- 300 слов, а у 3-летних детей активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.
К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще может не быть шипящих звуков [Ш, Ж, Ч, Щ] и сонорных [Р] и [Л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи.
Активный словарь к 5 годам увеличивается до 2500- 3000 слов, фразы удлиняются и усложняются. У большинства детей этого возраста заканчивается процесс формирования звукопроизношения.
В 7 лет ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и овладевает грамматически правильной речью.
К школьному возрасту ребенок практически овладевает речью. Он не просто механически накапливает словарь, копирует взрослую речь и запоминает речевые штампы, но постигает и усваивает законы языка. Овладение языком — это процесс творческого познания, активного поиска языковых закономерностей, усвоение правил, по которым строится собственная речь. Даже очень маленький ребенок может создавать собственные, уникальные высказывания. Остается только удивляться, какую сложную работу совершают дети в короткий срок.
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Логопедические игры для дошкольников и младших школьников
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Нет комментариев. Ваш будет первым!