Логопедическая игра «Волшебный колодец»
Автор: Акимова Ольга Валерьевна, учитель-логопед 2 квалификационной категории, МБДОУ д/с 25 г. Арзамас
Описание работы: Логопедическая игра используется педагогом как в непосредственной образовательной деятельности «Коммуникация» по направлению подготовка к обучению грамоте и звуковая культура речи. Родителями для домашнего закрепления правильного произношения звуков, звукового анализа слова, а также детьми 6 - 8 лет в самостоятельной деятельности.
Цель: Закреплять знания по разделам программы: развитие речи и формирование элементарных навыков чтения и письма.
Задачи:
1. Коррекционные:
- закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков;
- формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
- закреплять знание терминов «слог», «слово», «звук», «буква»;
- закреплять умение дифференцировать звуки: «гласные», «согласные» (твердые, мягкие), звонкие, глухие;
- формировать навыки звукового анализа слова.
2. Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, мышление, активизировать словарь.
3.Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Оборудование: колодец (сделанный своими руками из деревянных брусочков), касса букв и слогов на магнитах, картинки на магнитах, цифры на магнитах.
Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста неумеющие читать.
Игра «Что за звук?»
Ребенок поднимает ведро с карточкой и дает характеристику звуку.
Например: Звук С - согласный, глухой, твердый. Губы в улыбке, язык «горкой» за нижними зубками.
Игра «Где спрятался звук?»
Ребенок наугад поднимает из колодца карточку с картинкой. Где называет, что на ней изображено, и определяет местоположение звука в слове.
Игра «Произнеси звук столько раз, сколько…»
Вариант 1.
Ребенок из колодца поднимает карточку с цифрой, а затем поднимает карточку с буквой. Произносит звук, столько раз сколько показано на карточке с цифрой.
Вариант 2.
Логопед показывает картинку буквы и просит ребенка наугад поднять из колодца карточку с цифрой. Какая цифра достанется, столько раз ребенок должен произнести звук.
Игра «Отгадай загадку»
Логопед: загадывает загадки, например:
Что за цветок — скажите сами:
Красивый очень, но с шипами.
Ребенок: «Роза». Поднимает ведро из колодца с картинкой и проверяет свой ответ.
Игры учат слоговому чтению и самостоятельному составлению слов, вырабатывают навыки звукобуквенного анализа. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, знающие буквы и слоги.
Игра «Лото»
У детей — карты, на каждой из которых написано по 8-10 открытых неприкрытых слогов, в колодце — бумажные квадратики.
Ребенок поднимает ведро из колодца.
Логопед называет открытый слог, например ра.
Дети, у которых на картах этот слог есть, поднимают руку; по знаку логопеда каждый произносит слог столько раз, сколько раз он есть на карте.
Логопед выдаёт бумажные квадратики, только если слог произнесён чисто. Выигрывает тот ребёнок, который раньше других закроет все слоги.
Игра «Слоговое лото»
Дети по очереди поднимают из колодца карточки со слогами и составляют из них слова. Побеждает тот, кто придумал больше слов.
Игра «Подбери слова на слоги»
Ребенок наугад поднимает из колодца карточку со слогом, прочитывает его и отбирает картинки, названия которых начинается на этот слог.
Игра «Прочитай слово»
Вариант 1. Ведущий составляет слово. Ребенок читает его и для проверки поднимает ведро с картинкой. Если он сделал правильно, то забирает картинку себе. Затем участники меняются ролями. Победителем становится тот, кто наберет больше карточек.
Вариант 2. Ребенок из карточек слогов составляет слово, читает и для проверки поднимает ведро с картинкой. Если он сделал правильно, то забирает картинку себе.
Игра «Что на картинке?»
Ребенок наугад поднимает из колодца карточку с картинкой. Он должен определить, что на ней изображено, и составить слово-ответ. Если все сделано правильно, ребенок забирает карточку с картинкой себе, а карточки со слогами возвращает на место.
Игра «Игра слов»
Ребенку предлагается карточка со слогом и карточка с картинкой. Ребенок прочитывает слог и картинку, как единое слово.
Усложнение: предлагается несколько вариантов картинок для составления слова.
Игра «Угадайка»
Дети угадывают недостающий слог и записывают слова целиком в тетради.
Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Оформление логопедического кабинета для дошкольников