Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Автор: Афонина Наталья Юрьевна, учитель-дефектолог МБДОУ №57 – детского сада компенсирующего вида г. Тулы

Содержание занятия разработано с учетом методических рекомендаций С.Г.Шевченко (Подготовка к школе детей с ЗПР. – книга 1,2. – М.: Школьная Пресса, 2007) и определено на основе следующего методического комплекса: «Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы”» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой); «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» (составитель Г.В. Чиркина).

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ: КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ С ЗПР

Тема: «Повторение изученных звуков и букв».

Цели: закреплять правильное произношение изученных звуков; совершенствовать навыки дифференциации гласных и согласных фонем, умение выделять звуки в словах; формировать навык звуко-буквенного синтеза - прямой открытый слог - и анализа слов типа «мак», «ком», «ива»; развивать мелкую моторику; готовить руку к письму.

Ход занятия:

1. Организационный момент. «Ориентировка во времени».

Дефектолог предлагает детям назвать: время года; часть суток; день недели.

- Да. Весна, утро, пятница, и мы учимся слышать звуки и писать буквы.

2. Характеристика гласных и согласных звуков.

- Какие звуки я хочу произнести? (Беззвучная артикуляция: а, о, у, и, ы).

- Что общего у этих звуков, чем они похожи? (Они поются).

- Как называются звуки, которые мы можем петь? (Гласные).

- Назовите звуки, которые мы петь не можем (к, м, н, в, п и др.).

- Почему звуки к, м, н, в, п не поются? (Голос рвется: мешают губы, зубы, язык).

3. Работа с звуковой таблицей.

(Вертикальная строка – картинки с изображением гласных звуков, левый столбец – согласных).

Дефектолог:

- Здесь (показывает на верхнюю сторону доски) будут жить гласные звуки. Магниты какого цвета я должна буду взять? (Красные). Хорошо. Назовите гласные звуки.

Дети называют звуки по памяти, дефектолог прикрепляет соответствующие звукам картинки.

- Здесь (показывает на левую сторону доски) будут жить согласные звуки. Магниты какого цвета я должна буду взять? (Синие). Правильно.

Дефектолог фиксирует картинки.

- Кто назовет согласные звуки? (Один или два ребенка «читают» левый столбец у доски).

- Звукам скучно стоять в сторонке. Давайте попробуем их подружить. Н, а, а вместе – на. «На конфету».

Дети поочередно «читают» слоги и придумывают подходящий смысловой контекст (но – трогай, лошадка; ну – надула губы и т.п.).

Игра эмоционально выразительна и интонационно окрашена. Может сопровождаться жестами.

4. Выделение звука из слов.

Дефектолог:

- Оказывается, дружить – это очень весело! Звуки благодарят вас и дарят интересную игру.

У каждого ребенка – игровое поле, которое необходимо закрыть соответствующим количеством карточек. Дефектолог уточняет правила:

- Ищем, какой звук спрятался в начале (в конце) слова; изображает условную схему: горизонтальный прямоугольник, разделенный на три части с акцентным (например, заштрихованным) началом или концом.

- Слушаем внимательно. Отвечает тот, кто первым поднимет руку.

5. Физ.минутка.

Пальчиковая гимнастика с элементами нейропсихологической коррекции: «Пальчики здороваются», «Колечки».

6. Звуковой анализ слов.

Дефектолог рисует на доске веревочку и три прищепки.

- Сколько звуков будет в наших словах? (Три).

Да. Будьте внимательны. Это слово – цветок с ярко-красными лепестками. (Мак).

Далее:

1-й ребенок – устно называет последовательность звуков в слове;

2-й ребенок – «собирает» слово на доске. Используются карточки из звуковой таблицы. Каждая картинка располагается под изображением-прищепкой («вешаем на веревочку»);

3-й ребенок – выкладывает слово из букв;

4-й – читает слово;

Все дети на белом нелинованном листе пишут («печатают») слово «мак». Самостоятельно составляют звуковую схему слова, то есть обозначают красным или синим кружочком соответствующий гласный или согласный звук.

По аналогии прорабатываются слова «ком», «ива».

7. Итог. Оценка деятельности детей. Поощрение (аплодисменты). 

Рекомендуем посмотреть:

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Физкультминутки на НОД по формированию правильного произношения

Ольга Ким # 8 июня 2014 в 21:34 +1
интересно используются прищепки. Если Ваши дети справляются со всеми заданиями, то Вы- молодец!
Наталья # 1 сентября 2014 в 21:10 0
Спасибо, Ольга
Любовь Анатольевна Петрачкова # 2 января 2015 в 16:59 +1
Занятие разработано правильно, использованы методические формы и приемы для закрепления знаний об изученных звуках. Используются игровые приемы для подддержания интнреса детей к данной теме.
Наталья Сергеевна Михальченко # 11 марта 2017 в 20:50 0
занятие хорошее.с целью занятия справились:навык дифференциации галсных и согласных фонем закрепили,с легкостью справились с анализом слов- молодцы!спасибо, за идею с прищепками!
Эвелина Викторовна Бодарева # 27 марта 2023 в 11:48 0
С удовольствием прочла Ваш конспект. Вам удалось сохранить классические логопедические принципы и приёмы. Всё очень логично, последовательно.