Автор: Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга», города Губкин, Белгородской области.
Физкультминутки являются неотъемлемой частью большинства НОД. Задачами этой формы работы являются предупреждение и снятие у детей утомления, создание условий для активного отдыха, благоприятного для восстановительных процессов нервной системы.
На занятиях по формированию правильного звукопроизношения дети знакомятся с гласными и согласными звуками, учатся выделять заданный звук из состава слова, дифференцировать звуки на слух и в произношении.
Для таких занятий я разработала физкультминутки, соответствующие изучаемому звуку. Учитель-логопед разучивает физкультминутку до НОД и проводит словарную работу, объясняя детям значение незнакомых слов.
Предлагаю вниманию учителей-логопедов некоторые из таких физкультминуток.
Физкультминутки на НОД по формированию правильного произношения
Тема: «Звук У»
Утка в озере плывет – имитируют движение пловца
А улитка дом везет – соединяют над головой кончики пальцев рук (крыша дома)
Удочкой поймал угря – скрестить пальцы рук и опустить их вниз
Надел уздечку на коня – скачут, как лошадки, высоко поднимая колени
Тема: «Звук А»
По аллее мы гуляем, дружно песню распеваем – идут на месте, произнося звук А
Аист в небе пролетел – делают взмахи руками вверх, вниз
Зайчик на пенек присел – приседают
Аня, Алик и Алена побежали за Антоном – бегут на месте
Ах, как весело гулять, дружно песни распевать – идут на месте, произнося звук А
Тема: «Звук И»
Ира, Инна и Игнат весело играли – дети прыгают на месте
Дружно во дворе своем индюка искали – упражнение «Бинокль»
А индюк сидит под ивой - присесть
Ирис он клюет красивый – встать и сделать движение головой вперед – назад
Тема: «Звук П»
Физкультминутка «Мыльные пузыри»
Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе
Мыльный и воздушный – разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе
В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх
И разгонит тучки - машут руками из стороны в сторону
Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте
Но пузырь летит так быстро – покружиться на месте
И его нам не поймать - разводят руки в стороны
Тема: «Звук Э»
Эскалатор вверх везет – поднять руки вверх
Эскалатор вниз спускает – присесть
Раз этаж, два этаж – встать, поднимая перед собой согнутые в локтях руки
Эскимо купи у нас – развести руки в стороны
Тема: «Звуки П - Т»
Едем мы на паровозе – выполнение вращательных движений согнутыми в локтях руками
Поплывем на пароходе – выполняют движения пловца
Быстро сядем на трамвай – приседают
Догонять нас успевай – бегут на месте
Тема: «Звук К»
Конь копытом выбивает – руки на поясе, ходьба на месте, с высоко поднятыми коленями
На арене выступает – кивают головой
Танго кот танцует с кошкой – выполняют танцевальные движения
Клоун ловит крысу ложкой – хлопают в ладоши
Тема: «Звук М»
Маки в поле вырастают - кисти рук собрать в бутон, ладошка к ладошке
Вместе солнышко встречают – поднять руки вверх, пальцы скрещены
Прилетает ветерок – покачать прямыми руками из стороны в сторону
И качает стебелек – собрать кисти рук в бутон
Вечер тихо наступает – присесть, опустив голову на колени
Наши маки засыпают
Тема: «Звук Р»
«ОР – ОР – ОР» - стучит мотор – выполнить круговые движения руками, согнутыми в локтях
«УР – УР – УР» - натянем шнур – разводят руки в стороны, сжимая кулаки
«РА – РА – РА» - шагает дружно детвора – шагают на месте
«РЫ – РЫ – РЫ» - отпустим в воздух мы шары – поднять руки вверх
Тема: «Звук Л»
Наша лодочка плывет – разводят от груди в стороны прямые руки
На волнах качается – приседают и встают (2 раза)
Мила, Лада, Лора, Лавр – загибают по очереди пальцы правой руки левой рукой
В моряков играются – выполняют наклоны туловища влево, затем вправо
Рекомендуем посмотреть:
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР