Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект логопедического занятия в старшей группе ДОУ

Автор: Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» города Губкин, Белгородской области.

Предлагаю учителям-логопедам и воспитателям специализированных групп использовать на занятиях по развитию речи особые творческие задания.

Они обязательно должны отвечать основным целям занятия и способствовать развитию речевого творчества.

Первые творческие задания не должны требовать от детей распространенных высказываний. Их задача состоит в закреплении  использования в речи грамматически правильно построенных простых предложений и развитии способностей войти в воображаемые ситуации.

Одним из таких творческих заданий в старшей группе может быть коллективное сочинение сказки на занятии по формированию правильного произношения на тему: «Звуки С-З»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Цель:

1. Закрепить произношение звуков С, З в слогах, словах, предложениях, умение дифференцировать их.

2. Учить правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже. Составлять предложение по демонстрируемому действию.

Развивать фонематический слух при выполнении звукового анализа слов СОК и ЗУБЫ.

3. Воспитывать творческую инициативу, желание участвовать в сочинении коллективной сказки.

Оборудование: игрушки лиса и заяц, красный и розовый домики. Предметные картинки на звуки С: сапоги, стол, сумка, З: звонок, ваза, звезда.

Ход занятия:

Логопед. Сегодня сказочница - бабушка Арина прислала нам волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что лежит в сундучке.

- Как оказался здесь звук С? (Логопед достает изображение мальчика – звука С). Произнесите правильно звук С. Губы в улыбке, язык лежит за нижними зубами. На ладошке, поднесенной ко рту, мы должны почувствовать холодную воздушную струю.

- Расскажите все про звук С.

Дети. Звук С – согласный, глухой, твердый.

Логопед.  Еще один звук спрятался в сундучке, это звук З.

Давайте позвеним как комарики: «З – З – З». Пальчиковая гимнастика «Комарики»:

Зажать пальцы рук в кулак. Выставить вперед прямые указательные пальцы и сделать ими вращательные движения по кругу, сопровождая движение произношением звука З.

Логопед. Расскажите все про звук З.

Дети. Звук З – согласный, звонкий, твердый

Логопед. Чем похожи звуки С и З?

Дети. Звуки С и З – согласные, твердые.

Логопед. Чем отличаются звуки С, З?

Дети. Звук С – глухой, а звук З – звонкий.

Логопед. Посмотрим, что еще лежит в сундуке.

- Кто это?

Дети. Это лиса.

Логопед. Где стоит звук С в слове ЛИСА?

Дети. В слове ЛИСА звук С стоит в середине слова.

Логопед.  Юля, посмотри, кого еще прислала бабушка Арина?

Дети. Зайку.

Логопед. Где стоит звук З в слове ЗАЙКА?

Дети. В слове ЗАЙКА звук З стоит в начале слова.

Логопед. Бабушка Арина хочет, чтобы мы сочинили сказку о лисе и Зайке. Я начну сказку, а вы мне помогайте:  «Жили – были лиса и Зайка. Лиса жила (логопед достает из сундука два домика: красный и розовый) в  домике, в названии которого есть звук С.

Дети. Лиса жила в красном домике.

Логопед. Зайка жил в домике, в названии которого есть звук З.

Дети. Зайка жил в розовом домике.

Логопед. Каждое утро лиса пела свои любимые песни. Давайте споем их. Проводится игра «Повтори цепочку слогов»:

СА – СА – ЗА

ЗЫ – СЫ – ЗЫ

ЗО – СО – СО

СУ – ЗУ - СУ

Логопед. Зайка тоже пел песенки:

ЗУ – ЗУ – СУ

ЗЭ – СЭ – ЗЭ

ЗО – ЗА – СО

ЗА – СА - СА

Логопед.  Молодцы, вы хорошо спели песенки лисы и Зайки.

- Утром лиса пила свой любимый сок. Мы сделаем звуковой анализ слова СОК и узнаем, какой сок пила лиса. Какой первый звук в слове СОК?

Дети. В слове СОК первый звук С.

Логопед. Расскажите все о звуке С.

Дети. Звук С – согласный, глухой, твердый.

Логопед. Каким квадратом мы обозначим звук С?

Дети. Синим.

Логопед. Назовите второй звук в слове СОК.

Дети. В слове СОК второй звук О.

Логопед. Расскажите о звуке О.

Дети. Звук О – гласный.

Логопед. Какого цвета квадрат вы поставите вторым на дорожке?

Дети. Красного цвета.

Логопед. Назовите третий звук в слове СОК.

Дети. В слове СОК третий звук К. Звук К – согласный, глухой, твердый.

Логопед. Положите на полоске квадрат, обозначающий звук К. Соедините все звуки правым указательным пальцем и прочитайте слово.

Дети. СОК.

Логопед. Правильно.  Посмотрите, какой сок пила лиса (показывает картинку).

Дети. Сливовый сок.

Логопед. Каждое утро Зайка начинал с того, что чистил свои .. (Логопед показывает картинку).

Дети. Зубы.

Логопед. Давайте выполним звуковой анализ слова ЗУБЫ

Проводится игра «Живые звуки»: первым встает ребенок в синем нагруднике с колокольчиком и рассказывает о себе: «Звук З – согласный, звонкий, твердый. Рядом с ним встает звук У (ребенок в красном нагруднике). Третьим встает ребенок в синем нагруднике с колокольчиком, (звук Б),  последним встает звук Ы в красном нагруднике. Звуки берутся за руки и соединяются в слово ЗУБЫ.

Логопед. Какими становились зубы Зайки, когда он их почистит?

Дети. Белыми, чистыми, острыми.

Логопед. Лиса и Зайка дарили друг другу  подарки. Хотите посмотреть, какие подарки они дарили? (Логопед достает из сундука картинки, в названии которых есть звуки З, С).

- Картинки перепутались! Я не знаю, какие подарки для Зайки, а какие для лисы.

Давайте мы подарим Зайке картинки, в названии которых есть звук З.  Лисе – со звуком С.

- Нужно поднести подарок и сказать полным предложением: «Я дарю Зайке замок. Я дарю лисе сливы» (Дети дарят картинки).

- Молодцы, вы правильно подарили подарки.

- Незаметно мы сочинили с вами сказку. Давайте придумаем ей название.

Дети. «Как дружили лиса и Зайка». «Добрая лиса и Зайка», «Верные друзья». Логопед. Помогайте мне рассказывать сказку (Рассказывание ведется по демонстрируемому действию). 

- Жили – были в густом лесу (на стол выставляются игрушки лисы и зайца)

Дети. Жили - были в густом лесу  лиса и Зайка. (Логопед выставляет розовый дом).

Логопед. Расскажите, кто жил в розовом домике?

Дети. Зайка жил в розовом домике.

Логопед.  В каком домике жила лиса?

Дети. Лиса жила в красном домике.

Логопед.  Каждое утро лиса пила свой любимый (показывает картинку)

Дети. Сливовый сок.

Логопед. Зайка по утрам чистил зубы. Какими становились зубы Зайки?

Дети. Зубы Зайки становились белыми, чистыми, крепкими.

Логопед. Лиса и Зайка дружили и часто дарили друг другу подарки. Что подарила лиса Зайке?

Дети. Лиса подарила Зайке звонок. Лиса подарила Зайке вазу. Лиса подарила Зайке звезду.

Логопед. Что подарил Зайка лисе?

Дети. Зайка подарил лисе сумку. Зайка подарил лисе стол. Зайка подарил лисе  сапоги.

Логопед. Лиса и Зайка никогда не ссорились.

- Вам понравилась сказка, которую мы сочинили?

Дети. Понравилась.

Логопед. Кто хочет рассказать сказку? Дети рассказывают сказку по цепочке.

- Давайте соберем игрушки, положим сочиненную нами сказку в сундучок и отошлем его бабушке Арине. Она расскажет нашу сказку другим детям.

Все цели занятия были выполнены. Творческое задание бабушки Арины помогало поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Вечером дети с удовольствием рассказывали сочиненную ими сказку своим родителям.

Рекомендуем посмотреть:

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Физкультминутки на НОД по формированию правильного произношения

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Ольга Ким # 8 июня 2014 в 21:30 0
цели занятия достигнуты с помощью интересных заданий, я даже представила Ваших детей в игре Живые звуки.Спасибо
Наталья Викторовна Карло # 7 февраля 2015 в 23:41 0
Валентина Николаевна! Я с удовольствием прочитала Ваш конспект. К сожалению, на сайте не много логопедов, поэтому, видимо, комментариев мало, да и летом, когда Вы разместили конспект, все уже выдохлись и отдыхали. Вы использовали творческие приёмы, но Вам удалось сохранить классические логопедические принципы и приёмы, которые закладывают у детей прочную базу и систему анализа языка. Всё очень логично, последовательно, скрупулёзно. Мне очень понравились нагрудники. Это, конечно, и расходы, и труд, но зато послужат долго и, наверняка, дети с радостью их надевают. Я тоже люблю упражнение "Живые звуки". Возможно воспользуюсь Вашей идеей с нагрудниками.
Галия Сямигулловна Мушакеева # 16 сентября 2015 в 20:37 0
Задания для детей очень интересные, думаю так они легко смогут сделать анализ слова
Елена Юрьевна Лаврова # 18 сентября 2015 в 13:14 0
Валентина Николаевна, спасибо Вам за предоставленный конспект. Очень пришелся по душе прием привлечения детей к занятию - придумать сказку. На протяжении всей деятельности Вы придерживались этого, предлагая детям разнообразные задания. И в конце занятия, кроме умения дифференцировать звуки, у детей получился связный рассказ. Молодцы.
Наталья Викторовна Бощенко # 17 марта 2016 в 16:04 0
Конспект в игровой форме, интересный. Возьму на заметку нагрудные знаки.Очень оригинально.
Ольга Николаевна Гуменюк # 14 августа 2018 в 08:10 0
Здравствуйте. Валентина Николаевна! Замечательный конспект! Интересные педагогические приёмы. Всё очень логично и последовательно. Дети любят все соприкосновения со сказками. Мне понравились ваши нагрудники. Я тоже использую подобные в своей работе. Мы зацепляем колокольчик на липкую ленту, если звук звонкий, а если глухой - убираем.Успехов Вам! С уважением О.Н.