Конспект логопедического занятия
Автор-составитель: Горбунова Валерия Олеговна, учитель – логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29», г.Иваново
Анонс: Материал предназначен для учителей-логопедов. НОД направлено на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей логопедической группы, включает закрепление детьми знаний о звуках В-Вь и их дифференциацию. Занятие состоит из трех частей: вводная часть (5 минут), основная часть (20 минут), поведение итогов (5 минут). Продолжительность использования данной разработки: 30 минут.
Тема: «Дифференциация звуков В – Вь».
Цель: Дифференциация звуков В – Вь.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Учить детей характеризовать звуки В - Вь по признаку твердости – мягкости;
- Упражнять в определении места звука в слове;
- Закреплять умение определять количество слогов в слове.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематические процессы;
- Развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- Развивать коммуникативную компетенцию;
- Развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;
- Формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;
- Формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.
Вид занятия: фронтальное занятие.
Оборудование:
- Фишки зеленого и синего цвета на каждого ребенка;
- Картинки: Шапокляк, девочка, мальчик; лепестки ромашек с картинками, в названии которых звуки В-Вь;
- Лотки с песком на каждого ребенка.
Конспект НОД
I. Вводная часть.
1. Введение в игровую ситуацию.
Логопед: Ребята, сегодня к нам пришел гость, а кто это вы узнаете, отгадав загадку.
Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени Лариска.
Ответы детей: Шапокляк.
На доске картинка Шапокляк
Логопед: Правильно, но она пришла не просто так, она собирается испортить наше занятие. Помешаем ей это сделать?
Ответы детей: Да.
2. Введение в тему.
На доску выставляются картинки мальчика и девочки.
Логопед: К нам за помощью обратились ребята. Шапокляк украла первые звуки из их имен. Поможем им вернуть их?
Ответы детей: Да.
Логопед: Мальчика зовут …аня, а девочку – …ика. Как правильно зовут ребят?
Ответы детей: Ваня и Вика.
3. Формулирование темы.
Логопед: Какие звуки были украдены из имен?
Ответы детей: Звуки В и Вь.
Логопед: Правильно и сегодня на занятии мы повторим эти звуки, научимся их различать и спасем от злой старухи Шапокляк.
II. Основная часть занятия.
Логопед: Чтобы справиться со всеми заданиями, нам нужно хорошенько подготовиться.
1. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед: Посмотрите в зеркало, улыбнитесь себе.
✓ «Улыбка» - «Трубочка».
✓ Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю.
✓ Поднимать язык к верхним зубам, опускать к нижним.
✓ Упереть кончик языка в левую щеку, в правую.
2. Развитие мимических мышц.
У Валюши и Ванюши
Щеки, словно шар воздушный. (надуть щеки)
А у Пети и у Гали –
Худенькими щеки стали. (втянуть щеки)
Рассердились Петя, Галя,
Сильно брови хмурить стали. (нахмурить брови)
3. Работа над развитием дыхания и голоса.
Работа над дыханием: дети медленно друг за другом идут по кругу. На вдох руки поднять и развести в стороны, на выдохе – опустить вниз с длительным произношением звука: e-e-e (3 раза).
Работа над голосом: произнести предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию:
Ветер воет.
Ветер воет?
Ветер воет!
4. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Дети дают характеристику звукам.
Звук В – согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета, звонкий.
Звук Вь – согласный, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета, звонкий.
Логопед: В имени Вика, какой звук?
Ответы детей: Звук Вь.
Логопед: А в имени Ваня?
Ответы детей: Звук В.
5. Связь звуков и буквы.
Логопед: Как называется домик, в котором живут эти звуки.
Ответы детей: Буква В.
На доску выставляется буква В и каждому выдается небольшой лоток с песком.
Логопед: Напишите эту букву в воздухе, а теперь на песке.
Дети пишут букву «В» в лотках с песком.
6. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Шапокляк любит произносить «дразнилки». Слушайте внимательно и определите лишний слог.
Логопед: ва – во – ву – ви
Ответы детей: Лишний Ви.
Логопед: Почему лишний именно этот слог?
Ответы детей: Во всех слогах звук В, а в этом Вь.
Логопед: Правильно, слушайте дальше.
Ви – ве – ва – вя
Ответы детей: Лишний Ва, т.к. во все слогах звук Вь.
7. Дидактическая игра «Сигнальщики».
У детей сигнальные фишки зеленого и синего цвета.
Логопед: «Посигнальте» фишкой нужного цвета, когда в словах услышите звуки В и Вь.
Ветер, сова, воет, вьюга, волк, вечер, ваза, весна.
8. Динамическая пауза.
Выполнение движений по тексту.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
9. Дидактическая игра «Замени звук».
Логопед: замените первый звук в слове на звук В или Вь.
Пой – вой Митя - Витя
Мыть – выть Лесть – Весть
Голос – волос Пеликан – Великан
10. Звуковой анализ.
Звуковой анализ слов ВИКА, СОВА с выкладыванием звуковой схемы. Деление слов на слоги.
11. Дидактическая игра «Дни недели» (определение места звука в слове).
Логопед: Назовите дни недели в названии которых есть звуки В и Вь.
Ответы детей: вторник, четверг, воскресенье.
Логопед: где находятся звуки В-Вь в этих словах?
Ответы детей: в слове вторник звук В находится в начале слова, в слове четверг звук Вь – в середине слова, в слове воскресенье звук В – в начале слова.
12. Дидактическая игра «Собери цветок».
Логопед: Ребята, как вы думаете, если мы подарим Шапокляк цветы, она станет добрее?
Ответы детей: Да.
Логопед: У вас на столах лепестки ромашек на которых нарисованы предметы в названии, которых есть звук В или Вь. Мальчик Ваня подарит цветок с синей серединкой, а девочка Вика с зеленой. Какие лепесточки вы положите к синей серединке, а какие к зеленой и почему?
Ответы детей: К синей серединке положим лепесточки с картинками в названии, которых есть звук В, т.к. он обозначается фишкой синего цвета, а к зеленой – лепестки с предметами, в которых звук Вь, т.к. он обозначается фишкой зеленого цвета.
Дети подходят к столам и собирают ромашки.
Логопед: А теперь давайте проверим, правильно ли вы собрали ромашки.
Логопед: Вы собрали очень красивые и необычные цветы. Подарим их Шапокляк?
Ответы детей: Да.
Логопед: Она обещает больше не похищать звуки в именах ребят и прощается с вами.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Логопед: Какие звуки мы сегодня спасали от Шапокляк?
Ответы детей: Звуки В и Вь.
Логопед: Дайте характеристику этим звукам.
Ответы детей: Звук В – согласный, твердый, обозначается фишкой синего цвета, звонкий.
Звук Вь – согласный, мягкий, обозначается фишкой зеленого цвета, звонкий.
Логопед: Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять? (ответы детей)
2. Оценка деятельности детей.
Логопед: Как вы сегодня занимались? (ответы детей)
Кто был самым активным и больше всех отвечал? (ответы детей)
У кого что получилось? (ответы детей)
3. Сюрпризный момент.
Логопед: Вы все постарались на славу. На память о нашем занятии Шапокляк дарит вам свой портрет, который вы сможете дома раскрасить и рассказать родителям.
Детям раздаются черно-белые картинки с изображением Шапокляк.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Физкультминутки на НОД по формированию правильного произношения
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР