Конкурсы

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Статья для родителей: «Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР  на материале сказок В.Сутеева»

Сказка «Кораблик»

Автор: Кунаева Ирина Юрьевна, МБОУ СОШ № 4 города Кызыла.

Материал статьи будет полезен родителям, чьи дети имеют диагноз задержка развития речи.  Дети этого возраста любят мастерить, рисовать, резать ножницами. Им нравятся яркие картинки и несложный, но увлекательный сюжет. Думаю, что сказки В. Сутеева как никакой другой материал подойдут для работы с детьми 3-4 лет по развитию речи.

Ход занятия

Взрослый начинает читать сказку «Кораблик» (да и любую другую), обязательно указывая на героев, талантливо изображенных автором. Например, когда вы  читаете: »Пошли гулять лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок», то указываете на героев по порядку, медленно и четко проговаривая каждое слово.

Чтение следующего отрывка можно сделать для ребенка проблемным. Вы читаете: «Пошел цыпленок и принес…(пауза)», показываете на иллюстрацию листочка. И далее читаете «Мышонок -..(пауза)», показываете на иллюстрацию ореховой скорлупы и ждете ответа ребенка. И так далее по тексту. Вы обращаетесь к пассивному словарю ребенка, переводите слова в активный словарь.

Следующее чтение этой сказки можно изменить, давая возможность ребенку закончить предложение  начатое вами. Если при первом прочтении вы указываете на иллюстрации и активируете существительные в словаре ребенка. То при втором прочтении можно усложнить задачу. Вы читаете: «Пошел цыпленок…(пауза)». Ребенок вспоминает глагол «принес», называет его вместе с существительным «листочек». Для детей с задержкой речевого развития употребление в активной речи глаголов является наиболее проблемным этапом развития речи.

Затем на следующих занятиях, когда у ребенка появится четкое понимание текста, можно учить его пересказу. Опять же иллюстрации будут опорой для вашего ребенка. Также можно заранее подготовить вопросы, помогающие вспомнить содержание текста:

1. Кто пошел гулять?

2. Почему друзья обиделись на лягушонка? 

3. Что они придумали?

4. Как они строили кораблик:

- Кто принес листочек?

- Кто принес ореховую скорлупу?

Просите ребенка давать правильный ответ, помогайте ему в случае затруднения.

Конечно, чтение и пересказ не должны остаться без воспитательного воздействия. Спросите у малыша: «Почему лягушонок остался один?» (Возможный ответ: «Потому что он был хвастунишка»). «Жалко ли тебе лягушонка?»

Кроме того, эта сказка, как и многие другие сказки В.Сутеева, дают огромные возможности для развития творческих способностей вашего ребенка.  Можно заранее приготовить материал для аппликации: вырезать кораблик, приготовить фигурки  героев. Пусть малыш приклеит  кораблик на картон, разместит всех друзей на кораблике, сопровождая действия пересказом. Спросите ребенка, куда он поместит лягушонка. Возможно, у него появится желание посадить лягушонка на кораблик, тем самым примирив друзей.

Работа над текстом, сопровождаемая изготовлением аппликации, рисованием или поделкой из натурального материала, стимулирует развитие речи на нейро-психологическом уровне, воспитывает усидчивость и интерес к чтению.

Работая над циклом сказок «Сказки про карандаши и краски», рисуйте вместе с ребенком героев. Пусть ребенок творит и комментирует свои действия.

Читая сказку «Три котенка», можно развивать элементарные математические представления и пространственную ориентацию. Покажите иллюстрацию, спросите, сколько котят изображено. Посчитайте вместе с ребенком. Активизируйте употребление предлогов в речи малыша, задавая следующие вопросы:

- Где сидят котята?

- Котята сидят на траве.

- Куда прыгнули котята следом за мышкой?

- Котята прыгнули в банку с мукой.

Отвечая на эти вопросы, ребенок развивает пространственные представления.

Таким образом, комплексная работа над сказками В Сутеева позволяет развивать речь вашего ребенка, его математические способности, восприятие, творчество, воспитывает в вашем ребенке, скромность, отзывчивость, эмпатию. Подготавливает базу для развития рефлексии.

Рекомендуем посмотреть:

Сказкотерапия в семье

Этапы развития речи у ребенка

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 17 декабря 2013 в 20:52 +1
Ирина Юрьевна! Ваша консультация для родителей интересная и,главное, полезная. Любящие родители,прочитав вашу статью, обязательно купят сказки В.Сутеева, и начнут заниматься со своим ребёнком. Сказки и иллюстрации Сутеева очень любят дети, для развития речи - это просто незаменимый материал. Я сама ещё с детства помню сказки Сутеева))) Их невозможно забыть! Они не только развивают речь, но и делают ребёнка немного добрее!
Анастасия Игоревна Ведерникова # 26 января 2014 в 19:09 0
Да, действительно! Прочитав этот материал, решила купить книгу Сутеева для сына)
Вера Шипкова # 26 января 2014 в 15:17 +1
Это очень полезный материал. Так как родители все реже стали читать детям книжки. А ведь произведения Сутеева такие добрые.
Светлана Андреевна Пятницкая # 6 февраля 2014 в 01:54 0
Ирина Юрьевна! Оказывается, у меня есть сокровище - несколько книг замечательного Владимира Григорьевича Сутеева, а я и не знала, что помимо дивных текстов, его произведения можно использовать как основу для разностороннего развития. Спасибо за находку! Приму к сведению :)
Светлана Владимировна Баяндина # 23 февраля 2014 в 11:05 0
Очень интересный материал мы тоже читаем сказки Сутеева. Мой любимый "Мешок яблок",но вы очень правильно высказали о речи детей, и развитии у ребенка с ЗРР.
Марина Вячаславовна Васильева # 9 мая 2014 в 08:19 0
Ирина Юрьевна!Большое спасибо Вам за то, что вы обратили внимание родителей на такого замечательного детского писателя, как Владимира Григорьевича Сутеева! Это действительно кладезь для разносторонней деятельности и развития малыша,особенно для развития речи. Ваша работа поможет родителям в организации совместного взаимодействия с ребёнком, и будет расширять, формировать, обогащать литературно-художественный вкус родителей.Каждый раз, используя в своей работе произведения Владимира Григорьевича Сутеева,раскрываю всё больше и больше видов деятельности возможно организовать с детьми.
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 20:06 0
описанный алгоритм чтения книг можно применять не только на сказках данного автора, но и при чтении любых детских сказок , главное , чтобы у родителей было желание читать книги, уметь работать с книгой , чтобы развивать речь ребенка.
Александра Павловна Коняева # 18 сентября 2015 в 20:39 0
Отличный материал ! Работая психологом тоже использовала интересные сказки и рассказы в работе с детьми. Рекомендую всем и голосую за вас
Надежда Николаевна Габова # 30 декабря 2015 в 18:11 0
Эти сказки с раннего детства знакомы детям. Сказки В.Сутеева, дают огромные возможности для развития творческих способностей ребенка, стимулируют развитие речи на нейро-психологическом уровне, воспитывают усидчивость и интерес к чтению. Спасибо Ирине Юрьевне за материал!
Евгения Борисовна Матреницкая # 5 декабря 2016 в 13:17 0
Спасибо за информацию, обязательно возьму в работу.С уважением Евгения. smile