Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в старшей группе. Свойства воды

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе на тему: «Маленькие секреты о воде»
Интегрируемые образовательные области:
-познавательное развитие,
-социально – коммуникативное развитие
Цель: формировать познавательно – исследовательский интерес к опытно-экспериментальной деятельности
Задачи:
Образовательные:
- способствовать развитию познавательной сферы детей, расширению их кругозора;
- формировать умения детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи;
Развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, способность анализировать;
- развивать познавательную мотивацию детей
Воспитательные:
- вызвать эмоциональное восприятие;
- приобщать детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе проведения опытов
Формирование словарного запаса детей: лаборатория, лаборант, опыты, пресная, тяжелее, легче, газированная вода, углекислый газ
Материал
Демонстрационный:
музыкальная колонка, аудиозапись произведения П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», яйцо, две пол литровые банки, литровая банка, поваренная соль, яйцо, новогодняя инструментальная мелодия
Раздаточный:
фартуки, нарукавники, медицинские шапочки, вода, пуговицы, скрепки, камни, деревянные бруски, газированная вода, стеклянные стаканы, тарелки, цветы из бумаги, салфетки, баночки от детского пюре( по кол-ву детей), маленькие игрушки, новогодний дождик
Методические приёмы
Использование музыки, разгадывание загадки, игровая ситуация, проблемная ситуация, индивидуальная работа
Предварительная работа
Беседа про кислород и углекислый газ в природе, просмотр мультфильма «Сказка старого дуба», знакомство с водными цветами.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети играют в группе, воспитатель предлагает им примерить фартуки, нарукавники, медицинские шапочки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на себя и друг на друга. Сейчас вы мне напоминаете лаборантов, которые работают в лаборатории. А знаете ли вы, что такое лаборатория?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы любите экспериментировать?
Дети: Да
Воспитатель: А знаете ли вы, что в лаборатории нужно соблюдать меры безопасности? Какие?
Ответы детей.
Воспитатель: В лаборатории нужно быть внимательными, аккуратными, слушать руководителя. Я буду руководить, контролировать работу лаборантов, проводить сложные опыты. А вы будете моими помощниками-лаборантами. Сейчас присядем и проверим, насколько вы готовы к работе. Для того чтобы понять с чем мы сегодня будем работать, нужно отгадать загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети: Вода.
Воспитатель: Правильно, вода. Сегодня мы будем проводить опыты с водой. Но чтобы приступить к работе, давайте вспомним всё, что мы знаем о воде и поиграем в игру «Правильно-неправильно».
Воспитатель играет с детьми: если утверждения воспитателя правильные, то дети делают хлопок в ладоши, если утверждения неверные, то дети молчат.
Воспитатель: Молодцы! Таким образом, мы с вами вспомнили основные свойства обычной пресной воды. Теперь мы можем смело приступать к опытам. Предлагаю встать и пройти к столу с цифрой 1.
Дети подходят к столу с цифрой 1, на котором стоит аквариум. Рядом с аквариумом находится тарелка, на которой лежат камни, скрепки, пуговицы и деревянные бруски.
Опыт №1 «Тонет-не тонет»
Воспитатель: Для этого опыта нам понадобятся различные предметы (пуговицы, скрепки, камни, бруски), из чего они сделаны?
Дети: Пуговицы сделаны из пластмассы, скрепки-из металла, бруски-из дерева.
Воспитатель: Опускаем в воду эти предметы по очереди: сначала камни, затем скрепки, потом пуговицы, а теперь бруски. И что же мы наблюдаем?
Дети: Все предметы опустились на дно, кроме брусков.
Воспитатель: А как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Всё зависит от того, из чего сделаны предметы. Деревянные предметы могут плавать на поверхности, т.к. дерево легче воды. Предметы, сделанные из металла, пластмассы и камня тяжелее воды, они тонут.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым опытом. Теперь подойдем к столу с цифрой 2 и приступим к следующему опыту, который называется «Пуговица в газированной воде»
Дети переходят к следующему столу, на котором стоят стаканы, тарелки с пресной водой, бутылка с газированной водой, тарелка с пуговицами и бумажными цветками.
Опыт №2 «Пуговица в газированной воде»
Воспитатель: Дети, а что вы знаете о газированной воде? Чем она отличается от обычной пресной воды?
Дети: Вода с газами.
Воспитатель: Да, эта вода, которая содержит углекислый газ.
Давайте же приступим к опыту. Для этого нам понадобятся стаканы, пуговицы и газированная вода. Возьмем пуговицу, опустим ее в стакан, нальем газированную воду и будем наблюдать за происходящим. Что же мы видим? Что произошло с пуговицей?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы видим пузырьки углекислого газа. Продолжаем наблюдать.
Ответы детей.
Воспитатель: За счет пузырьков углекислого газа пуговица становится легче воды и поднимается на поверхность. Когда пузырьки газа начинают исчезать (лопаться), пуговица снова опускается на дно стакана за счет своей тяжести.
Воспитатель: Теперь отодвинем стаканы и приступим к следующему опыту.
Опыт №3 «Цветы лотоса»
Воспитатель: Для этого опыта нам понадобятся тарелки с водой и вот такие цветки, которые я приготовила для вас заранее. Из чего они сделаны?
Дети: Цветки сделаны из бумаги.
Воспитатель: Правильно, из бумаги. Посмотрите, наши цветки ещё не проснулись, поэтому их лепестки не раскрыты. Теперь возьмем цветки и опустим их в тарелку с водой. И что же мы видим? ( Звучит произведение П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»)
Дети: Лепестки цветов начинают раскрываться.
Воспитатель: Всё дело в том, что бумага, намокая, становится постепенно тяжелее воды и лепестки раскрываются.
А теперь посмотрите, что произошло с моими цветками? Я их вчера опустила на воду, а сегодня увидела, что они опустились на дне. Как вы думаете, почему так произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Мокрая бумага стала тяжелее воды и опустилась на дно.
Я предлагаю оставить цветки здесь (на столе) до полного их раскрытия, а потом вы сможете снова к ним вернуться и понаблюдать. А сейчас я хочу показать вам интересный опыт с яйцом. Нам нужно подойти к столу с цифрой 3 и присесть на стульчики.
Дети подходят и присаживаются к третьему столу, на котором находятся две пол литровые и одна литровая банки с водой, яйцо, соль, ложка.
Опыт №4 «Опыт с яйцом»
Воспитатель: Посмотрите, лаборанты, у меня на столе 3 банки: две маленькие и одна большая. Во всех банках налита обычная пресная вода. Опускаю в маленькую банку с водой яйцо, и что происходит с ним?
Дети: Яйцо оказалось на дне банки.
Воспитатель: Яйцо тяжелее воды, поэтому оно опустилось на дно банки.
Продолжим. В другой маленькой банке будет солёная вода (воспитатель добавляет в банку соль, перемешивает), опускаю в неё это же яйцо и что…?
Дети: Яйцо, не тонет.
Воспитатель: В обычной пресной воде яйцо «тонет», т.к. оно тяжелее воды, в соленой - «не тонет», т.к. оно легче соленой воды.
А теперь я покажу вам фокус: это же яйцо опускаю на дно большой банки и подливаю воду из обеих маленьких банок. Что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Яйцо держится посреди раствора. Вот такой интересный фокус вы можете показать дома своим родителям и друзьям.
Заключение:
Воспитатель: Теперь мы с вами встанем, посмотрим вокруг и вспомним, о каком веществе мы с вами сегодня говорили?
Дети: О воде.
Воспитатель: Что нового о воде вы узнали?
Дети и воспитатель делают вывод совместно: Тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – плавают на поверхности воды.
Если детям захочется вернуться и посмотреть на цветки, то воспитатель предлагает им ещё раз подойти к столу номер 2 и посмотреть, что произошло с их цветками.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам изготовить игрушки на память о нашей работе в лаборатории. Для этого нам понадобятся баночки с завинчивающейся крышкой, на которой заранее приклеена игрушка, вода, ложка и новогодний дождик.
Дети садятся за стол, воспитатель демонстрирует изготовление игрушки. Дети приступают к изготовлению игрушки. Звучит новогодняя инструментальная мелодия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия для детей старшей группы. Воздух и его свойства Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования для детей старшей группы Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе: Почему не тонет лед? Конспект НОД в старшей группе. Экспериментирование
Конспект НОД познавательного цикла для детей старшей группы. Мы - фокусники
Опубликовано: 2879 дней назад (3 января 2017)
Просмотров: 2670
Рубрика: Без рубрики
+26
Голосов: 26
Лариса Алексеевна Бусло # 3 января 2017 в 23:30 +1
Добрый вечер!Спасибо за такой интересный материал. Детям очень нравится экспериментировать, они будут в восторге от подобного занятия.
Олеся Николаевна Иванова # 4 января 2017 в 00:19 +1
Спасибо
Ирина Степановна Афанасьева # 4 января 2017 в 01:15 +3
Конспект действительно интересный, я тоже проводила такие эксперименты с детьми. Только я не поняла - этот конспект рассчитан на одно или на два занятия (одно фото отличается от других, как-будто было сделано в другой день)?. И еще - что за игрушку вы все-таки изготовили в конце занятия?
Олеся Николаевна Иванова # 4 января 2017 в 10:32 +1
Здравствуйте, Ирана Степановна! Спасибо за вашу внимательность. Дело в том, что на моём занятии детьми старшего дошкольного возраста присутствовали и другие педагоги, которым захотелось, чтобы я провела это занятие с их детишками. Это фото было более удачным, поэтому при оформлении конспекта, я выбрала именно это фото. Занятие расчитано одно. В конце занятия мы изготовили игрушку с использованием воды. Т.к. занятие проводилось накануне Нового года, игрушка сделана по типу снежного шара.
Ирина Ивановна Данилова # 4 января 2017 в 04:09 +3
Доброго времени суток. Детям всегда интересно экспериментировать. После такого занятия, я думаю, дети самостоятельно тоже смогут проделать эти опыты.Пополнение словарного запаса, расширит кругозор ребёнка. Очень интересный приём с переодеванием в спец форму. Было бы очень интересно увидеть мастер класс цветков лотоса и конечный результат изготовления поделки. Мой голос
Лариса Викторовна Штоколова # 4 января 2017 в 05:38 +3
Здравствуйте, Олеся Николаевна! С огромным интересом познакомилась с вашей публикацией.Цель:формировать познавательно – исследовательский интерес к опытно-экспериментальной деятельности,достигнута. На фото видно, как дети с интересом проводят эксперименты с водой. Занятие очень интересное, опыты разнообразные. Хорошая идея с переодеванием, дети вспомнили технику безопасности в лаборатории. Эксперименты интересные и в конце подводите итог, выводы, анализ и делаете поделку. Здорово! НЕ много поправлю написание самого конспекта.В начале пишите автора, кому будет интересен ваш материал. Лучше, когда занятие интегрируется со всеми образовательными областями, вы пишите только два, хотя у вас идет и художественно-эстетическое развитие, музыку слушаете, поделку делаете. Развитие речи- сколько новых слов, рассказы о свойствах воды и т.д. Можно добавить физминутку, пальчиковую гимнастику по теме, в промежутках, между опытами и это будет физическое развитие. С уважением Л.В. Голос!
Елена Александровна Шашенко # 4 января 2017 в 05:50 +3
Добрый день !
Здравствуйте, Олеся Николаевна!
С огромным интересом познакомилась с вашей публикацией .
Детям всегда интересно экспериментировать.
После такого занятия, я думаю, дети самостоятельно тоже смогут проделать эти опыты.
Пополнение словарного запаса, расширит кругозор ребёнка.
Очень интересный приём с переодеванием в спец форму.
Было бы очень интересно увидеть мастер класс цветков лотоса и конечный результат изготовления поделки.
Мой голос! Желаю УДАЧИ !!!
Елена Николаевна Залужная # 4 января 2017 в 06:11 +1
Олеся Николаевна, здравствуйте! Мне занятие понравилось, дети много узнали нового о свойствах воды и других материалов.По оформлению НОД Вам написали, а я бы посоветовала оформить мастер - класс изготовления новогодней игрушки, нам всем было бы интересно посмотреть.Спасибо. Примите голос!
Мария Чукмарёва # 4 января 2017 в 09:04 +1
Доброе утро! С удовольствием познакомилась с вашей занимательной разработкой НОД, которая в легкой и наглядной форме знакомит детей со свойствами воды. Детям выдалась возможность самостоятельно выполнить опыты, а затем по ним сделать выводы. В заключении каждого опыта педагог на понятном и доступном для детей языке подводит итог, что именно произошло и почему.Очень понравился опыт с бумажным лотосом с использованием музыкального сопровождения!
Итогом НОД стало изготовление новогодней игрушки, что подводит детей к тому , что вода может быть использована и в изготовлении сувенирных игрушек! Хотелось бы взглянуть, что получилось у детей!
Спасибо вам! Примите голос! Удачи!
Галина Дмитриевна Сорокина # 4 января 2017 в 11:06 +1
Здравствуйте, Олеся Николаевна!Спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с вашей публикацией. Занятие очень интересное, опыты разнообразные. Хорошая идея с переодеванием, дети вспомнили технику безопасности в лаборатории. Эксперименты интересные и в конце подводите итог, выводы, анализ и делаете поделку.Только что за игрушку вы все-таки изготовили в конце занятия? Спасибо вам! Примите голос! Удачи!
Олеся Николаевна Иванова # 4 января 2017 в 12:08 +1
Спасобо, Галина Дмитриевна. что ознакомились с моей работой. Дети всегда должны получать удовольствие от проделанной работы. Т.к. занятие построено на опытах с водой, то и в изготовлении игрушки вода сыграла немаловажную роль, использование блёсток новогоднего дождика и инструментальной музыки создало предновогоднее настроение.Игрушка напоминает новогодний снежный шар, где блёстки сначала кружатся в воде, а затем медленно опускаются и ложатся на дно баночки.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 4 января 2017 в 12:53 +1
Здравствуйте, Олеся Николаевна!
С прекрасным дебютом Вас!!!
Как у вас интересно: эксперименты, опыты, и всё с ней, с Царицей водой! Здорово, интересно, поучительно, захватывающе! Хорошо, когда Ваше занятие нравиться и другим педагогам, и они приглашают Вас в гости: это значит, что оно удалось на славу, и у вас есть чему поучиться! Это видно невооружённым глазом по составленному конспекту, фотоматериалу... Спасибо, что делитесь разработками и приглашаете в гости! Голос!!!
Татьяна Ивановна Валисевич # 4 января 2017 в 14:12 +1
Спасибо приглашение, очень понравился конспект, интересный, доступный для детей этого возраста. Возьму себе на заметку. Мой голос.
Любовь Владимировна Лычангина # 4 января 2017 в 15:11 +2
Здравствуйте, Олеся Николаевна!
Ваше занятие выстроено с логической последовательностью, каждый опыт подробно описан. Оформление разработки соответствует требованиям сайта.
Отличный материал взяла в закладки. Голосую за Вас!!!
Наталия Владимировна Пуханова # 5 января 2017 в 14:52 +1
Здравствуйте, Олеся Николаевна!Спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с конспектом по экспериментированию в старшей группе на тему: «Маленькие секреты о воде». Занятие построено грамотно, последовательно шаг за шагом. Вы способствуете развитию у детей познавательной сферы, расширению их кругозора, формируете умения устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Это всё замечательно. Соглашусь с коллегами, нужно внести небольшие поправочки. Для лучшего восприятия текста слова воспитатель и дети лучше было выделить. С удовольствием примите мой голос. Творческих успехов и новых работ.
Любовь Ивановна Старик # 5 января 2017 в 22:59 +1
Добрый вечер, Олеся Николаевна! Очень интересное занятие, подобраны опыты которые способствуют развитию познавательной сферы детей, расширению их кругозора. Дети очень любят экспериментировать, проводить опыты. Вы большой молодец! Умница! Материал очень полезен и интересен. С удовольствием даю свой голос.Творческих успехов!
Ольга Вячеславовна Варламова # 6 января 2017 в 22:32 +1
Здравствуйте, Олеся Николаевна! С огромным интересом познакомилась с вашей публикацией: полезная, познавательная! Детям особенно интересно экспериментировать. Я думаю дети остались довольны. Голос! С Рождеством!!!
Ирина Викторовна Ануфриева # 7 января 2017 в 00:24 +1
Олеся Николаевна, очень интересные "неизбитые" опыты вы подобрали для экспериментальной деятельности...
Единственное замечание: применять на своих занятиях элементы здоровьесбережения (физминутки, пальчиковую гимнастику и т.д.).
Примите голос и Новогодние поздравления!
Олеся Ивановна Сидоренко # 7 января 2017 в 19:45 +1
Здравствуйте, Олеся Николаевна! Ваш материал очень интересный. В вашем занятии дети учатся творить, экспериментировать, познавать, что в свою очередь способствует развитию их кругозора, мыслительной деятельности. Творческих вам успехов. примите голос
Мария Александровна Дискантова # 7 января 2017 в 22:23 +1
Здравствуйте, Олеся Николаевна. Спасибо за приглашение. Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе на тему: «Маленькие секреты о воде» - очень интересный и познавательный. Дети любят эксперименты, и думаю, что с огромным удовольствием принимали активное участие. Соглашусь с Ириной Викторовной, мне тоже не хватило или физминутки или пальчиковой гимнастики. А так все очень хорошо. ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ.
Голос "ЗА"+1
С РОЖДЕСТВОМ!!!
Валентина Александровна Арыстанбаева # 8 января 2017 в 07:44 +1
Доброе утро!
Работа очень интересная, познавательная. Просто замечательная. И тема хорошая.
Голосую
+1
Ирина Александровна Церт # 8 января 2017 в 16:32 +1
Здравствуйте, Олеся Николаевна! Очень интересное, познавательное занятие для детей, так как дети любят экспериментировать. А экспериментируя, дети учатся и получают новые знания. С удовольствием голосую.
Татьяна Георгиевна Ломова # 8 января 2017 в 17:47 +1
Здравствуйте, Олеся Николаевна! Занятие мне очень понравилось. Если мне было интересно читать ваш конспект, то детей, я думаю, было не оторвать от Вашей лаборатории. Материал познавательный и полезный, а когда сам участвуешь в эксперименте, то запоминается на всю жизнь. Голосую.
Елена Владимировна Иванова # 8 января 2017 в 23:24 +1
Здравствуйте, Олеся Николаевна! Вы подготовили и провели увлекательное занятие познавательного цикла. Фотоматериал создает эффект присутствия на мероприятии. Вам нужно обратить внимание на правильность оформления конспекта и материала в блоге в целом. Обязательно в "шапке" указывается автор, описание материала и назначение (кому будет интересен). Цель отвечает на вопрос "что?". По нормам ФГОС в конспекте вы должны прописывать приоритетную образовательную область и интеграцию образовательных областей. Конечно же, не забывайте о здоровьесберегающих технологиях. Содержание конспекта отличное, занятие логически выстроено. Но мне кажется, с изготовлением поделки оно выходит за рамки отведенного времени. Поздравляю Вас с первой публикацией! Желаю Вам творческих успехов! Примите мой голос! С уважением Елена Владимировна.
Елена Григорьевна Полякова # 9 января 2017 в 14:13 +1
Здравствуйте, Ирана Степановна, примите голос!
Интересное, увлекательное занятие представлено Вами.
Проектный метод один из самых перспективных в обучении и воспитании детей.
Прислушайтесь к предыдущим советам и Ваши публикации будут ещё совершеннее.
Желаю творческих удач! С уважением, Е.Г.
Александра Викторовна Сагалакова # 10 января 2017 в 12:29 +1
Ирина Степановна благодарю вас за выкладку такого интересного материала. Весьма полезен в нашей работе. Думаю, что детям было увлекательно и интересно проводить данные опыты. Творческих успехов в дальнейшей работе. Примите голос!
galinabitno # 11 января 2017 в 19:11 +1
Так не хватает таких занятий на практике. Ведь и словарный запас обогащается, и познавательная активность прекрасная, никто из детей не отвлекается, всем интересно. Мы здесь и из ТРИЗа берём опыты. Свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ. Здорово! Спасибо!
Валентина Николаевна Разумова # 17 января 2017 в 21:31 +1
Ирина Степановна, очень понравилось занятие. Отлично построено, всё продумано и соответствует возрасту детей, интересные опыты. Согласна с коллегами во всём. Хотелось бы посмотреть мк по изготовлению цветков лотоса. С удовольствием воспользуюсь вашей разработкой при случае. Спасибо за приглашение. Желаю всего самого наилучшего.
Анастасия Александровна Герасёва # 19 января 2017 в 18:00 0
Здравствуйте, Олеся Николаевна! Отличное занятие - грамотно, последовательно, с интересными опытами. Успехов! Примите голос. smile
Наталья Юрьевна Ремизова # 29 марта 2017 в 19:36 0
Ирина Степановна, очень увлекательное мероприятие, дети в постоянной деятельности, активны. Занятие построено в игровой деятельности, что является ведущей деятельностью дошкольников, поэтому детям интересно. Важно с детского сада прививать у детей интерес к учебной деятельности, а благодаря такому занятию, Вам это удалось. Спасибо.