Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Обучение рассказыванию является самым трудным разделом речевого развития дошкольников.
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь.
Овладение связными формами высказываний вызывают огромные трудности у детей имеющих тяжелые нарушения речи. Это сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и коррекции общего недоразвития речи.
В детском саду развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на специально организованных занятиях.
В результате систематической коррекционной работы, даже после первого года обучения в логопедических группах нашего МДОУ, в развитии детей происходят значительные изменения: становится шире кругозор, более сложными становятся мыслительные операции, закрепляются новые представления об окружающем мире.
Для успешного обучения в школе все коммуникативные навыки, приобретенные в ходе общения со сверстниками и взрослыми непременно должны совершенствоваться.
По результатам диагностики в начале обучения, можно с полной уверенностью сказать, что у детей при просьбе составить рассказ возникают определенные трудности:
- дети трудно находят слова и словосочетания, необходимые для высказывания,
- искажают грамматическое построение фраз (не согласовывают между собой части речи, неправильно употребляют формы глаголов, искажают или неправильно употребляют предлоги и окончания).
- не могут правильно строить высказывания, либо логически связывать их друг с другом.
Все это говорит о том, что таким детям нужна помощь педагогов – специалистов и обязательное закрепление необходимых навыков со стороны родителей.
Предлагаю рассмотреть и представить вашему вниманию формы работы по обучению рассказыванию и виды занятий, используемые мной в работе с дошкольниками.
Занятия по обучению рассказыванию проводятся еженедельно. Дополнительно планируются дидактические игры и упражнения по формированию монологической речи.
Поскольку все виды работы по развитию связной речи одинаково важны, в перспективное планирование в связи с изучаемой лексической темой включаются:
1) Пересказы небольших текстов, сказок, рассказов.
2) Составление рассказов описаний предметов или живых объектов.
3) Составление рассказов по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок.
4) Составление творческих рассказов или рассказов из личного опыта.

ПЕРЕСКАЗ.
Старших дошкольников необходимо учить самостоятельно, свободно, последовательно и выразительно передавать содержание небольших текстов, сказок и рассказов. На занятии изучается произведение, намеченное для пересказа. Определяется работа над пониманием неизвестных или незнакомых слов. Составляются вопросы, которые помогут ребенку лучше понять смысл рассказа или сказки. Очень хорошо отметить с ребенком описания в тексте, эпитеты, сравнения. Далее проводится беседа по содержанию произведения. Можно проводить пересказ целого произведения или по частям.
РАССКАЗЫ ОПИСАНИЯ.
Занятия по рассматриванию и описанию игрушек – один из самых любимых детьми. Объектами описания могут служить наборы посуды, предметы одежды, обуви, мебели, головные уборы и др. В качестве приема обучения используется образец рассказа педагога.
В ходе обучения необходимо создать ситуацию непринужденного общения или проблемную ситуацию, а также условия для обогащения речи различными формами высказываний. В практике используется дидактическая игра, как «Магазин игрушек».
Детям необходимо объяснить условия игры, а именно: «Чтобы приобрести игрушку, нужно рассказать о ней. Платой за вещь, вместо денег будет подробный рассказ. Если рассказ не удается, то вы не сможете получить покупку»
Детям также очень нравятся другие игры: «Ателье», «Выставка мебели», «Мастерская по индивидуальному пошиву обуви», «Шляпная вечеринка», «Ярмарка продуктов».
Подобные игры можно успешно организовать в вечернее время с воспитателями, а также в домашних условиях, тем самым закрепить навыки и умения, полученные на
логопедических занятиях.
В качестве интересного приема в составлении рассказов-описаний, предлагаю
использовать рассказы в форме загадок (не называя предмета нужно рассказать о
нем по предложенному плану) или писем заболевшей бабушке, другу, воспитателю,
уехавшему в отпуск, друзьям из другого города и др.

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНАМ и СЕРИИ КАРТИНОК.
В течении года детям рекомендуются следующие сюжеты из серии картин:
«Времена года» («Осенний день», «В огороде», «В саду», «Зимние забавы», «Весна пришла»); «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Зимующие птицы» и др.
Рассматривая картину, дети учатся характеризовать место и время действия. Детям предлагаются вопросы, побуждающие к размышлениям.
Затем используется беседа, в ходе которой раскрывается полнота и содержание увиденного детьми на картине.
Большую роль в обучении рассказыванию занимает образец рассказа взрослого. Приведу пример образца рассказа к картине «Зайцы»:
«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Был он пушистый большой. Нос у зайца розовый, как конфета, а кончики ушей черненькие. Огляделся – кругом глубокий снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу! Увидел заяц сломанное дерево, обрадовался. Хорошо-то как! Встал столбиком и принялся обгрызать кору. А тут к нему гость! Насторожились зайцы, друг на друга смотрят. И неизвестно, чем эта встреча закончится».
В дальнейшем, итоговым результатом становится поощрение стремления ребенка увидеть картину по-своему и рассказать о ней так, чтобы не копировать образец взрослого или ответы сверстников.
Рассказывание по серии картинок также является сложным видом рассказывания. Дети учатся находить причинно-следственные связи, выстраивать последовательность действий или событий, происходящих на картинках, делать выводы.
В домашних условиях также необходимо упражнять детей в составлении подобных рассказов.


ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ.
РАССКАЗЫ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА.

Такие рассказы касаются событий связанных с эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства памяти позволяют ребенку припоминать интересную ситуацию из жизни, путешествие, яркое событие, описать его.
На коррекционных занятиях детям предлагались следующие темы:
«Как мы следы осени искали», «Знакомьтесь – наш детский сад!», «О нашем городе ведем мы свой рассказ», «Сегодня мы были на спектакле», «Мой любимый праздник».
Для домашних заданий были рекомендованы другие темы:
«Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Мои домашние питомцы», «Мой лучший друг» (ребенок рассказывает, кто он, как он выглядит, чем занимается, где он живет, почему ребенок считает его лучшим другом);
«Как мы с мамой поздравляли бабушку с праздником»,
«В выходной мы ездили в зоопарк», «Дома я люблю заниматься…» (о любимых играх и занятиях), «Если б я был волшебником, …» и др.
Высказывания на темы из личного опыта относятся к видам рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому кроме специальных занятий с детьми предварительно проводится много игр и упражнений, совершенствующих умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать о них окружающим.

В заключении необходимо отметить, что в ходе систематически организованной коррекционной работы по обучению рассказыванию сотрудничестве педагогов с родителями к концу каждого учебного года у всех дошкольников отмечается положительная динамика. У детей увеличивается активный словарный запас, осваивается правильное построение отдельных предложений, фразы становятся более сложными и развернутыми, грамматически правильно оформленными. Совершенствуется умение отражать в своих рассказах различные виды связей между предметами, выделять зависимость некоторых факторов и явлений.
Обучение детей рассказыванию необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе.

Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кудакова Т.В., Павлова Т.С., Львова Т.В. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем» (старшая, подготовительная группа) - М. ЦПО 2014г.
2. Сычёва Г.Е. «Развитие связной речи». Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуски № 1, 2. М. Книголюб, 2011
3. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Формирование и развитие связной речи» - СПб: Детство-пресс 1998 г
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» в подготовительной к школе группе с ОНР. Методический и картинный материал. ООО «Издательство ГНОМ и Д» 2010 г.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «ЧЕЛОВЕК: я, моя семья, мой дом, моя страна». Картинный материал.
6. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет. «Конспекты фронтальных занятий логопеда» М. Издательство «Гном и Д» 2015
7. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет. «Картинные планы, репродукции, сюжетные картины к конспектам фронтальных и подгрупповых занятий» М. Издательство «Гном и Д» 2015 г.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Развивающие технологии в логопедии Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья" Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды
Опубликовано: 2475 дней назад (28 июля 2017)
Просмотров: 2211
0
Голосов: 0
Наталия Валерьевна Радыгина # 8 августа 2017 в 17:42 0
Спасибо за опыт работы действительно в самом трудном разделе речевого развития! Работа интересная, в системе, а значит и результативная. Хороший список литературы, который может пригодиться педагогам, начинающим работать в этом направлении.