Опыт работы учителя-логопеда ДОУ. Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно – развивающей среды дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида
«Правильно организованное обучение
ведет за собой развитие» Л.С.Выготский
Новые технологии и модернизация современного дошкольного образования оправдывают использование новых понятий в теории педагогики, среди которых выделяется такое как информационная компетентность (ИК). Это понятие определяется нами как умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных информационных коммуникативных технологий (ИКТ). Другими словами – данная компетенция обеспечивает навыки деятельности человека по отношению к информации.
Формирование и развитие информационной компетентности предполагает наличие соответствующих условий, одним из которых является развивающая предметно – пространственная среда (РППС). В практике организации такой среды для наших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стараемся создать такую среду, которая делает её более эффективной. Так возникла потребность пересмотра содержания информационно – развивающей среды (ИРС) ДОУ в процессе комплексного взаимодействия специалистов (в частности, учителя – логопеда и учителя – дефектолога) в сфере развития информационной компетенции воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР).
В современных условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), развивающая предметно – пространственная среда рассматривается как основная составляющая требований к системе образования в целом, в связи с чем, возникает потребность в новом содержании РППС.
Как следствие провозглашаемой ФГОС ДО интеграции образовательных областей, видов и форм деятельности, появляется необходимость тесного взаимодействия между субъектами образовательного процесса для того, чтобы усовершенствовать ИРС и повысить уровень информационной компетентности воспитанников с ЗПР.
В процессе реализации повышения уровня ИК воспитанников нами была разработана система взаимодействия специалистов по развитию данной компетентности и обогащению информационно – развивающей среды в коррекционной работе с детьми, имеющими ОВЗ. Выбрано содержание деятельности детей, созданы элементы предметно – пространственной среды, в том числе и мультимедийные средства, разработан и реализован комплекс мероприятий для всех участников образовательного процесса (воспитанники, родители, специалисты).
Образовательный процесс специалистов построен в тесном сотрудничестве и определяется единым содержанием в зависимости от календарно – тематического планирования и лексических тематик. На информационном стенде в группе и в кабинете у специалистов вывешивается условное обозначение темы, по которой идет текущая коррекционно – образовательная работа. Благодаря этому, доступна информация тематики недели для всех субъектов образовательного процесса. Все аспекты содержания и наполнения информационно – развивающей среды актуализируются соответственно с темой в групповом помещении и кабинете специалистов.
Наши воспитанники активно взаимодействуют с окружающим пространством. В групповом помещении создан игровой центр «Мир удивительных знаний», в котором разработан алгоритм поиска информации. Ребенку оказывается только направляющая помощь, способы поиска информации. Этот центр так же постоянно наполняется новым содержанием по тематическому еженедельному направлению.
Деятельность детей выстраивается по различным алгоритмам в зависимости от образовательной задачи. Алгоритм наглядно изображает инструкцию действий (другими словами – деятельность), описывает порядок действий исполнителя для достижения результата решения той или иной задачи. Полученная информация позволяет не только продумать содержание своей деятельности, но получить опыт её «добывания».
В процесс формирования и развития ИК воспитанников нами активно вовлекаются родители, в рамках комплексного подхода в этой сфере. Рассмотрев формы работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения нами отмечено, что ни одна из форм не должна использоваться изолированно. Вследствие этого нами была выбрана такая форма как клубная. Эта работа, доказавшая свою эффективность, используется сочетано. То есть объединяется тематикой и подкрепляется наглядностью. Клубная форма работы располагает к более тесному сотрудничеству, так как она имеет конкретные образовательные задачи и лишена официальности и глобальности. При такой форме работы родители, как правило, готовы к более узкому непринужденному диалогу. Во время таких объединений с родителями нами демонстрируются не только приемы работы с детьми в традиционной интерпретации, но и сочетание нескольких форм. Например: мастер – класс и консультация; проигрывание проблемы самими родителями и пребывание в роли ребенка (ролевая игра) и др. Клубная деятельность предполагает однокомпонентную проблему в полном ее раскрытии – начиная с анкет, проигрывание и заканчивая анонимными опросниками пройденного материала. В рамках «Семейного клуба» нами разрабатывается система «немедленного реагирования», которая позволяет проанализировать текущую запланированную тему и необходимый материал для очередного обсуждения с родителями. Такие встречи помогают родителям быть активными в поиске информации и умении правильно взаимодействовать со своими детьми.
Говоря о информационной компетенции, мы, безусловно, не можем обойти тему информационно – компьютерных технологий (ИКТ). ИКТ широко вошли в повседневную жизнь и используются нами дозировано в индивидуальной и групповой работе. При этом акцент направлен на систематизацию информации. В этом аспекте взаимодействие специалистов направлено на разработку авторских презентаций, дидактических игр по лексическим темам. Широко используются в нашей работе интересные и эффективные игры с сайта мерсибо (
https://mersibo.ru/), которые варьируются специалистами для освоения нового материала и его закрепления. Также нами используются электронно – образовательные комплексы «девайсы», являющиеся частью УМК «Предшкола нового поколения» для включения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в общеобразовательный процесс.
Для оптимального и оперативного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса создана единая информационная база. Она включает в себя электронные наглядные материалы, текстовую информацию, содержащую теоретическую и художественную литературу. ДОУ имеет доступ к сети Internet, свой сайт и электронный почтовый ящик. Пользование ИКТ позволяет быстро и оперативно получать информацию, что значительно экономит время. Размещение важной информации на сайте ДОУ позволяет своевременно довести ее до сведения родителей воспитанников.
Таким образом, созданные нами условия развития и использования информационно – развивающей среды помогают в работе по формированию информационной компетентности воспитанников с задержкой психического развития.
Проведение этой работы совместно со специалистами повысило познавательную активность детей, расширился кругозор, обогатились представления об объектах и явлениях окружающей действительности. Образовательный процесс в ДОУ вышел на более высокий качественный уровень. Появилось открытое пространство для диалога педагогов и родителей с общественностью и социумом, а информация, характеризующая деятельность в сфере информационно – развивающей среды ДОУ доступна широкому кругу пользователей.
Рекомендуем посмотреть:
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ
Развивающая игрушка для детей дошкольного возраста своими руками "Колобок"
Развивающие технологии в логопедии
Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья"