Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическое воспитание в первой младшей группе. Планирование

Экологическое воспитание в первой младшей группе
Пояснительная записка
Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и взрослый не должен упускать такую возможность. Необходимо стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. Все виды наблюдений требуют руководства со стороны педагога.

Существуют общие требования ко всем видам наблюдений.
• Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
• Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
• В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей сформируется более полное, глубокое представление об окружающей природе.
• Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности.
• Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше.
• Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, беседы об увиденном).
• В результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Знания, полученные на занятиях, дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения.

Программа по формированию элементарных экологических представлений
- Знакомить детей с доступными явлениями природы.
- Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и т. д. и называть их.
- Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.
- Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и фрукты (яблоко, груша и т. п.).
- Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
- Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде и др.).

План работы по экологическому воспитанию детей в 1 младшей группе
№ Месяц Мероприятия Цель мероприятия
1 Январь Рисование «На деревья, на лужок тихо падает снежок» Создавать интерес к образу зимы, желание рисовать вместе с воспитателем; ритмично располагать мазки в определенных листах бумаги. Побуждать детей восхищаться красотой зимней природы.
2 Январь Опыт «Вода из снега» Формировать представления детей о таком природном явлении, как снег и его свойствах. Способствовать развитию любознательности, наблюдательности и мышления, приучать к исследовательской деятельности.
3 Январь Наблюдение за снегопадом Познакомить детей с основным сезонным явлением зимнего времени года – снегопадом. Формировать знания детей о зиме и ее природных явлениях.
4 Январь Чтение стихотворения А.Прокофьева «Покормите птиц зимой» Формировать представление детей о жизни птиц зимой, воспитывать сочувствие и желание помочь братьям нашим меньшим.
5 Февраль Целевая прогулка «Волшебный снежный ком» Закрепление знаний свойств снега: он лепится, из него можно сделать ком, в теплых руках снег тает и превращается в воду
6 Февраль Наблюдение за поведением птиц у кормушки. Закрепить знания детей о птицах. Рассказать о жизни птиц зимой, необходимости проявлять заботу о них.
7 Февраль Лепка «Птички и кормушки» Закреплять знания детей о птицах, продолжать учить лепить дискообразную форму путем расплющивания шара между ладонями, стимулировать желание помочь птицам холодной зимой.
8 Февраль Игра- опыт «Что как плавает?» Знакомство детей со свойствами различных материалов
9 Март
Наблюдение за солнцем Дать детям первые представления о ранней весне, объяснить, что от того что солнышко пригревает в природе происходят изменения (тает снег, набухают почки); воспитывать умение любоваться красотой весеннего времени года.
10 Март Дидактическая игра «От какого дерева лист?» Познакомить детей с основными деревьями, растущими в нашем крае, учить запоминать их названия; развивать наблюдательность, умение делать выводы.
11 Март Уход за комнатными растениями Рассмотреть комнатные растения, учить детей запоминать некоторые названия. Привлечь детей к уходу за растениями, объяснив, что так мы заботимся о растениях, помогаем им. Воспитывать в детях желание заботиться об окружающей среде.
12 Март Наблюдение за почками Расширять представления о весеннем времени года; показать детям почки на деревьях и первые листочки; учить распознавать признаки весны; воспитывать умение наслаждаться красотой весенней природы.
13 Апрель Чтение стихотворения Е. Благининой «Котенок». Наблюдение за котенком Отметить характерные особенности животного, его повадки. Вызывать в детях желание погладить животное, покормить, проявить заботу о нем. Учить выражать свои впечатления предложением из 3-5 и более слов.
14 Апрель Игра «Собачка лает» Закрепить знания детей о собаке и ее детенышах – щенках; воспитывать бережное отношение к домашним животным; укреплять артикуляционный и голосовой аппараты.
15 Апрель Наблюдение за посадкой цветов на клумбах Наблюдение за трудом взрослых на клумбах и цветниках, знакомство с понятиями «семена», «росток». Воспитание желания оказывать посильную помощь при посадке цветов.
16 Апрель «Петушок, курочка и цыплята» Расширять представления детей о домашних животных и птицах; познакомить с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах; воспитывать гуманное отношение к «братьям нашим меньшим».
17 Май Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят». Рассказ по картине. Закрепить знания детей о петушке, курице и цыплятах; учить составлять небольшой связный рассказ по картине.
18 Май Лепка «Горох для петушка» Продолжать учить лепить предмет круглой формы, скатывая кругообразными движениями ладоней горошки; воспитывать желание заботиться о «братьях наших меньших».
19 Май Рассматривание предметных картинок, на которых изображены домашние животные и птицы. Уточнять представления детей о домашних животных и птицах; обучать умению узнавать и называть их на картинке.
20 Май «Коровка и бычок» Закрепить и расширить знания о домашних животных и их детенышах; воспитывать гуманное отношение к животным, используя яркое фольклорное слово.
21 Июнь Дидактическая игра «Большие и маленькие» с картинками «Домашние животные» Расширять и закреплять представление о домашних животных и их детенышах, рассказать об их повадках и внешних особенностях; развивать правильную артикуляцию, при подражании голосам животных.
22 Июнь Рисование «Трава и цветы на лужайке» Учить детей правильно работать с изобразительными материалами, рисовать траву, закрашивая краской поверхность бумаги; продолжать воспитывать доброе отношение к растениям и животным, желание помогать.
23 Июнь Чтение стихотворения А. Прокофьева «Мак». Расширять представления детей о лете, о красоте природы в это время года. Вызывать эстетические чувства, прослушивая художественное произведение.
24 Июнь Наблюдение за трудом взрослых на цветниках и клумбах. Привлечь детей к уходу за растениями. Воспитывать заботливое отношение к природе. Развивать в детях наблюдательность, умение выражать словами происшедшие изменения с растениями.
25 Июль Чтение стихотворения Е. Коркиной «Что растет на нашей грядке?» Продолжать знакомить детей с огородными культурами, запоминать их название. Побуждать детей к эмоциональному отклику на стихотворный текст.
26 Июль «Лучи солнышка» Формировать представление детей о таком явлении природы, как солнце, о его свойствах; объяснить, что весной солнце начинает сильнее согревать землю; формировать интерес детей к природным явлениям, желание изучать их.
27 Июль Целевая прогулка по территории детского сада. Расширять представление детей о труде взрослых на огороде, показать результат их труда - выращенные овощи. Запоминать названия некоторых огородных культур, что где растет.
28 Июль Рисование «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» Продолжать знакомить детей с таким явлением природы, как солнце, его свойствами. Учить рисовать замкнутые линии, похожие на круги, держать карандаш в правой руке.
29 Август Игра «Достань камешек» Изучение свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движения
30 Август Игра «Найди шарик» Закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов: формой, размером, цветом.
31 Август Игра «Теплый-холодный» Закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.
32 Август Игры в песочнице с пасочками Закрепление знаний свойств песка.
33 Сентябрь Развлечение «Огород» по мотивам сказки «Репка» занятия с «фруктово-овощной» тематикой, знакомство детей с самыми разными плодами, дети участвуют в их обследовании, попробуют
34 Сентябрь Чтение стихотворения М. Ивенсен «Падают листья» Знакомить детей с явлениями природы в осенний период года. Развивать память, образное мышление, побуждать к высказыванию впечатлений. Побуждать к эмоциональному отклику на красоту описываемой природы.
35 Сентябрь Развлечение «В гостях у Мойдодыра» Знакомство с ролью воды: она нужна человеку, рыбам, растениям; изучение свойств воды –теплая, холодная, прозрачная
36 Сентябрь «Разноцветный ковер» Расширять знания детей о растительности в период осени, познакомить с названиями некоторых осенних цветов, их строением. Воспитывать эстетические чувства, чувство радости, любовь к природе, желание заботиться о ней.
37 Октябрь Наблюдение за листопадом. Закреплять в сознании детей понятие «листопад», учить узнавать основные признаки осени в природе, учить любоваться красотой осенней природы.
38 Октябрь Чтение стихотворения Е. Головина «Собрались и полетели» Формировать представления детей о подготовке лесных жителей к зимнему времени года; продолжать расширять знания детей о природе и чувство уважения к ней. Учить детей слушать стихотворный текст.
39 Октябрь «Как звери к зиме готовятся» Познакомить детей с понятием «дикие животные». Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Воспитывать интерес к дикой природе.
40 Октябрь Наблюдение за отлетом перелетных птиц Продолжать знакомить детей с сезонными изменениями в природе; учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Познакомить детей с зимующими и перелетными птицами.
41 Ноябрь Инсценирование стихотворения В. Хорола «Зайчик». Расширять и закреплять представления детей о холодном времени года. Учить сочувствовать животным.
42 Ноябрь Опыт «Как спасти цветы от мороза». Научить детей, как можно сохранить красоту осеннего букета; воспитывать чувство восхищения осенней природой и желание ее сохранить.
43 Ноябрь Развлечение «В гостях у бабушки и дедушки» Знакомить детей с домашними животными, учить ухаживать за ними.Игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.
44 Ноябрь Заяц и волк-лесные жители Знакомство детей с дикими животными, средой обитания.
45 Декабрь «Зима в лесу» Формировать у детей представления о животном мире, побуждать их узнавать и называть животных, живущих в лесу. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим.
46 Декабрь Рисование «Кто в лесу живет?» Учить передавать мазками следы зверей, развивать наблюдательность и фантазию детей; стимулировать любовь к животным.
47 Декабрь Целевая прогулка «Деревья в нашем саду» Расширять представление о деревьях: у дерева есть ствол, ветки. Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период.
48 Декабрь Снеговичок и елочка Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега. Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.

К концу года дети могут
• Узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей.
• Различать овощи, фрукты, деревья (1–2 вида).
• Иметь некоторые представления о природных сезонных явлениях.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД во 2 младшей группе по теме: Как мы учили Незнайку ухаживать за цветами Педагогический проект по экологическому воспитанию в младшей группе детского сада на тему: Животные
Сценарий на День рождения в детском саду, 5-6 лет | Сценарий на День рождения ребёнка 6 лет с Незнайкой
Опубликовано: 1048 дней назад (11 ноября 2018)
Просмотров: 6687
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Светлана Викторовна # 12 ноября 2018 в 00:25 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблице можно было увидеть и комфортно прочитать.
Об этом записано в правилах.
С уважением, Администратор сайта