Конспект занятия в 5 классе с презентацией. Люди в трудной жизненной ситуации
Интерактивное занятие в 5 классе. «Люди в трудной жизненной ситуации». Сценарий
Автор: Иванова Екатерина Сергеевна, педагог-организатор Место работы: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр" «Люди в трудной жизненной ситуации» Цель: Формирование толерантного отношения к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Ход урока
Педагог: Я – человек. Каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?
Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?
Возможные ответы детей: Человек должен иметь добрые и чистые мысли, позитивные качества характера, доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.
Педагог: Здравствуйте ребята! На предыдущих уроках мы рассмотрели культуру разных народов мира, а так же, религиозные взгляды. Узнали, какими качествами должен обладать толерантный человек. На экране представлены разные термины, дайте определение. (Слайды 2-3) 1 этап. Закрепление пройденного материала Педагог: «Толерантный человек» - кто это? Какими качествами обладает толерантный человек? (ответы детей) Педагог: «Многонациональность» - что это? приведите примеры.
- Какая культура Вас заинтересовала больше?
- Почему? (ответы детей) Педагог: «Субкультура» - ( кто это? или - что?)
Какие вы знаете?
Какие субкультуры являются сейчас наиболее актуальными?
Как вы думаете, почему формируются такие группы людей?
(ответы детей) (Слайд 4)2 этап. Введение новой темы. «Что значит жить с ограниченными возможностями»
В настоящее время, проблема инвалидов, их адаптация в обществе, взаимодействия и отношения этого общества к его, так называемому меньшинству, является сегодня актуальной и очень серьезной. В древние времена в России люди с ограниченными возможностями занимали самую низшую ступень населения. Их считали обузой, прослойкой, не приносящей пользу. Их уделом было нищенское существование и вымирание. Постепенно отношение к инвалидам менялось в лучшую сторону. (Слайд 5) В наше время положение людей с физическими недостатками существенно окрепло, выделяются денежные средства для строительства реабилитационных центров ,выплачиваются пособия, назначаются льготы. Но главной проблемой, по-прежнему остается духовное развитие этих людей, моральная поддержка. Нельзя забывать об их искалеченных судьбах, несбывшихся мечтах. Как вселить надежду в эти души? Необходимо создавать как можно больше сообществ для инвалидов, чтобы у них была возможность общаться с себе подобными, нельзя допускать, чтобы они замыкались в себе и четырех стенах своей комнаты.
Инвалидность не повод ставить на себе крест и отказываться от всех радостей жизни! Главное, чтобы человек был крепок морально и духовно, полон решимости и воли к жизни, что гораздо важнее. Нужны так же и кружки по интересам. У каждого из нас есть свои возможности и таланты. И если человек ограничен, в чем либо, это означает, что у него обязательно есть какие-то другие способности. (Слайд 6) В истории России зафиксировано немало известных инвалидов. Это лишь несколько примеров: М.И. Кутузов (фельдмаршал, главнокомандующий русскими войсками в войне 1812 г.) - отсутствовал глаз; (Слайд 7) В.И. Ульянов (Ленин) - (юрист, революционер, первый глава СССР) - как известно, последние годы своей жизни был "прикован" параличом к инвалидной коляске; (Слайд 8) Иван IV Васильевич (Грозный) - (русский Царь) - эпилепсия, паранойя тяжелой формы; (Слайд 9) И.В. Джугашвили (Сталин) - (генералиссимус, второй глава СССР) - частичный паралич верхних конечностей.
И этот список можно продолжать и продолжать! Это лишний раз доказывает, что эти люди полноправные члены нашего общества и вполне могут приносить ему пользу. Им просто нужна помощь в реализации их талантов, которыми они, возможно, смогут достойно себя обеспечивать. Рассмотрим ситуацию. В общеобразовательном классе учится ребенок-инвалид по слуху. Подвижный, беззаботный паренек не дает покоя никому: пристает к девчонкам, задирает мальчишек. Гнев одноклассников нарастает как снежный ком. Идет череда жалоб от родителей, детей, работников школы. Назревает конфликт. А выручает Слово. Великое русское Слово. Это слово Милосердие. Что же такое милосердие? (Слайд 10) Милосердие – это когда сильный дает подсказку слабому, как выбраться из сложившейся ситуации.
Милосердие – это когда ты жертвуешь чем-то для человека.
Милосердие – милое Сердце, несущее Любовь.
Это когда человек хоть на миг перестает думать о своих проблемах и задумывается о чужих.
И уже на следующем уроке в полной тишине ребята слушают сообщение паренька, с большим трудом разбирая слова, которые он старательно выговаривает для них. Социальный ролик Мир Инвалидов
Ролевая игра «Помоги незрячему»
[/b](время проведения 10 минут)
Один из пары участников будет играть роль незрячего, а другой – помощника.
Задание «незрячему».
«Закрой, пожалуйста, глаза, глаза и ни в коем случае не подглядывай. Ты должен будешь встать с места, подойти к доске, написать на ней своё имя, положить мел на стол учителя и вернуться на своё место».
Задание помощнику.
«Ты – помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем-нибудь или с кем-нибудь. И ещё следи, чтобы твой товарищ не подглядывал.
Вопросы к «незрячему»:
Что ты чувствовал?
Что ты делал?
Трудно ли было?
Если трудно, то когда?
Что для тебя было самым трудным?
Вопросы к помощнику:
Хотелось ли тебе помочь?
Если хотелось, то когда?
Вопросы ко всему классу:
Что вы видели?
Где ему было трудно?
Когда ему больше всего требовалась помощь?
Угадал ли помощник тот момент, когда его помощь была нужна?
С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением?
(Ответы детей) 3этап. Введение новой темы.
Беженцы
(Слайды 11-14) Педагог: Обстановка в мире не всегда столь дружелюбна. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь.
Друзья, вы должны понять, что ко всем людям, даже если они другой национальности и цвета кожи, нужно относиться с уважением, понимать их горе, сочувствовать им в беде! (Слайды 15-17) В 20 в. в Польше жил педагог, писатель, врач Януш Корчак, который внёс свой вклад в развитие толерантности в мире.
В 1912 он стал директором «Дома Сирот» для еврейских детей в Варшаве, которым руководил до конца жизни.
Когда началась вторая мировая война и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими воспитанниками. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники. Он снова возвращается в «Дом Сирот», который находился на территории Варшавского гетто. Гетто - это жилые зоны, куда фашистами насильственно сгонялись люди еврейской национальности для изоляции от остального населения. Положение детей там с каждым днем ухудшалось. Множество людей пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться, но Корчак отказался.
4. (Слайд 18) Подведение итогов. Педагог: В современном обществе далеко не каждый готов принять человека непохожего от привычного нам стандарта. Одноклассник инвалид, у прохожего другой цвет кожи, а твоя лучшая подруга следует стилю ЭМО, Сосед сверху который любит поговорить с телевизором, имеет свое особенное мнение в области политики.
Разные взгляды, разные мнения общества на происходящее вокруг, и именно непринятие привычного для нас стандарта, порождает конфликты.
Конфликты могут быть разными, соответственно и последствия. Не принятие друга и его новому образу таким как «Эмо» может привести к потере близкого товарища. А вот разные политические взгляды, могут привести к объединению, Экстремистов, Скинхедов и т.д. К чему это может привести? Ребята как вы считаете, что же необходимо нашему миру, что бы жить в согласии?
5. Упражнение «Ковер идей»
[/b] Цель: Осознание причин проблемы; осознание собственных действий, направленных на решение конкретной проблемы.
Необходимо подготовить нарезанные полоски бумаги трех разных цветов, по 30-40 полосок каждого цвета, три больших листа бумаги, клей, наклейки двух цветов (по две наклейки каждого цвета для каждого участника), один плакат. 1.Понимание проблемы. Каждая группа получает 10 цветных полосок и большой лист бумаги. На каждой полоске участники записывают ответ на вопрос:
«Почему проблема существует? Почему в нашей жизни трудно быть толерантным? ».
После этого на большом листе бумаги образуют «ковер», наклеивая все полоски так, чтобы написанное можно было прочесть.
2.Пути решения проблемы. Группам раздается по 10 полосок другого цвета, на которых участники записывают предложения по решению этой проблемы. Затем эти новые полоски наклеиваются на «ковер».
После окончания работы группы показывают свои «ковры» и зачитывают идеи. 3.Индивидуализация деятельности. Каждый пишет на полосках третьего цвета о том, что он лично может сделать, чтобы изменить ситуацию.
Группа собирает индивидуальные полоски, но не приклеивает их к «ковру». Группы по очереди читают свои полоски, приклеивают их на плакат. Похожие предложения приклеивают одну под другой. 4. Оценка идей. Каждый участник получает две красные и две зеленые наклейки. Красный означает - «точно это сделаю», зеленый - «попытаюсь это сделать».
Участники подходят к плакату, еще раз перечитывают все идеи и приклеивают наклейки на избранных идеях (необязательно использовать все наклейки). Психологический смысл упражнения. Каждый участник получает возможность поразмыслить, что сделает лично он, чтобы помочь решить эту проблему.
Презентация на тему: Люди в трудной жизненной ситуации