Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в 5 классе с презентацией. Мировые религии и толерантность

Интерактивное занятие в 5 классе «Мировые религии и толерантность».Сценарий
Автор: Иванова Екатерина Сергеевна, педагог-организатор
Место работы: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр"
Цель: Формирование межконфессиональной и межэтнической толерантности, уважение к существующим религиям;
Развивающие задачи:
Формировать:
-интернационализацию ценности жизни по нормам добра, заложенным в философии мировых религий;
- расширить и обобщить знания основ мировых религий;
-развивать умения судить о фактах, связанных с межрелигиозными вопросами;
-развивать рефлексивное мышление;

Ход урока
Организация занятия. Актуализация.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о религии.
Вопросы учащимся: Что такое религия ? ( выслушиваем мнения учащихся)
(Слайд№2) Религия имеет свое начало. Вначале появляются ее первобытные и первоначальные формы. Потом они постепенно развиваются, меняется наполнение и их содержание.
(Слайд№3) Это солнце, еще за 10.т лет до нашей Эры в истории находится масса примеров о том, что первый Бог, которому поклонялись люди, было солнце. Ребят как вы думаете почему? (Ответы детей)
Педагог: Каждое утро, когда встает Солнце, оно дает тепло, свет, и защищает человека от холода и опасных хищников, которые обитают в их среде. Все цивилизации понимали, что без солнца не вырастет урожай, жизнь на земле исчезнет. Солнце олицетворяло – Божий Свет, Творца, сияние мира, спасителя человечества.
(Слайд№4) Существует легенда, что у Бога РА был и враг, «Апоп» Бог тьмы, говорят, что каждое утро Бог РА одерживал победу над богом тьмы, и отправлял его в подземное царство, а вот ночью происходило все наоборот, «Апоп» побеждал бога РА и так продолжалось каждый день.
(Слайд№5) Борьба «Света и тьмы» или «Добра со злом» самая распространенная борьба в мифах противоположностей. На протяжении многих лет процесс формирования народностей и наций получил отражение в национальных религиях.
К их числу относятся: (Слайд№6)
иудаизм- религия евреев; христианство – религия сформировалась в римской империи, буддизм – религия возникла в Индии, и религия Ислама возникшая в арабском халифате (религиозной организации). Эти верования способствовали изоляции одного этноса (национальность) от другого Христианство, Буддизм, Ислам… Три основные мировые религии. У каждой из них своя символика, свои почитатели. По последним данным, 70% жителей России считают себя верующими людьми. Из них 62% - православные христиане, 7,5% - мусульмане, 1,5% - представители других вероисповеданий. Всего же по России насчитывается около 60 различных конфессий, т. е. Россия – много конфессиональная страна.
(Слайд№6) В основе каждой религии лежит нравственность, а это честность, доброта, целомудрие, уважение к личности и собственности других. Религия редко бывает личным делом, хотя она носит личный характер, она предполагает наличие группы людей, разделяющих одну и ту же веру.
(Слайд№7) Религиозная толерантность (веротерпимость) – это терпимые, толерантные отношения между верующими различных религий и конфессий, религиозными объединениями, основанные на принципе взаимоуважения, взаимного признания прав на существование и деятельность.
(Слайд№8) Религиозная интолерантность (нетерпимость) – это резко отрицательное, негативное отношение к верующим иной религиозной традиции, иной конфессии, которая может выражаться в ущемлении их прав, в репрессиях, гонениях и преследованиях.

Традиционные религии России
Педагог: Религиозные взгляды людей всегда были очень разнообразны например, Буддизм, Ислам, Иудаизм или Христианство между ними много общего, но и различий тоже не мало, несомненно, одно: все они, отвечают на важные вопросы, о человеческом бытие.

(Слайды №10-14) Буддизм
Педагог: Основан на учении Сиддхартхи Гаутамы который был позже, назван Буддой. Его жизнь стала примером для миллиона последователей на многие столетия. Он родился в аристократической семье и возможно провел бы всю свою жизнь в роскоши и великолепии, он понятия не имел о реальной жизни и страданиях простых людей, но его домашний уют и благополучие закончились, когда он однажды вышел из дворца и в первый раз в жизни увидел человеческое страдание. Он встретил Больного человека, старика и мертвеца, и понял, что мир полон страданий. В то время, ему было 29 и он решил разгадать секрет бытие, он обрил голову, одел одежду монаха и начал медитировать и проповедовать покинув свой роскошный дворец. В конце концов, он достиг просветления, а затем стал известен как Будда что и означает «просветленный». В настоящее время Буддизм широко распространен и буддийские храмы их можно встретить, в разных частях мира.
В Индии это Ступы, в Китае буддийские храмы называются пагоды, а в Тибете Дацан.
Символом Буддизма является: изображения самого Будды, сидящего в позе Лотоса, и Дхамма чакра, колесо закона – которому подчиняется все живое на земле. Другими распространенными в буддизме символами являются : Буддийский флаг, и оранжевый цвет. Через сто лет после того как Будда покинул мир и достиг нирваны, его учения были записаны и сформированы в священные тексты которые назвали трипятака, что означает – три корзины. Самая известная часть корзины называется Ткахмма бада. Будда открыл миру 4 благородные истины, а так же дал знания о том, как преодолеть страдания. Он был поистине великим учителем.

(Слайды №15-19) Иудаизм
Педагог: Иудаизм является религией одного народа – Евреев. Иудаизм возник примерно 3300 лет, тому назад на территории полистана, не многие люди в то время верили в единого бога, поэтому бог через пророка Моисея послал людям на землю заповеди, бог так же предложим евреям заключить с ним договор «Завет», согласно которому за соблюдение заповедей, он дарует им Землю обетованную. Место, где покланяются Евреи, называется «Синагога» - не имеет каких либо архитектурных канонов поэтому интерьеры в синагогах сильно отличаются. Символом Иудаизма является Звезда Давида, по преданию эта звезда была изображена на щитах армии еврейского царя. Священное писание Иудаизма называется «Танах», его первая и главная часть «Тора» - является сердцем религии Торах в переводе с иврита, означает – наставление, учение или закон. В ней описывается сотворение мира, история еврейского народа, содержаться заповеди и предписания на каждый день. Иудеи верят, что скоро придет « Миссия» - живой человек, потомок еврейского царя Давида, и объединит все человечество. На основе нравственных принципов установит мир, и справедливость на земле исчезнут вражда и зависть.

(Слайды №20-25) Христианство
Педагог: Архангел Габриил был послан богом в город Лазарет к деве Марии, что бы сказать ей : «Не бойся Мария, ибо ты обрела благодать у бога и вскоре родишь сына и наречешь ему имя «Иисус».
Это событие произошло 2000 лет тому назад, и стало началом появления «Христианства».
Иисус Христос – сын божий. Бог послал его на землю, что бы он жил так же, как люди, страдал, и в итоге умер за все человечество, а потом победоносно воскрес поэтому Иисус для христиан не только основатель христианства но и спаситель. «Отче наш, так начинается обычная молитва, это означает, что каждый человек должен не только служить богу, но и знать, что он творение божие. Символ Христианства – распятье, которое напоминает людям о том, что Иисус был казнен на кресте за грехи человечества. Христианские храмы, строят по-разному. Католический храм чаще всего имеет форму корабля, символа спасения. В православной вере, часто используют форму креста. Священное писание христиан, называется – Библия, она делится на ветхий и новый завет, важнейшими чертами христианства является – любовь к ближнему, терпение, всепрощение и милосердие.

(Слайды №26-29)Ислам
Педагог: Ислам, самая молодая религия в мире она возникла на аравийском острове, около 1300 лет тому назад – ее основатель «Мухаммед» был избран богом что бы донести веру до людей в единого бога и быть пророком. Мухаммед родился в 570 году в городе Мекка. Он с детства любил бродить по горам, уединяться и размышлять. Бог решил послать Мухаммеду священное писание, что бы тот донес его до людей, однажды ночью архангел Джебраил явился Мухаммеду и закричал : « Читай!» не смотря на то, что Мухаммед не умел, он прочел первые строки. божественные откровения продолжались в течении 10 лет. После смерти Мухаммеда переданные ему откровения записали. так появился «Коран». Через несколько лет после смерти Мухаммеда, ислам распространился по миру со скоростью урагана. Место, где молятся Мусульмане – называется «Мечеть» - Мечеть это так же место информации, образования и урегулирование споров, ее украшает главный символ Ислама – полумесяц и звезда. Правомерный мусульманин должен знать и выполнять различные предписания, например, обязательно молиться 5 раз в день, платить благотворительный налог, соблюдать пост и совершать поломнечество в Мекку.
(Слайд № 30) Золотое правило – В наше не спокойное время, верующие люди, Мусульмане, Христиане, Буддисты, Евреи, должны жить в мире, должны иметь общие ценности, которое выражаются в золотом правиле: «Люби ближнего твоего, как самого себя», «Не уязвляй других тем, что уязвляет тебя самого», И так во всем как вы хотите, что бы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними.

Тренинговое упражнение «Чем мы похожи» (время выполнения 20 минут).

Материал: разноцветные ленты по 40-50см. красного, синего, желтого, коричневого цветов по числу участников; коробка для лент.
Учащиеся вытаскивают из коробки по очереди по одной цветной ленте. Те, кому достались ленты одного цвета, объединяются в группы по 4-5 человек. Педагог предлагает соединить узлами вместе «свой» цвет в группе, но при этом каждый должен найти причину, по которой он принадлежит именно этой группе (одинаковое хобби, цвет волос, увлечения, возраст, взгляды и тд.).
Мини-группа слушает и решает принять участника в группу или нет. Постепенно во всех мини-группах с разными цветами ленточек образуется общая нить, которая объединяет разных людей на основе общего признака. Когда у всех нити в малых группах завязаны между собой, начинается следующий этап игры.
Один делегированный представитель из малой группы подходит в центр комнаты и называет любой общий признак этой группы, произнося:
«Мы похожи между собой потому, что…например – мы спортсмены или мы коммуникабельные, мы лояльно относимся к людям и тд. Каждая последующая группа также после принятия своих членов группы выбирает одного участника для ее представления для всех в кругу.
Постепенно участники завязывают разноцветные длинные ленты в один большой общий круг. Педагог предлагает сделать участникам вывод: «Все мы разные, индивидуальные личности, с различными взглядами и принципами, с различными увлечениями и характером, привычками, но нас можно объединить вместе, несмотря на многочисленные различия».
Презентация на тему: Мировые религии и толерантность

Рекомендуем посмотреть:

Урок-игра в 5 классе. Герои народных и литературных сказок разных стран мира Сценарий общешкольного мероприятия для 5-11 классов. Толерантность Конспект занятия в 5 классе с презентацией. Люди в трудной жизненной ситуации Игра на тему: Толерантность для школьников 5 класса
Внеурочное занятие о толерантности в 5 классе. Конспект с презентацией | Конспект занятия в 5 классе с презентацией. Люди в трудной жизненной ситуации
Опубликовано: 2127 дней назад (28 июня 2018)
Просмотров: 3666
+3
Голосов: 3
Елена Николаевна Наконечная # 6 июля 2018 в 00:56 +3
Это занятие весьма актуально для школьников, так как оно даёт детям основную информацию о религиях. Дети должны знать, что существуют разные религии, что надо учиться понимать и принимать их. Итогом занятия придёт понимание того, что людей объединяет не только религия. Хорошее занятие. Спасибо!