Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Профилактика религиозного экстремизма в школе

Профилактика религиозного экстремизма в школе. Конспект занятия с презентацией
Автор: Иванова Екатерина Сергеевна, педагог-организатор
Место работы:Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр"
Цель: Ознакомление с понятием религиозного экстремизма,
Задачи: Ознакомить обучающихся с понятием - религиозный экстремизм в современном мире.
Сформировать представление об общественно- опасных последствиях религиозного экстремизма для всего общества.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: проблемно - поисковый, наглядный, словесный
Форма работы: индивидуальная работа, в группах
Результаты обучения:
Знать: понятие и причины религиозного экстремизма.
Уметь: анализировать, выделять главное, обобщать материал, вести дискуссию
Оборудование: компьютер, проектор, карточки, презентации
Ход урока
Работа над материалом.
Слайд 2: Понятие «экстремизм» происходит от латинского слова extremus, что означает «крайний». Экстремисты, занимая агрессивную позицию в обществе, преступают грань дозволенного моралью и законом. В случае перехода за эту грань их поступки по степени общественной опасности квалифицируются как криминальные.
Экстремисты – это люди, не признающие компромиссов, сторонники решительных действий и мер, затрагивающих социальную, политическую, религиозную и многие другие сферы общества. Они часто прибегают к незаконным методам воздействия, в том числе гражданское неповиновение и массовая провокация беспорядков.
Слайд 3: Виды объединений экстремистских направлений:
Национальный экстремизм, выступая с позиций защиты интересов «своей нации», ее прав и интересов, ее культуры и языка, отвергает подобные же права других национальных и этнических групп. Национальный экстремизм может иметь как организованный, институциональный, так и неорганизованный характер, стихийно проявляясь в сознании людей и на уровне бытового межличностного общения. Как особый тип идеологии национальный экстремизм характеризуется нетерпимостью к другим расовым, национальным и этническим группам, верой в собственную исключительность, ксенофобией,
Политический экстремизм – это действия, которые направлены на разрушение политической системы сложившейся в обществе, с целью замены ее режимом иного толка. Различают политический экстремизм государственный и оппозиционный, левый и правый. Распространение экстремистских идей ведет к коррозии всей общественно-политической жизни, а, значит, к размыванию государственных институтов, которые обязаны обеспечивать права человека.
Религиозный экстремизм - это жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению представителей другой веры вплоть до физического устранения (что получает теологическое оправдание и обоснование). Также религиозный экстремизм это отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда идей, противоречащих им. Религиозный экстремизм следует рассматривать как крайнюю форму религиозного фанатизма.
Мозговой штурм.
Сегодня мы хотим уделить особое внимание такой теме как: «Религиозный экстремизм», и прежде чем, начать беседу, я хочу спросить, как вы понимаете слово «Религия?»
Слайд 4: Религия (лат. Religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).
В настоящее время в мире существует большое количество религиозных движений, внимание на экран:
Современные исследователи религий выделяют три основные религии мира, приверженцами которых является подавляющее большинство всех верующих людей на планете. Этими религиями являются буддизм, христианство и ислам, а также многочисленные течения, ответвления и секты, основанные на этих верованиях Основатели мировых религий известны каждому человеку: основателем христианства считается Иисус Христос, ислама - пророк Магомед, буддизма - Сиддхартха Гаутама, позже получивший имя Будда (просветленный).
На сегодняшний день все наслышаны о появлении множества новых религиозных объединений, которые широко и открыто (по радио и телевидению, на стадионах и в клубах) ещё недавно вели массовую пропаганду нетрадиционных вероучений и культов.
За последнее десятилетие в России появились и расширили свое влияние новые религиозные движения, организации и культы. В отечественной литературе они получили название нетрадиционных религий.
Слайд 5: Нетрадиционными называют такие религии, которые возникли сравнительно недавно – в XX веке, и в этом смысле не являются религиозными верованиями, привычными для нас, имеющими давнюю традицию в мировой культуре.
Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов.
Новые религии, в отличие от традиционных, развивают энергичную пропагандистскую деятельность. Каждый из верующих ощущает себя миссионером. Членами новых общин становятся люди, жаждущие духовной, религиозной активности.
Слайд 6: Чем же новые религии отличаются от традиционных религий? Как правило, они имеют следующие общие черты.
Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов, т.е. во главе находится лидер, который наделен харизмой (от греч. charisma – дар). Это особенное свойство личности, выделяющее его из среды остальных. Оно является не столько благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования, сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого дара заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей и от имени Всевышнего учить их праведной жизни.
Характерно, что лидер создает особую «семью», или «юммуну», в которой его называют «отцом». Здесь устанавливаются обязательные для всех абсолютные правила поведения и образа жизни, но не обязательные для самого лидера, ведь он – особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются от своего имущества, а вознаграждения за труд передают в кассу юммуны. Многие представители «новых религий» живут в общежитиях, вне семьи, порвав всякие отношения с родными и близкими. Иначе говоря, круг их общения крайне узок, допускаются контакты преимущественно с членами своей группы, т.е. неукоснительно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира.
Слайд 7: Важно подчеркнуть еще одну характерную черту деятельности нетрадиционных религий. Речь идет о том, что в рамках секты для контроля за поведением ее приверженцев используются средства исключительного манипулирования: гипноз, медитация, изнурительные, длительные молитвы и заклинания. Культовые процедуры обычно носят здесь сугубо коллективный характер, исключающий всякие субъективные, свободные проявления.
Существенной особенностью вероучения «новых религий» является пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.
Слайд 8: Рассмотрим некоторые деструктивные религиозные движения:
Неопятидесятники, или харизматики Движение появилось в 70-х годах в США, а затем распространилось по другим странам, в том числе и в России. Суть учения сводится к тому, что истинный христианин должен быть радостным, веселым и счастливым. В противном случае, он не христианин.
На массовых собраниях под ритмичную музыку адепты громко смеются, танцуют и вопят от радости. Здесь же проводятся коллективные сеансы исцеления. Традиционная медицина отвергается.
Адептам внушают, что нужно давать в общину как можно больше денег, чтобы быстрей разбогатеть и стать счастливым. У многих харизматиков возникает серьезный внутренний конфликт: они пытаются поверить в то, что, как истинные христиане, процветают и живут счастливо, хотя в действительности все обстоит далеко не радужно. Когда, в конце концов, игнорировать реальность становится невозможным, психика ломается. В связи с этим среди сектантов нередки попытки суицида.
Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла – демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.
Свидетели Иеговы - Основная деятельность членов организации заключается в распространении религиозной литературы, посещении собраний и регулярных добровольно-принудительных пожертвованиях, иногда очень больших, уклониться от которых практически невозможно. При этом взаимовыручка не приветствуется: зачастую рядовые члены секты едва сводят концы с концами, в то время как старейшины ездят на дорогих автомобилях и делают евроремонты. При этом адепты больше всего на свете боятся отлучения и изгнания.
Внутри организации – жесткая иерархическая структура. Круг общения сектанта ограничен братьями и сестрами. «Свидетели» рвут все связи с внешним миром: перестают контактировать с близкими, бросают семьи. Нередки случаи, когда иеговисты в обход ближайших родственников завещают все свое имущество организации.
Согласно многочисленным исследованиям, учение секты крайне негативно влияет на состояние психики адептов. У них нередки депрессии, неврозы и даже тяжелые психические заболевания. А поскольку они избегают обращаться за медицинской помощью, эти проблемы только усугубляются. Процент самоубийств среди «свидетелей» в несколько раз выше, чем у людей, не входящих в секту. Дети, которых родители-иеговисты приобщают к своей вере, вырастают социально неадаптированными и на всю жизнь становятся рабами секты.
Мозговой штурм:
Вопросы учащимся
Как Вы думаете, ребята, как люди попадают в секты?
Предполагаемые ответы:
-В минуты слабости и горя
- Это просто слабые духом люди, ищут поддержку, общения
- Может это люди с комплексами, а в такой группе его слушают, считаются с его мнением, он становится значимым!
Ребята, вот Вы сказали о слабости духа, воли, о гипнозе. Насколько вы внушаемы?
Внушающим тоном объясняет: "Представьте, что вы сидите за праздничным столом. Вам приносят спелый, сочный, ярко-желтый лимон. В одну руку вы берете лимон, в другую - острый нож, чтобы разрезать его на маленькие дольки. Вы отрезаете одну дольку, пока сок еще не появляется. Но вот вы отрезаете следующую дольку, и на поверхности срезанной части лимона появляется много маленьких капелек кислого сока. Именно в этот момент вы начинаете ощущать кислый вкус во рту. После этого вы отрезаете еще одну дольку лимона, взяв ее рукой, кладете себе в рот. Ощущение кислого вкуса во рту усиливается".
Лица, у которых таким путем удается вызвать обильное выделение слюны и ощущение кислоты во рту, оказываются более внушаемыми, чем те, у которых этого вызвать не удается, чтобы проверить результат, вот Вы сказали о слабости духа, воли, а давайте проверим, подвержены ли Вы чужому мнению?
Учащимся предлагается пройти экспресс – опросник, внимательно прочитать вопрос и выбрать тот вариант ответа, который по его мнению правильный.
Экспресс - опросник «Поддаетесь ли Вы чужому влиянию?»
1. Вносите ли вы в свою одежду основательные изменения, если мода в корне меняется:
а) обязательно;
б) нет, так как Вы одеваетесь не по рекомендациям модных журналов, а в соответствии со своим вкусом;
в) очень мало, Вы заимствуете то, что Вам нравится.
2. Хороший ли Вы спорщик:
а) да, чаще всего Ваше мнение одерживает верх над мнением другого;
б) едва ли, обычно Вы обнаруживаете, что в большой или меньшей степени прав другой человек;
в) нет, потому что, как бы Вы не были уверены в своей правоте, Вы не можете подыскать соответствующих аргументов.
3. Доверяете ли Вы мнению других о человеке, который Вам не знаком:
а) зависит от того, кто выскажет это мнение;
б) почему бы и нет?
в) нет, потому что Вы доверяете лишь тому, в чем сами убедились.
4. Случается ли так, что никому в компании не нравится телепередача, а Вам нравится:
а) разумеется, наши мнения не всегда сходятся;
б) едва ли, обычно мы единодушны в оценках таких вещей;
в) даже если и случается, чаще всего вас убеждают, что Вы не правы.
5. Если Вас упрекают за что-то, то что Вы сделаете: измените свое поведение или нарочно будете гнуть свою линию:
а) не измените;
б) зависит от того, в какой форме об этом сказано;
в) если упрек справедлив, измените, естественно.
6. Можете ли Вы писать по нелинованной бумаге:
а) Вы не можете писать ровно даже на линованной!
б) нет, строчки у вас ползут вкривь и вкось;
в) можете.
7. Поддерживаете ли Вы дружеские отношения с непопулярным в Вашем коллективе человеком:
а) нет, почему же тот, кого все не любят, должен быть приятен именно Вам?
б) если он Вам симпатичен, то да;
в) да, и даже потому, что чувствуете, как он нуждается в Вашей защите.
8. Больше или меньше нравятся Вам дома в старинном стиле, чем пять лет назад:
а) больше;
б) меньше;
в) в той же степени.
9. Как по-вашему, всякая ли сплетня безосновательна:
а) да;
б) иногда в сплетне есть доля истины;
в) нет дыма без огня…
10. Понравится ли Вам одежда, которая раньше не нравилась, если многие ее хвалят:
а) да, потому что вдруг другие видят лучше Вас?
б) нет, потому что в любом случае Вы себя неуютно в ней чувствуете;
в) зависит от того, насколько ВЫ верите тем, кто хвалит.
11. Считаете ли Вы правильным то, что пишут критики в рецензиях на фильмы:
а) да, те, кто пишет, во всяком случае, профессионалы;
б) нет, и совершенно противоположное тому, что пишут, тоже неправильно;
в) нельзя обобщать: иногда да, иногда нет.
12. Если однажды на работе случается неприятность, склонны ли Вы вечером после работы пускаться в споры в компании:
а) только в таком случае действительно спорите;
б) нет, в такой период Вы стараетесь избегать подобных испытаний;
в) эти две вещи не зависят одна от другой.
13. Боретесь ли Вы за свои убеждения, если это не нравится кому-то из своих коллег по работе:
а)если стоит это делать, то конечно!
б) зависит от того, против кого следует бороться;
в) нет, Вы уже много раз обожглись на этом.
14. Если Вы замечаете, что Ваши товарищи по работе слишком много себе позволяют, как Вы поступите:
а) позвольте себе то же;
б) не будете обращать внимание;
в) поступите так, как Вам наиболее выгодно.
15.Если Вы сидите дома у окна с книгой в плохую погоду, то о чем Вы думаете:
а) как хорошо дома!
б) обидно, что такая плохая погода!
в) отличная книга!
Подсчитайте количество баллов (табл.1)
Ключ. Обработка результатов опросника.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
а 8 3 5 5 0 5 2 9 0 9 10 0 1 8 8
б 2 9 10 9 2 10 10 1 5 0 0 10 7 1 10
в 5 7 0 8 5 0 3 5 10 6 5 5 9 5 2
Учащиеся сверяют свои ответы с таблицей:
Менее 40 баллов. Вас поток не унесет! Чтобы ни случилось, Вы твердо стоите на ногах, остается при своем мнении! Осень, дождь напрасно барабанит – на Вас не влияют не только погода, но и настоящие несчастья, конфликты. ВЫ всегда знаете, чего Вы хотите, и настаиваете на своем при любых условиях, а если встречаете отпор, то тем более! С такой решительностью Вы далеко пойдет и многого достигните. Однако обращаю Ваше внимание: бороться стоит лишь за достойные цели.
От 40 до 90 баллов. Вами руководят не эмоции, а рациональные соображения. Вы трезво обдумываете, а в случае необходимости следует принципу «уступает тот, кто умнее», но если считаете дела важным. Отстаиваете свою точку зрения. У Вас твердый взгляд на вещи, который не меняется с переменой ветра, как флюгер, но не остается упорно и безусловно одним и тем же на протяжении жизни, если здравый смысл диктует другое.
Более 90 баллов. Умный уступает – это так, но вопрос в том, до каких пределов. Может. Ваша уступчивость подчас чрезмерна? Задумывались ли Вы, что тому причиной? Вы не можете за себя постоять? Или не хотите? Поверьте, что то, чему Вы уступаете, не всегда стремительный поток – иногда это лишь журчащий ручеек.
Как видите, многие из Вас подвержены чужому мнению, это значит, что Вы в большинстве случаев, вместо того, чтобы подумать руководствуетесь зачастую эмоциями и слушаете мнение окружающих, что играет на руку опытным вербовщикам. Как же уберечься вам от миссионеров - вербовщиков, которые пытаются воспользоваться Вашей неопытностью, молодостью и доверчивостью
(Слайд 9) Вербовка в секты
Как правило, люди, в том числе и школьники, не ищут секту, чтобы в нее попасть. Секта сама ищет своих будущих последователей, чтобы завербовать их. Можно выделить несколько причин, по которым люди обычно попадают в деструктивную религиозную организацию:
человеку не предоставляется достоверная информация о том, чем эта группа является на самом деле.
адепты - вербовщики не сообщают обо всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы;
вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным;
зачастую вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.
(Слайд 10)Деструктивные секты в сети
Как распознать в соц. Сети.
- Активно лайкают, комментиует, сочувствует твоим проблемам, предлагает помощь, интерисуется вашим хобби, религией, работой, политическим отношением, призывает обрести новых друзей.

Большинство лидеров сект любыми путями стремятся присутствовать в Интернете и рекламировать свою деятельность, предоставляя ложную информацию о себе.
Как и везде при сектантской вербовке - будь-то улица, школа, какой-либо информационный материал (листовка, газета, рекламный буклет) или Интернет-сайт, - везде вербовщик секты будет нарушать Ваши права на владение достоверной информацией о той организации, членом которой он предлагает Вам стать. Никогда секта не заявит о себе: “Здравствуйте! Мы секта! Добро пожаловать!”. Сектанты всегда будут говорить о том, что они способны творить только добро, что они, к примеру, церковь, академия, школа, психологическая помощь, медицинская услуга, курс по изучению иностранного языка или эффективная бизнес-технология. То есть сектанты всегда скрываются под какой-либо маской, и эта маска, как правило, очень нужна большинству людей
рекламно-вербовочные техники:
Имет основной сайт деструктивного культа; он-лайн-трансляции собраний, баннерная реклама; вербовочные ролики;спам (как почтовый, так и адресный (главным образом почтовые серверы и соц. сети)), семинары, конференции и служения в режиме он-лайн;
Если вы заметили подозрительный сайт, какие меры предосторожности необходимо предпринять??
Не вести диалог , ограничить доступ сайта и пользователя к вашей странице.
Используйте технические возможности Вашего компьютера и Оператора. Для предотвращения нежелательного контента и вирусов необходимо установить антивирус, настроить антиспам фильтры в почте. С помощью средств Родительского контроля или соответствующих услуг Оператора можно создавать «белый» список Интернет-сайтов, ограничить время пребывания ребенка в Интернет, настроить возрастной фильтр.
• Члены сектантских групп очень навязчивы, поэтому их сразу нужно «пресекать», давая категоричный ответ: «Нет, мне это не интересно», или: «Мне это не подходит». Вообще, не важно, что вы скажете, главное, показать, что ваше «место в душе уже занято».
• Относитесь с недоверием к приятной лести со стороны постороннего человека, к красивым словам и вниманию. Помните — это только слова. В реальности всё может оказаться гораздо печальнее.
• Если вы сразу же поняли, что перед вами профессиональный вербовщик секты, то не пытайтесь каким-либо образом оспаривать его слова, а лучше сразу прекратите разговор, стараясь побыстрее удалиться.
Для того, чтобы уберечься от попадания в секту, важно следовать нескольким советам.
Когда вы идете по улице, обходите стороной тех, кто раздает прохожим книги или брошюры религиозной направленности. Если же такой человек подошел к вам и предлагает взять у него книгу, пройдите мимо, не обращая на него внимания. Ни в коем случае не смотрите сектанту в глаза и не пытайтесь заговорить с ним, даже если он будет пытаться вовлечь вас в разговор. В крайнем случае, ответьте ему вежливым отказом и сразу же идите дальше, не оборачиваясь. Если сектант не отстает и настаивает на том, чтобы вы взяли брошюру, лучше будет уступить и взять ее. Не забывайте о том, что вы сможете выкинуть эту брошюру в первую же урну.
Иногда сектанты (поодиночке или небольшой группой) обходят дома и квартиры. Чтобы уберечь себя и своих близких, никогда не открывайте дверь незнакомым людям, предварительно не посмотрев в дверной глазок и не спросив о цели визита. Как правило, сектанты не обманывают и на вопрос «Кто там?» отвечают прямо: «Мы свидетели Иеговы», «Мы богословы» или «Мы хотим поговорить с вами о боге».
Если сектанту удалось ввести вас в заблуждение и вы все-таки открыли дверь, ни в коем случае не пускайте такого человека в квартиру. Попытайтесь сразу же выпроводить его за дверь, пригрозив тем, что вызовете полицию. Ни в коем случае не разговаривайте с ним долго и не смотрите ему в глаза - вы можете попасть под влияние гипноза. Чтобы уберечь себя от секты и как можно быстрее вывести сектанта-вербовщика из дома, необходимо действовать быстро, решительно и в случае необходимости жестко.
Сектантов часто можно опознать по внешнему виду: как правило, они хорошо одеты (часто присутствует даже официально-деловой стиль), а в руке держат книгу или брошюру.
Презентация на тему: Профилактика религиозного экстремизма

Рекомендуем посмотреть:

Перспективное планирование на март в детском саду. Подготовительная группа Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду Опыт работы педагога-психолога ДОУ. Предупреждение и профилактика экстремизма
Участник №28 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2018 года
Игра на тему: Толерантность для школьников 5 класса | Внеурочное занятие, 6-7 класс с презентацией. Роль права в жизни человека
Опубликовано: 1183 дня назад (29 июня 2018)
Просмотров: 1968
+4
Голосов: 4
Наталья Николаевна Чубаева # 9 августа 2018 в 10:33 0
Екатерина Сергеевна, здравствуйте! Ознакомилась с Вашей разработкой. Актуальная тема Вами поднята, особнно для подростков. Глубоко рассмотрены и разъяснены виды экстремизма.