Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Праздник «Вороний день» в детском саду. Сценарий

Национальный весенний праздник народов ханты и манси «Вороний день» или «Ворна хатл»
Автор: Давидюк Оксана Николаевна, учитель-логопед МКДОУ детский сад «Сказка» п. Лиственичный Кондинский район ХМАО-Югра
Описание: Совершив необычное путешествие в «Северное царство снега, холода и льда», познакомятся с народом ханты и манси. Узнают много необычного об обычной птице: о приметах, связанных с вороной, о том, почему ворона стала черной, и о том, как именно ворона разбудила Север от долгого зимнего сна. Познакомятся с шаманом, поиграют с ним в национальные игры:
Цель: Совершенствование духовной и нравственной культуры через знакомство с традициями коренных народов Севера.
Задачи:
1. Познакомить детей с национальным весенним праздником народов ханты и манси «Вороний день»
2. Развивать внимание и мышление, ловкость и быстроту;
3.Воспитывать любовь и уважение к родному краю, традициям народов Севера
Ход:
Ведущий:
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)
(На экране демонстрируется слайд 2)
В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
- Снег пугает, шалунишка:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот - ...
(Март)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель)
Ведущий: Вот и наступили первые весенние дни, такие долгожданные. Мир вокруг нас изменяется удивительным образом.
Все чаще сквозь тучи и облака проглядывает чистое голубое небо, все больше слышно щебетание ранних птах по утрам, а днем - звонкая капель. Это пробуждается природа. Уже совсем скоро мы сможем наслаждаться ароматом молодой листвы, сочными красками травы и первых цветов, которые появляются прямо из-под снега.
Эти чудесные весенние превращения вызывают радость и восторг у всех людей, живущих на нашей сибирской земле.
Ребята, а кто может сказать, как называется наша сибирская земля, наша малая Родина? (ответы детей)- Внимание на наш волшебный экран. (На экране демонстрируется отрывок из мультфильма из серии «Гора Самоцветов»)
А живут на нашей Ханты-Мансийской земле люди различных национальностей. И встреча весны проходит у всех особенно, согласно традиции их народа. И сегодня я приглашаю Вас в необычное путешествие, чтобы познакомиться с древним весенним праздником народов манси и ханты – Вороньим праздником, Вороньим Днем. Это день прилета ворон! У народа манси и ханты к этим пернатым особое отношение. Манси говорят: «К нам ворона приносит весну».
А весна на Севере наступает бурно! О ней возвещают яркие солнечные лучи, бегущие ручьи, громкое карканье ворон. Вы готовы отправиться в это путешествие?
Музыкальная Игра - танец «Северное царство».
В царстве холода и стужи,
Все кругом сковали льды.
(Повороты головы «Внимательная сова»)
Серебристые метели
Запорошили следы.
(Поочередно поднимать руки вверх ладонями вниз с одновременным поворотом головы)
Воет ветер, злится вьюга,
Заметая все кругом.
(Ноги в широкой стойке, руки вверх с раскрытыми ладонями, выполнять наклоны в стороны)
И осыпана округа
Белоснежным серебром.
(Ноги в широкой стойке, руки разведены в стороны выполнять повороты туловищем влево и вправо)
В белой тундре, где снега,
Он растит свои рога.
(Раскрывать руки в стороны, затем поднимать над головой, изображая «оленьи рожки»)
Гордый северный олень!
Царь всех северных зверей!
(Выполнять на месте «Олений бег»)
А белые медведи немного косолапы,
Белые медведи немного толстопяты.
(Имитировать шаги медведей)
Все они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
(Взяться за руки и ходить как «Мишки»)
Лыжи с палками возьмем,
И на лыжах мы пойдем.
Вьюга да метелица
По дорожке стелется.
(Имитировать ходьбу на лыжах)
Ох нелегок этот путь,
Надо дети отдохнуть.
(Широкая стойка, руки на бедрах – выполнять прыжки, затем присесть на корточки)
Звучит мансийская весенняя мелодия. В зал входят женщина и девочка в национальных костюмах манси - Мать Матерей и Дочь - и усаживаются у огня рядом с чумом.
Мать матерей: - Вот и мы до весны дожили - ВОРОНЫ дождались.
Дочь: - Мать матерей, скажи, ведь ворона хорошая птица?
Мать матерей: - Хорошая.
Дочь: - А почему хорошая?
Мать матерей: - С именем Вороны много связано. И первое дыхание весны, и первое тепло.
Дочь: - И первые проталинки, и первые ручьи, и первые ростки.
Мать матерей: - Все первое…
Дочь: - А почему все первое
Мать матерей: - А вот послушай, как об этом говорится в старинной легенде. (Повествование Легенды сопровождается демонстрацией слайдов 3-9)
«Давно это было. Пришла лютая зима,(Слайд 3) с треск морозами, солнце скрылось за тучами, казалось что метели и вьюги бесконечны.(Слайд 4) Мороз крепчал день ото дня, запасы продуктов заканчивались. (Слайд 5) Все живое – звери деревья, люди – словно превратились в ледяные фигуры. (Слайд 6) Но вот однажды в этот северный заснеженный край может случайно, а может из любопытства, залетела ворона. (Слайд 7) Летала, кружила, смотрела кругом: холодно, хмуро, никого нет. Ни звука, ни шороха не слышно. Страшно ей стало. Собралась тогда ворона с силой и от отчаяния громко закричала. Полетел её звонкий, пронзительный крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля: солнце вышло из-за туч, побежали ручьи, проснулся человек. (Слайд 8) С этого дня повели свой род ханты. (Слайд 9)
Дочь: А Правда, что в день прилёта ворон, ханты устраивают весенний праздник!
Мать матерей: Правда, а еще по поведению птиц судят о том, какая будет весна- Если первая Ворона сядет на высокое дерево, то долго мы тепла ждать будем, если на низкое – быстро снег растает, а солнце и нас согреет. А еще Ворона радуется рождению нового человека.
Дочь: - А как она радуется?
Мать Матерей: - Как люди радуются, так и она радуется.
Ещё предки наши говорили: Ворона прилетает туда, где родился малыш – добра ему желает».
«В Вороний день принято было менять в детских люльках таловые стружки, а старые бросать вороне для того, чтобы она могла погреть в них свои лапки
А мох, на котором видели сидящую Ворону, собирали и стелили в люльки младенцам, чтоб они были здоровы и счастливы.
Дочь: - Расскажи еще про Ворону.
Мать Матерей: Есть о Вороне красивая легенда. (Встает, рассказывает)
(Звучит фоновая мелодия – повествование легенды сопровождается демонстрацией слайдов с 10 -14)
«Говорят, давным – давно ворона белой была. (Слайд 10) И жила она с людьми в чуме. Но вот наступили трудные времена. (Слайд 11) Людям не то, что живность накормить – самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. (Слайд 12) Недолго кружила она, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили её люди и глазам на поверили: улетела белая, а вернулась – черная. (Слайд 13)
А когда узнали, что наелась она падали, выгнали прочь из чума, потому что как бы ты ни бедствовал, до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И как они ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере. И ещё, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой птицей».(Слайд 14)
- Вот и ждут люди прилета Вороны, как прихода Весны.
Как бы и нам не пропустить эту радость, пока Ворона не прилетела нам нужно успеть для неё приготовить гнёздышко, чтобы ножки она свои погрела. (Уходят)
Ведущий: Ребята, а давайте, и мы построим гнезда для Вороны. Приглашаю две команды, по пять человек. Это задание не совсем простое… Нужно собрать ветки и построить гнездо для Вороны.
Игра «Гнездо для вороны»
Ведущий: Вот мы и гнездо построили для Вороны, а ее что-то нет!
Вы слышите эти звуки (звук бубна шамана). Кажется, я знаю, кто нам может помочь!
В каждом хантыйском стойбище есть такой человек, который слышит и понимает Землю, Воду и Небо, и конечно же животных и птиц. Он помогает лечить болезни и даже предсказывает будущее. Это шаман. Он идет сюда.
Под музыку в зал входит взрослый в роли Шамана.
Шаман: Я сегодня слушал Небо, слушал, как тучи собираются, как метель начинается. Зима сопротивляется приходу весны. А птица не взлетает в метель. Может нам для зимы хороводную песню спеть, чтоб она добрее стала.
Хоровод «Веснянка»
Шаман припадает к земле:
Чу! Я слышу топот оленей, крики людей, скрип снега. Это начинается веселье после хоровода. В древности считалось, чем веселее встречать весну, тем быстрее прилетит Ворона, вестник весны.
Чтобы нам весну встречать
Нужно весело играть.
Ведущий: Уважаемый Шаман, наши ребята очень любят песни и игры. Мы согласны повеселиться с тобой. Правда ребята?
Шаман: Ну что ж начинаем веселье. Ребята, а вы знаете на чем передвигаются по тундре народ ханты и манси? (ответы детей) Приглашаю поиграть самых маленьких гостей.
Игра «Важенка и оленята»
На полу разложено несколько обручей. В каждом из них находится «Важенка»- олениха , за обручем 2-3»Оленека». В углу зала стоит «Волк».
Бродит в тундре Важенка,
С нею – Оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
(«Оленята», подняв руки вверх, изображая «оленьи рожки» бегают «оленьим бегом» вокруг обруча)
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставленья мамы.
(Важенка в кругу грозит пальцем деткам, оленята кивают головами и выполняют бег на месте)
На проигрыш «оленята»убегают от домика играют, бегая по «тундре».На слова «Волк идет» убегают в свои домики, Волк ловит.

Шаман: Молодцы! Настоящие олени!
У народа ханты есть поверье, только тот, кто умеет прыгать через нарты - настоящий охотник. Приглашаю 6 смелых охотников.
Игра «Прыжки через нарты» (в качестве нарт используется широкая невысокая скамейка)- дети по очереди перепрыгивают через «нарты»
Шаман: Ну что, вижу, что все Вы хорошие охотники. А теперь проверим-ка, ловкость охотников ваших.
Игра «Оленьи рога»
Ставятся 2 оленя ( в качестве оленей используются кольцебросы)- дети по очереди кидают кольца по 2-3 попытки
Шаман: Ловкие охотники! Следующее состязание называется «Перетяни палку».
(2 мальчика садятся напротив друг друга, упираются друг в друга ступнями ног и держаться за одну палку, пытаясь перетянуть палку на себя. После состязания жмут друг другу руки и обнимаются. Игра проводиться 2-3 раза.)
Шаман:
Какие ловкие и сильные ребята, настоящие охотники.
Тише, я слышу Небо, оно поет ветрами, я слышу Землю, она согревается. Думаю вестник весны уже близко….
Слышно Карканье Вороны. Залетает Ворона.
Ворона: Кар – кар! Вуща, вуща, ешик ех! Здравствуйте, добрые люди! Долго я к вам летела из далеких теплых краев. И вот, я с вами. И пусть с моим появлением маленькие девочки и маленькие мальчики родятся!
Пока я летела к вам – очень замёрзла. Злые духи, ветра да метели не хотели пускать меня в родные края. Потому и погода не балует: то тепло, то мороз. Кто мёрзнет и хочет согреться, выходите и вставайте в хоровод.
Хоровод «Весенний»
Шаман: Ворона здесь, ну а мне пора.
Ведущий: Спасибо, тебе Шаман. За твое волшебное веселье, оно помогло вернуть солнце на нашу землю. И в благодарность за это наши ребята хотят подарить тебе в этот весенний день нежный северный танец «Льдинки, ветер и мороз»
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
(Дети стоят парами, выполняя легкое плие, соединяя вверху руки поочередно левые, правые)
Сверкают, звенят
(Поднимают руки вверх, затем опускают вниз, рисуя круги)
Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…
(Имитируют звон колокольчика, наклоняясь к ушку партнера)
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…
(Повторить движения)
Во время проигрыша на слово «Ветер» разбегаются по залу, бегают на носочках, делая легкие взмахи руками. На слова «Мороз» возвращаются в пары и кружатся.
Шаман: Спасибо вам ребята! Олтул олнэ! Живите в гармонии с Водой, Землей, Небом! Я вижу будущее нашего края в таких дружных, добрых детях. Торум эт олэн! До свидания, ребята!
(играя на бубне, Шаман уходит)
Ворона: Какие же Вы ребята веселые и добрые! Сегодня день праздничный, люди радуются, друг друга поздравляют, угощают. И по старинному обычаю я хочу вас угостить дарами нашей богатой Югорской земли. (Ворона вручает угощение ведущей ягоды брусники, клюквы)
Ворона: У народа ханты и манси есть древний обычай – с приходом весны, завязывать яркие ленточки на берёзу. Это дерево считается самым чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, важно пожелать, чтобы счастливы и здоровы были близкие и родные, а главное загадать своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется. У вас есть такое желание, ребята?
Ворона раздает ленточки, дети завязывают их на берёзу.
Ведущий: Первыми подойти к березке я предлагаю девочкам. Так как вороний день считается женским праздником. (Девочки завязывают ленты)
А теперь свое желание загадают мальчики. (Мальчики завязывают ленты)
Ворона: С пробуждением тебя мать Земля! Тебе зеленеть, а нам радоваться. Прими дары наши.
Высоко, далеко я летала, да у Торума просила, чтобы все желания людей исполнялись.
А Вам дети я древний наказ передать должна:
В беде стойкими будьте!
В битве храбрыми будьте!
В ученье – усердными,
В славе – скромными!
Так говорят люди, совсем старые люди!
Пора мне. Полетела я дальше, других ребят поздравлять с весной.
Ведущий: До свидания! (Ворона улетает)
Вот и заканчивается наше увлекательное путешествие по суровому и одновременно ласковому краю, которому так нужны наше тепло и забота.
Выходит ребенок читает стихотворение:
Ты - святая земля, ты надежда,
Ты богатством своим дорога.
Летним зноем, зимой белоснежной,
Дорогая наша Югра.
Презентация на тему: Вороний день

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника 8 Марта для второй младшей группы Весенний праздник в детском саду. Сценарий для старших дошкольников Праздничный сценарий 8 марта в подготовительной группе Сценарий развлечения в старшей - подготовительной группе. Встреча весны

Похожие статьи:

Сценарий весеннего праздника в старшей группе

Весенняя сказка. Сценарий для подготовительной группы

Весеннее развлечение для детей старшей группы в детском сады. Подснежник

Физкультурный досуг в старшей группе весной. Конспект

Весенние праздники в детском саду. Сценарии. Старшая группа

Участник №65 творческого конкурса для детей и педагогов «Радостная Весна» с 1 марта по 31 мая 2020 года
Конкурс чтецов к 9 мая в детском саду. Сценарий | Цыпленок из помпонов своими руками пошагово с фото
Опубликовано: 1434 дня назад (25 апреля 2020)
Просмотров: 3833
+4
Голосов: 4
Нина Николаевна # 25 апреля 2020 в 09:30 +1
Добрый день Оксана Николаевна! Ваше необычное путешествие в «Северное царство снега, холода и льда» выше всяких похвал. В нем дети знакомятся с народом ханты и манси, узнают очень много необычного об обычной птице ВОРОНЕ: о приметах, связанных с вороной, о том, почему ворона стала черной, и о том, как именно ворона разбудила Север от долгого зимнего сна, знакомятся с шаманом, и играют с ним в национальные игры.
Голосую!
Творческих вам успехов!
Оксана Николаевна Давидюк # 25 апреля 2020 в 09:34 +1
Спасибо! Очень приятно, что оценили!
Виктория Александровна Останина # 25 апреля 2020 в 12:43 +1
Добрый день Оксана Николаевна! Путешествие в «Северное царство снега, холода и льда» получилось очень насыщенным, познавательным. Дети окунулись в культуру народа ханты и манси, побывали в гостях у шамана. Национальные игры увлекли ребят в удивительный мир.
Спасибо.
Творческих успехов.
Оксана Николаевна Давидюк # 29 апреля 2020 в 21:15 +1
Спасибо за Ваш комментарий!
Оксана Анатольевна Данильченко # 2 мая 2020 в 10:02 +1
Спасибо за приглашение на праздник! Было очень весело и интересно. У нас в Республике Беларусь и серая ворона и ворон оседлые птицы, а у вас серая ворона - перелетная. Мы скорее ждем прилета ласточек, а у Вас целые ритуалы встречи вороны. Мне было очень интересно познакомиться с Вашей публикацией. Не хватило только иллюстраций с самого праздник, да и Вашей местной вороны. Какая она у Вас серая или совсем черная? Удачи в Вашем педагогическом творчестве.Голос в копилку. Жду новых приглашений.
Оксана Николаевна Давидюк # 4 мая 2020 в 16:26 +1
Спасибо за комментарий и конечно за голос.
А Вороны на нашем севере серые. Совсем черных не видно. И скорее всего они не перелетные, а кочующие. Так как когда наступают холода они перемещаются туда где потеплее, но не улетают совсем в теплые края.
Наталья Николаевна Полякова # 6 июня 2020 в 19:56 +2
Оксана Николаевна, какое замечательное путешествие вы совершили в традициях народов Севера!Очень интересное, проникновенное и живое. На таких материалах мы воспитываем своих ребятишек - всех детей нашей необъятной Родины. Спасибо за увлекательный праздник, который Вы дарите детям. Голос, конечно, голос.