Познавательное мероприятие для детей 5-10 лет «Как овсяный букет на стол пришёл»
Автор: Митрахович Анжела Львовна.
Описание: Злаковая культура «овёс» ассоциируется у нас с кормом для лошадей, овсяной кашей. Однако из него можно получить и яркий букетик, который простоит в вазе больше года, и сделать его под силу каждому ребёнку 5-10 лет. Данный сценарий (а состоит он из теоретической и практической частей) предлагаю для ознакомления воспитателям, учителям начальных классов, внешкольным работникам, родителям.
Цель: формирование представлений об овсе как о злаковой культуре и о возможности его нестандартного использования.
Задачи:
- расширять представления детей о злаках вообще и об овсе в частности;
- развивать фантазию;
- воспитывать усидчивость и аккуратность.
Материалы: рисунки с изображением пшеницы, ячменя, ржи, овса, кукурузы, риса, тимофеевки, мятлика, овсюга, пырея (или гербарий); пачка «Геркулеса»; ножницы, колоски овса, фольга.
Содержание.
Учитель: Продолжая знакомство с родными просторами, я приглашаю вас сегодня прогуляться по полям и лугам.
-Что общего между полем и лугом? (это обширные однородные участки).
-Чем отличаются поля от лугов? (поля используются человеком для целенаправленного выращивания сельскохозяйственных культур, а луг – это природное сообщество с многолетними травянистыми растениями, которое используется для сенокосов или как пастбища для скота).
На лугах растут тимофеевка, мятлик, ежа, овсюг, пырей (показ изображений).
Тимофеевка
Мятлик
Овсюг
Пырей
Среди злаков есть множество сорных растений, с которыми ведут неустанную борьбу в сельском хозяйстве. Самыми вредными сорняками считаются овсюг и пырей. Овсюг представляет собой однолетний злак, который внешне очень напоминает овес. Он активно размножается среди посевов хлебных злаков, тем самым сильно снижая урожаи зерновых. А ползучий пырей является многолетним растением, которое имеет длинные корневища, причем длина корневищ может составлять до 0,5 км.
На полях человек выращивает пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу, просо (показ изображений). Это ценные хлебные растения, которые являются основным продуктом в питании людей.
Пшеница
Рожь
Просо
А вот кто главный злак нашего сегодняшнего мероприятия, догадайтесь по стихотворению Степана Щипачёва в исполнении Дарьи:
От ночной росы,
от холодных звезд
в холодцом поту
проснулся овес.
Прозрачные
утренние небеса
коснулись
шершавых бровей
овса.
Ему с кукурузой дружить
и к пшенице
белокурым чубом
клониться.
Пускай он ростом
с ними
не вровень,
он налит силой,
он дышит здоровьем.
Он ходит под ветром,
взъерошен, белес —
с глазами детскими
Геркулес.
Недаром к нему,
чтоб задор не погас,
тянется лошадка моя
Пегас.
Учитель: Овес – однолетнее культурное растение. Цветение растения начинается с лета и длится до июля. Созревание плодов приходится на конец лета – начало осени.
Овес обладает многими полезными свойствами. Его применяют в качестве противовоспалительного средства при воспалениях различных органов, в том числе и желудочно-кишечного тракта, для улучшения работы сердечной и нервной систем и обмена веществ. Овес – средство, повышающее иммунитет, поэтому его рекомендуют применять на начальных стадиях гипертонии. Препараты из овса укрепляют сосуды и опорно-двигательную систему организма. Также овес улучшает умственную деятельность человека. Ванны из овса помогают при ревматизме, нарушениях процессов обмена в организме и подагре. Каша из овса рекомендуется при болезнях кишечника и желудка, легких и почек. Настои из соломы овса применяются в качестве мочегонного, потогонного, ветрогонного и жаропонижающего средства. Отвар из овса рекомендуется в качестве отличного слабительного препарата. Овес применяется при диатезах, экземах и переутомлении. Кисель, приготовленный из овса, оказывает легкое обволакивающее действие в организме.
А сейчас давайте
поиграем в хороводную игру «Как сеют овёс».
Все становятся в круг.
Ведущий. Кто хочет узнать, как сеют овёс?
Мой батюшка сеивал так: (показ)
Потом отдыхал он вот так: (показ)
Все хором: «Овёс, овёс, дай Бог, чтоб ты рос».
Ведущий: Кто хочет узнать, как жнут овёс?
Отец мой жинал его так: (показ)
Потом отдыхал он вот так: (показ)
Все хором: «Овёс, овёс, дай Бог, чтоб ты рос».
Ведущий: Кто хочет узнать, как вяжут овёс?
Отец мой вязал его так: (показ)
Потом отдыхал он вот так: (показ)
Все хором: «Овёс, овёс, дай Бог, чтоб ты рос».
Ведущий: Кто хочет узнать, как молотят овёс?
Отец мой молотил его так: (показ)
Потом отдыхал он вот так: (показ)
Все хором: «Овёс, овёс, дай Бог, чтоб ты рос».
Учитель. Овёс появился на Руси в 7 веке и считался одной из основных сельскохозяйственных культур: он шёл на корм лошадям, его употребляли в пищу – готовили каши, варили кисели, из овсяной муки пекли блины. Обычно овсяный кисель, заправленный сметаной или постным маслом, подавали в качестве первого блюда и ели с хлебом. Зато в праздничные дни добавляли мёд и всевозможные ягоды и подавали уже на сладкое. Правда, тот овсяный кисель отличался от современного, куда добавляется крахмал. Готовили кисели из заквашенных отваров овсяных зёрен, поэтому и название этого блюда произошло от слова «киснуть».
В настоящее время популярны овсяные каши. Они вкусны, питательны и целебны. Наиболее часто используется геркулес (пропаренные и сплющенные зёрна овса) и толокно (мука из овсяных зёрен). К овсяной каше могут добавляться сахар, соль, молоко, масло, варенье, фрукты (в том числе сухофрукты). Только надо помнить, что вредна овсянка, прежде всего, для людей, страдающих непереносимостью злаков, противопоказания к ее употреблению имеются также при почечной и сердечной недостаточности. Овсяную кашу нужно есть в меру.
Овёс - очень популярная культура, поэтому про него народ составил
много пословиц. Вот только некоторые:
Овес и сквозь лапоть прорастет.
Овес любит хоть в воду, да в пору.
Овес не князь, любит и грязь.
Овсы да льны в августе сильны.
Лягушка с голосом — сей овес.
Ржет ровно кобыла на овес.
Рожь говорит: «Сей меня в золу да в пору». А овес говорит: «Топчи меня в грязь, а я буду князь».
Объясните такую пословицу: «Овёс за лошадью не ходит» (добиваться цели должен тот, кому это нужно)
А сейчас
займёмся практической работой. Для этого нам нужны метёлки овса, фольга (от конфет), ножницы.
Перед нами – метёлки овса, и сейчас мы превратим их в яркие нарядные букетики. Когда будете делать цветочное превращение, подумайте, кому и по какому случаю можно подарить такие букеты.
Сначала из фольги нарежем квадратики со стороной 1,5-2 см. Помните, что ножницы не подносим к лицу; поворачиваем не ножницы, а фольгу; во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
А теперь каждый отдельный цветок-колосок заворачиваем в квадратик, размещая его по диагонали.
Вот такая красота у нас получается. Дома самостоятельно вы можете продолжить такую работу.
Подведение итогов.
- Кому и когда можно дарить такие букеты?
- Какая информация вам больше всего запомнилась?
- Что вас удивило?
Спасибо за работу. Вы все молодцы.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие во втором классе по теме: «Весна пришла, птички запели!»
Конспект внеклассного мероприятия по теме: Здоровый образ жизни, 2 класс
Классный час для 2 класса на тему Дружба
Выпускной во 2 классе. Сценарий
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие к 23 февраля в начальной школе
Сказка в стихах для детей 6-9 лет. Сценарий