Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Стихи о птицах для младших школьников 2 - 4 класса

Стихотворения о птицах (о гоголе и жаворонке хохлатом)
Автор: Митрахович Анжела Львовна, учитель начальных классов.
Краткий анонс. Стихи легки для прочтения учащимися 2-4 классов, написаны простым доступным языком. Так же стихотворения предлагаю для ознакомления учителям начальных классов, воспитателям, классным руководителям, занимающихся экологическим образованием школьников. Их можно включить в сценарий экологического мероприятия, беседы.
Цель: привлечь внимание учащихся и взрослых к красоте природы и птиц, живущих вокруг нас, к необходимости их сохранения.
Задачи:
- познакомить с описанием, особенностями проживания и размножения птиц «гоголь» и «жаворонок хохлатый»;
- учить видеть красоту птиц через стихосложение;
- воспитывать заботливое отношение к птицам вообще и к гоголю и жаворонку хохлатому в частности.
Вступительное слово:
Ежегодно общественная организация «Охрана птиц Отчизны» (Ахова птушак Бацькаўшчыны) проводит национальную кампанию «Птица года» (выбирает птицу года Беларуси). В 2016 году такой птицей стал гоголь.

Гоголь обыкновенный – один из 15 видов уток, который гнездится в Беларуси. Охота на него запрещена. Особенность этой утки в том, что она гнездится в дуплах деревьев или в гоголятниках, сделанных людьми и развешанных недалеко от воды. Маленькие утята выпрыгивают из дупла на крик мамы-утки. И порой первый “выход в свет” может быть совершён с 15-метровой высоты! И, хотя птенчики ещё не умеют летать, не разбиваются – они парашютируют, раскрыв крылья и перепонки на лапках. Питается гоголь преимущественно животной пищей: водными насекомыми, ракообразными, моллюсками, рыбой, с небольшим пополнением ее растительными кормами, главным образом луковицами, клубеньками и листьями водяных растений. Еду добывает со дна на глубине до 10 метров. А вот в полёте гоголя можно определить даже с закрытыми глазами: у него по особому “свистят” крылья.
Гоголь – птица, о которой хорошо знали наши предки. В древней Руси очень ценились гоголиные яйца и пух, который остается в гнезде. Из летописей известно, что сбор яиц и пуха назывался в те времена «гоголиным гоном». Сбор проводили профессиональные сборщики. Также популярным и очень доходным было разведение гоголиных угодий. Некоторые из таких угодий даже послужили причиной браней между древнерусскими князьями. В настоящее время промысловая охота на гоголя практикуется довольно редко, спортивная же охота на эту красивую и довольно крупную утку широко распространена в СНГ. Особенно много стреляют гоголей во время весеннего и осеннего пролетов.
Мы посвятили классный час данной птице с просмотром слайдов и видео, а завершили его моим стихотворением.

Птица гоголь.
«Гоголь – слово мне знакомо. Помню, в школу «приходил»
Николай Васильич на уроки - свои байки «приносил».

Оказалось, есть и птичка в наших сказочных краях
Под названьем чудным «гоголь». Речь о ней в моих стихах.

Это уточка такая. Чёрный верх и белый низ.
К нам с зимовки возвращаясь, делает еврокруиз.

Так, весною наслаждаясь, прислушайся: в небесах
Звук звенящий её крыльев к нам летит на всех парах.

Самочка скромна, спокойна, серый верх приобрела.
Вместо бус ошейник белый ей природа отдала.

А самец – тот златоглазый, с «косичками» на плечах.
Лапы жёлтые. И, кстати, с пятном белым на щеках.

Брачный танец – загляденье. (Отдыхает и канкан).
В деле хвост, головка, крылья. Да ещё и брызг фонтан.


Как решить вопрос квартирный? Вот где гоголю беда.
Чтоб птенцы на свет явились, он не делает гнезда.

Нужен птице «гоголятник» – домик, сделанный людьми,
Иль дупло на старом древе (много метров от земли).

И птенцы, на свет явившись, зная, что их мамка ждёт,
Страх свой преодолевая, первый делают полёт.

Гоголь здорово ныряет, изумительно поёт.
Красоте утиной стайки каждый балл свой отдаёт.

Знай же, гоголь серебристый, час признания настал!
Ты у нас на Беларуси «птицей года» нынче стал!»


Ну а следующее стихотворение посвящено «Птице года 2017» жаворонку хохлатому.

Хохлатый жаворонок — один из 4 видов жаворонков, которые встречаются в Беларуси. Кроме него, у нас гнездятся его «братья» — полевой и лесной жаворонки, а рогатый прилетает к нам на зиму с севера.
Хохлатый жаворонок в местах обитания является оседлой птицей. В большие морозы ночует в снегу. Сильный клюв позволяет раздалбливать семена и насекомых, которые вмерзли в почву и в лед. В меню хохлатого жаворонка — семена и зеленые части растений, беспозвоночные. Птенцов кормят дождевыми червями, жуками, мухами, бабочками и их гусеницами, иногда улитками и пауками.
Важнейшей чертой хохлатого жаворонка, помимо затейливой песни, следует признать отчетливо выраженное стремление кормиться, гнездиться и зимовать поближе к человеческому жилью, на окраинах городов и населенных пунктов, на свалках, сухих неудобных землях, строительных и спортивных площадках, железнодорожных насыпях.
Самка вьет довольно крупное и рыхлое гнездо из сухих травинок, корешков и листьев, иногда с добавлением шерсти и конского волоса. Гнездо располагается в ямке. Во время постройки гнезда самец обычно сопровождает самку. Чтобы прогнать конкурентов со своей территории, самец «глушит» их своим пением. В сезон размножения (с апреля по первые числа июля) чаше всего делает 2 кладки. Птенцы покидают гнездо через 8 дней после вылупления. Крохи еще не умеют летать, и в это время особенно уязвимы.
95% — на столько сократилась численность хохлатых жаворонков в Европе за последние 30 лет! Он исчез на гнездовании в Норвегии, Швеции и Швейцарии. Вид стал редким в Беларуси и включен в национальную Красную книгу. Главные причины исчезновения – изменение мест обитания: кошение в гнездовой период, пестициды, пресс со стороны кошек и собак, беспокойство в гнездовой период человеком.

Хохлатый жаворонок
Много ли вы знаете
Птичек с хохолком?
Где и как питаются?
И каков их дом?

А как размножаются?
А зимуют где?
Ну а сколько птенчиков
В мамином гнезде?

А вдруг в Книге красной
Её можно найти?
Тогда срочно нужно
Помочь ей и спасти!

А теперь: внимание!
Представлю сейчас
Жаворонка хохлатого.
О нём мой рассказ.

Хохлатый отличается
От собратьев тем,
Что не улетает
На зиму совсем.

А в морозы сильные,
Прекратив свой бег,
Жаворонки прячутся
С головою в снег.

Кстати, много бегает
По земле хохлатый.
Здесь еду выискивает
Наш дружок пернатый.

Гусеницы, червяки,
Семена, растения,
Мухи, бабочки, жуки –
Вот где объедение!

Чтобы конкуренцию
с округи убрать,
её глушит пением
наш хохлатый брат.

«Цир-лир-лир-лю, цир-лю-люююююю!
Мисс хохлатка, вас люблю!»
Так поёт самец хохлатый,
Прилетев к невесте в сваты.

И, взаимностью ответив,
Создав дружную семью,
Жаворонки начинают
жизнь семейную свою.

Гнёздышко в траве припрятав
Вдоль дороги, у домов,
И самочка уж готова
Тут высиживать птенцов.

Так спасает самочка
Детёнышей своих:
Притворившись раненой,
Прочь ползёт от них.

Разные опасности
Птичек поджидают.
Хорошо, что люди
От многих спасают.

Зимой нужно подкармливать
Данного соседа.
Постарайтесь не оставить
Его без обеда.

Ну а если кошку вы
Выводите гулять,
Ошейник ей с бубенчиком -
Птички будут улетать!

Жалко мне хохлатого –
В Красной книге он.
А потому должен быть
Заботой окружён!


Ну и несколько миниатюр (навеяли картины за окном).

«Снегирь»
Вот сидит снегирь на ветке.
Полюбуйтесь-ка им, детки.
Ведь когда зима уйдёт –
Его с собою унесёт.

«На рябине»
Где снегирь? Не разобрать!
На рябине не видать!
Дерево в огне горит,
От ягод в глазах пестрит.
Вот же он! Пошевелился!
Взмах крылом – и снова скрылся!


«Сорока»
Затрещала! Раскричалась!
Расшумелась! Размахалась!
Подняла собак в округе!
Разлетелись все пичуги!
Сорок «а» в себя вобрала.
Вот поэтому кричала.

«Любители сала»
Представляете, друзья, – дятлы любят сало!
Неужели насекомых под корой им мало?
По утрам повадились к кормушке прилетать
И давай за обе щёчки сало уплетать!
Как отбойный молоток, работает головка,
Видимо, и язычок вертится там ловко.
До чего же наблюдать мне за ними клёво!
Сала я ещё повешу – прилетайте снова!

Рекомендуем посмотреть:

Весеннее стихотворение о любви к природе для детей 7-12 лет Стихи о птицах для дошколят Стихотворение «Столовая для птиц» для детей 6 -10 лет Стихи о птицах для школьников

Похожие статьи:

Барто «Снегирь»

Некрасов «Соловьи»

Державин «Ласточка»

Раич «Жаворонок»

Кукольник «Жаворонок»

Участник №9 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 января по 5 апреля 2017 года
Внеклассное мероприятие с презентацией для 3 класса. Уникальные растения. Лён | Зимняя сказка для детей 5-10 лет
Опубликовано: 2875 дней назад (8 января 2017)
Просмотров: 7053
Рубрика: Стихи
+14
Голосов: 14
galinabitno # 9 января 2017 в 22:00 +1
Молодец, Анжела Львовна! Весело, красиво, познавательно, интересно и с творческим подходом!
Анжела Львовна Митрахович # 10 января 2017 в 16:09 0
Большое спасибо, уважаемая galinabitno, за комментарий и проявленный интерес.
Ирина Владимировна Нусс # 10 января 2017 в 17:57 +1
Уважаемая Анжела Львовна, добрый вечер! Большое спасибо за приглашение на интересную встречу с "пернатыми"! Очень порадовали этой встречей! Я тоже,просто, обожаю птиц, и , конечно, сердце получило столько приятных эмоций от Вашего заботливого и трепетно - нежного отношения к пичугам, каждая строчка несет заботу и сопричастность к "птичьему" миру!Голосую с большим удовольствием,уважением и солидарностью к этой очень благородной теме... Еще хочу поблагодарить за прекрасный познавательный материал, с Вашего позволения,помещаю его в закладки, большое Вам спасибо и дальнейшего творчества...
Анжела Львовна Митрахович # 15 января 2017 в 15:25 0
Спасибо большое, Ирина Владимировна. Очень приятно
Ольга Николаевна Капканова # 11 января 2017 в 21:25 +1
Анжела Львовна, вы молодцы. Материал очень полезен, информативен, и очень хорошее наглядное сопровождение. Тема очень актуальна в зимний сезон, да и не только. Спасибо.
Анжела Львовна Митрахович # 15 января 2017 в 15:25 0
Спасибо, Ольга Николаевна, за комментарий.
Оксана Анатольевна Данильченко # 13 января 2017 в 16:43 +3
Огромное спасибо за приглашение! В Слуцком районе проводится ряд презентаций посвященных птице года и Ваши стихи очень кстати! С Вашего разрешения я воспользуюсь ими при проведении Районного дня клубов "Крылатый дозор"! Материал доступный, легко запоминается и найдет применение у многих педагогов для проведения орнитологических мероприятий! Вам успехов в творчестве и голос!
Анжела Львовна Митрахович # 15 января 2017 в 15:27 +1
Спасибо, Оксана Анатольевна. Успехов и побед Вам!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 19 января 2017 в 21:40 +2
Уважаемая Анжела Львовна! Спасибо за приглашение в свой блог. Увлекательно представлен рассказ о малораспространённых птицах, да ещё и в авторских стихах. Из него узнаём о достоянии Белоруссии, её общественных организациях, национальной компании, экопроблемах и их решении. Пошаговые, отлично подобранные фотографии завораживают и позволяют в полной мере узнать о нелёгкой жизни пернатых: как развиваются, выпрыгивают из гнезда и прочее. Не перестаёт удивлять и восхищать многообразный мир природы. Его красота, приспособленность и страдания. Примите голос за хорошо изложенный и оформленный материал.
Анжела Львовна Митрахович # 21 января 2017 в 15:24 0
Спасибо, Алла Абдулмеджидовна, за комментарий.
Татьяна Леонидовна Силакова # 19 января 2017 в 22:56 +1
Уважаемая Анжела Львовна! Спасибо за красочную экскурсию в мир птиц, да еще и в стихотворной форме! Очень приятно узнать о живом мире другой, но близкой нам, страны!
Анжела Львовна Митрахович # 21 января 2017 в 15:25 0
Спасибо, Татьяна Леонидовна
Мария Анатольевна Блинова # 20 января 2017 в 15:00 0
Примите голос,прекрасная работа.
Анжела Львовна Митрахович # 21 января 2017 в 15:25 0
Спасибо, Мария Анатольевна
Галина Дмитриевна Сорокина # 20 января 2017 в 19:37 +1
Уважаемая Анжела Львовна, добрый вечер! Большое спасибо за приглашение на интересную встречу с "пернатыми"! Материал очень полезен, информативен, и имеет очень хорошее наглядное сопровождение. Тема очень актуальна. Примите голос! Удачи!
Анжела Львовна Митрахович # 21 января 2017 в 15:25 0
И Вам, Галина Дмитриевна, спасибо за посещение.
Любовь Сергеевна Новоселова # 22 января 2017 в 10:24 +2
Добрый день, Анжела Львовна. Спасибо за приглашение. Мне очень понравились Ваши стихи о птицах. Вы создали замечательную работу. С радостью ставлю голос № 8. Желаю творческих успехов и новых идей.
Анжела Львовна Митрахович # 26 января 2017 в 16:00 0
Спасибо
Анжела Львовна Митрахович # 23 января 2017 в 22:27 0
Спасибо, Любовь Сергеевна
Ольга Ивановна Кабанова # 25 января 2017 в 20:05 +1
Здравствуйте, Анжела Львовна! С интересом посмотрела ваш материал с прекрасными стихами и иллюстрациями. Материал направлен на достижение поставленных задач и цели. Стихи о птицах для младших школьников 2-4 класса адаптированы соответственно возрасту детей. Я голосую за Ваше творчество!
Анжела Львовна Митрахович # 26 января 2017 в 16:01 0
Спасибо, Ольга Ивановна
Светлана Алексеевна Афанасенко # 29 января 2017 в 14:42 +1
Анжела Львовна!
Спасибо за Ваши прекрасные стихи. Читаются легко, воспитывают, расширяют кругозор.
Материал оформлен грамотно, хорошо иллюстрирован, много дополнительных источников.
Вы очень творческий человек! Желаю Вам и дальше так творить! Мой голос!
Анжела Львовна Митрахович # 3 февраля 2017 в 17:39 0
Спасибо на добром слове, Светлана Алексеевна
Бобрышева Наталья Владимировна # 2 февраля 2017 в 20:22 +1
Спасибо, что пригласили посмотреть на такую красоту! Особенно утята в полёте хороши! Замечательное мероприятие, с любовью о природе о птицах в стихах. Конечно ГОЛОС!!!
Анжела Львовна Митрахович # 3 февраля 2017 в 17:39 0
Спасибо, Наталья Владимировна, за комментарий.
Ольга Петровна Тяпкина # 25 марта 2017 в 23:39 +1
Стихи очень легко читаются. Примечательно то, что в них описываются повадки птиц, их образ жизни. Яркие иллюстрации дополняют картины. Видно, что вы любите природу и свой край. Голос
Анжела Львовна Митрахович # 25 марта 2017 в 23:44 0
Спасибо за проявленное внимание и комментарий.
Юлия Николаевна Кусова # 27 марта 2017 в 20:01 +2
Анжела Львовна!Вы вкладываете душу в стихи о птицах. Примите голос за хорошо изложенный и оформленный материал. Радуюсь тому, что Вашу работу могут использовать другие педагоги. Как хорошо, что есть такой сайт, где можно делиться опытом.
Анжела Львовна Митрахович # 29 марта 2017 в 14:00 0
Спасибо, Юлия Николаевна, за комментарий. И сайт классный!
Татьяна Николаевна Рогачкова # 28 марта 2017 в 18:08 +1
Анжела Львовна, детьми материал лучше воспринимается, если он в стихотворной форме. Ведь рифму легко запомнить. Материал действительно преподнесён очень интересно, необычно. Но можно несколько поправок? Цель нужно писать, начиная с имени существительного. И мне показалось, что можно поработать со стопами стихов. Спасибо, примите мой голос!
Анжела Львовна Митрахович # 29 марта 2017 в 14:09 0
Спасибо, Татьяна Николаевна, за визит и комментарий. Ох уж эти цели! В последнее время всё чаще слышу, что "Учебные цели формируются с помощью глаголов, выражающих конкретное действие, результат которого можно определить, измерить и оценить. Например: описать, дать определение, объяснить, классифицировать..." Как-то так. Хотя, по-моему, это единственная моя разработка, где цель записана инфинитивом.
Ирина П. # 1 апреля 2017 в 15:34 +1
Очень понравились Ваши стихи, Анжела Львовна. Читаются легко, хорошо срифмованы. Дети начальных классов с лёгкостью их прочтут. Вы с любовью описали и гоголя, и жаворонка, и миниатюры. Замечательно подобраны иллюстрации. Сразу представился образ птиц, их повадки, образ жизни. Для поэта-любителя - шикарные произведения. Творческих успехов Вам.
Анжела Львовна Митрахович # 3 апреля 2017 в 22:05 0
Спасибо, Ирина, на добром слове. И Вам удачи и успехов.
Константин Юрьевич Плотников # 3 апреля 2017 в 18:50 +1
Отлично! Спасибо-ооо!
Без сомнения - уровень Барто+Бианки (никак не меньше по стилистике, образности и др.), поэтому захотелось предложить, как вариант:
1.а) Гоголь – слово мне знакомо. Ведь в шинели «приходил»
Николай Васильич в школу, ещё души «приносил».
б) поменять местами "Под названьем чудным" на "Под чуднЫм названьем..."
в) И весною наслаждаясь, слышишь: где-то, в небесах...
г) А самец – тот златоглазый и с «косичкой» на плечах
2. Ритмические сбивки в прологе и в эпилоге о Хохлатом жаворонке вполне органичны.
а) Чтобы конкуренцию / с округи убрать, / её глушит пением / наш хохлатый брат.
В шоу "голос" друг наш, / Как никто, силён - Глушит громким пением / Конкурентов он.
б) Прилетев к невесте в сваты. «Цир-лир-лир-лю, цир-лю-люююююю! / Ей поёт самец хохлатый, /
Мисс хохлатка, вас люблю!»
в) Самочка уже готова / Тут высиживать птенцов.
г) А потому быть должен / Заботой окружён!
Анжела Львовна Митрахович # 3 апреля 2017 в 22:12 0
Спасибо, Константин Юрьевич. Приятно меня засмущали (уровень Барто+Бианки) и приятно удивили тем, как по полочкам разложили стихи. Чувствуется в Вас серьёзный товарищ. Вроде и критикой не назовёшь Ваши варианты, но, действительно, звучат неплохо. Особенно "В шоу "голос" друг наш, / Как никто, силён - Глушит громким пением / Конкурентов он". Весьма современно. Ещё раз спасибо.