Методическая разработка урока учебной практики в колледже с презентацией
Методическая разработка открытого урока по учебной практике
ПМ 02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности
специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (базовой подготовки)
ВВЕДЕНИЕ
В рамках перехода учебных заведений на государственные стандарты третьего поколения возникла необходимость формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Реализация данного подхода обеспечит будущему специалисту возможность для понимания своей выбранной специальности, профессионального и карьерного роста.
Учебная практика по ПМ 02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности позволяет получить умения и навыки по анализу резервов и возможностей торговой организации, определение путей эффективности реализации продукции.
Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по профессиональному модулю, что позволяет преподавателю выяснить уровень подготовки обучающихся, применение полученных знаний на практике, а обучающимся повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения.
Проведение занятий по учебной практике требует использование современных средств и форм организации занятия, использование ТСО. По изучаемой теме обучающиеся могут подготовить к уроку домашнее задание. Это позволит проконтролировать самостоятельную работу обучающихся, поможет повторить уже пройденный материал, составить логическое аналитическое заключение.
Профессиональный модуль «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» тесно переплетается с экономическими дисциплинами, в результате прослеживаются тесные межпредметные связи (математика, экономика организаций, статистика, бухгалтерский учёт и др.).
Цель написания данной методической разработки – формирование мотивации у обучающихся, развитие логического мышления, систематизация и контроль знаний обучающихся.
Методическая разработка состоит из основных разделов:
-подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения урока;
-план занятия, который состоит в распределении элементов занятия и изучаемых вопросов, а также целей урока, методов обучения и прогнозируемого результата;
-ход урока включает в себя подробное описание каждого элемента занятия;
-заключение, в котором анализируются результаты работы и подводятся итоги проведенного урока;
-список использованных источников. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Анализ финансово – хозяйственной деятельности позволяет перейти от пассивных методов обучения к активным формам и методам обучения, ибо в рыночных условиях требуются специалисты с высокой профессиональной подготовкой, умеющие творчески решать, как стандартные, так и нестандартные задачи проблемного характера.
Учебная практика по ПМ 02 дает возможность формировать у обучающихся экономическое мышление, чтение финансовой отчетности, экономической оценки деятельности предприятия.
Освоение модуля предполагает практическое осмысление всех разделов, что и реализуется в процессе учебной практики, которая позволяет обучающимся ориентироваться в сложных условиях производственного процесса и рыночных отношений, приобрести конкурентоспособные качества, которые так необходимы специалисту.
Задание для учебной практики по данному модулю – сквозное, представленный урок лишь часть этой учебной практики.
Проведение урока учебной практики относится к уроку – практикум (самостоятельная работа обучающихся) с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Обучающиеся готовятся по теме «Анализ деловой активности», которая продолжает анализ финансовой отчетности организации. Обучающиеся должны знать основные определения, типы финансовой устойчивости, платёжеспособность организации, выполнять практические задания, решать ситуационные задачи, самостоятельно анализировать сложившуюся ситуацию.
Выполнение задания продолжает уже начатую работу по проведению анализа финансовой отчетности организации, у каждого обучающегося отчетность по своей торговой организации, каждый обучающийся находит все необходимые показатели по методике, представленной в методических рекомендациях преподавателя. В конце урока подводятся итоги, и основные показатели по каждой организации выводятся на экране.
Оценивает работу на занятии преподаватель. Время проведения: 45 минут Место проведения: аудитория № 14 Участники: группа 32 Домашнее задание: к данному и последующему занятию представлено в презентации. ПЛАН ЗАНЯТИЯ Тема урока: «Анализ деловой активности» Тип урока: Практическое занятие учебной практики. Вид урока: Урок – практикум (самостоятельная работа обучающихся). Цели урока: обучающая: закрепить знания по ПМ 02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности, сформировать профессиональные компетенции при анализе бухгалтерской отчетности, отработка последовательности проведения анализа деловой активности. развивающая: развивать способности к анализу, самоконтролю, самооценке; уметь применять полученные знания на практике. воспитательная: формировать культуру отношений в конкурентной борьбы, уважение к членам команды и конкурентам, умение добиваться улучшения результатов экономическими, а не силовыми методами. Методы урока: диалогический, объяснительный, инструктивный, репродуктивный, частично-поисковый, практический. Связь с МДК: МДК 02. 01 Финансы, налоги и налогообложение; МДК 02.02 Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Межпредметные связи: Математика, Экономика организаций, Статистика, Бухгалтерский учёт. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока: оборудование: ноутбуки, ММП, микрокалькуляторы. Дидактический материал: бухгалтерская отчетность торговых организаций (у каждого обучающегося – по своей организации), методические указания. Прогнозируемый результат: Овладение профессиональными компетенциями:
ПК 2.3 Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.
ПК 2.9 Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты (частично). Развитие и овладение общими компетенциями:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 10 Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Систематизация и закрепление нового материала.
V. Подведение итогов урока и домашнее задание. ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (слайд 1)
3. Вступительное слово преподавателя: «В рыночной экономике необходимо проявлять деловую активность, ведь побеждает тот, кто постоянно находит новые формы деятельности, совершенствует систему работы. Те, кто занимается коммерцией, должны уметь продвигать товары, увеличивать объёмы продаж, например, путём применения различных акций (снижения цены)»
4. Сообщение темы и целей урока (слайд 2)
5. Повторение теоретического материала и проверка результатов проведённого накануне анализа финансовой устойчивости организаций и их платежеспособности (слайды 3-4)
Вопросы:
Какой тип финансовой устойчивости получился? Что он характеризует?
Кто является пользователями результатов финансового состояния? Для кого он представляет интерес? (слайд 5)
6. Методика оценки финансового состояния организации (слайды 6-7)
7. Вопросы по платёжеспособности:
Что такое платёжеспособность организации? После ответа проверка (слайд 8)
При анализе финансового состояния, какую платёжеспособность различают?
Что такое долгосрочная (перспективная) и текущая платёжеспособность? После ответа проверка (слайд 9)
Какая получилась текущая ликвидность? Что это означает? А перспективная?
8. Проверка коэффициента срочной ликвидности (слайд 10)
9. Итак, деловая активность описывается рядом показателей, характеризующих:
-эффективность управления,
-оборачиваемость (слайд 11),
-показателями рентабельности (слайд 12-13)
10. Расчет показателей деловой активности по торговым организациям (обучающиеся выполняют самостоятельно с помощью методических указаний)
11. Составление сравнительной таблицы (слайд 14). Составление таблицы позволит выявить слабые стороны (по показателям). Таким образом, проведённый анализ позволит решить, какие показатели следует подтянуть, чтобы добиться лучших результатов.
12. Выводы.
13. Заключение: «Сейчас много внимания уделяется финансовой грамотности населения. В нашей стране проходят различные мероприятия, посвящённые этой теме. В международном рейтинге, определяющем финансовую грамотность населения, наша страна находится, примерно, в середине. Я надеюсь, что наши уроки вам пригодятся не только на рабочем месте, но и в повседневной жизни».
14. Домашнее задание (слайд 15) ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе проведения такого занятия повторяется большой объем и идет глубокое закрепление изученного материала. У обучающихся развивается большой интерес к профессиональному модулю, нарабатываются навыки проведения анализа, общения. Работают все обучающиеся, даже неуверенные в своих знаниях.
Работа позволяет:
-обосновать использование практических и теоретических знаний;
-приобрести необходимые умения, навыки и опыт профессиональной деятельности
Учебная практика развивает ответственность у обучающихся за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущей профессиональной деятельности.
Проведение контроля знаний при помощи активных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности обучающихся.
Новизна данной работы в том, что обучающийся сам в процессе учебной практики проводит анализ бухгалтерской отчетности, видит результаты анализа по нескольким организациям, слабые и сильные стороны по отдельным показателям работы этих организаций и формулирует рекомендации по улучшению финансовых показателей работы организации, что является необходимым условием в профессиональной деятельности будущих специалистов-менеджеров. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Академия, 2014, 384с.
2. Чечевицына Л.Н., Чечевицын К. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Феникс, 2014, 368с.
3. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Феникс, 2010, 384с.
4. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. Инфра-М, 2011, 352с. Ресурсы Интернета:
5. Пособие. Финансовый анализ на предприятии. [Электронный ресурс].
6. Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. [Электронный ресурс].
7. Федеральный образовательный портал. Экономический портал. [Электронный ресурс].
8. Формы, образцы, бланки документов бухгалтерской отчетности и налогового учета. [Электронный ресурс].
9. Энциклопедия Экономиста! [Электронный ресурс].