ФГОС – РЕАЛИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в том числе стандарта среднего профессионального образования (СПО), а также необходимость его постоянного совершенствования – это веление времени. Переход экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует новых, высококвалифицированных специалистов, что неизбежно влечет за собой и новую парадигму образования [1].
В связи с внедрением ФГОС третьего поколения в настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки.
Если структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет (дисциплина), то структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится профессиональный модуль, предназначенный для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.
Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня конкретных знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами, способен на на "нелинейное" рассмотрение проблем и проектный поиск.
Освоение общих и профессиональных компетенций формирует высококомпетентных, грамотных специалистов, которые не остановятся на достигнутом в своих знаниях, а будут постоянно усовершенствовать и обновлять свои знания, компетенции, умения и навыки.
В этом, пожалуй, и заключается главное преимущество новых образовательных стандартов спо – ориентация на формирование грамотных, высоко компетентных, конкуретноспособных специалистов, максимально адаптированных к рыночным условиям экономики.
Также важным плюсом ФГОС нового поколения остается – это сохранение фундаментального ядра науки, которым всегда отличалось российское образование.
Объединение дисциплин, учебно-методических, производственных практик в профессиональные модули (сокращенно пм) позволяет отчетливо проследить межпредметную связь между составными частями профессиональных модулей. Это новый подход в работе педагога со своей дисциплиной, к которому, быть может, еще не все педагоги достаточно адаптировались. Но такой подход позволяет связать во единое целое различные дисциплины и преподнести их обучающимся в систематизированном виде с ориентацией на привязку к специальности, которую получают обучающиеся. Модульный принцип систематизации дисциплин также ориентирован и на большую сплоченность, организованность преподавателей, чьи дисциплины входят в профессиональные модули. Все это ориентировано на большое сотрудничество, взаимодействие коллег-преподавателей.
Конечно, все новое и прогрессивное, к сожалению, не всегда “встречают с распростертыми объятиями”. С переходом на модульный принцип систематизации знаний, переводом некоторых дисциплин в темы, т. е. подразделы, профессиональных модулей появились новые формы отчетности преподавателей по этим дисциплинам и профессиональным модулям, например, комплекты, фонды оценочных средств, встреченные не всеми преподавателями “радушно и приветливо”. Составление этих новых видов и форм отчетности, учебно-методических комплексов профессиональных модулей требует от педагогов нового, более высокого уровня профессиональной компетентности и подготовки.
Однако, составление, заполнение этих новых видов и форм отчетности само собой заставляет преподавателей самосовершенствоваться в преподаваемых областях науки, позволяют педагогу по-новому взглянуть на предмет своего преподавания, по-новому относиться к своей деятельности, ориентированной теперь уже не только на “чисто механическую” передачу конкретных знаний, но и на формирование, прежде всего, из обучающихся высоко образованной, грамотной, компетентной личности – в этом реализуется личностный подход новых образовательных стандартов.
Серьезным недостатком нового стандарта, по моему мнению, является слабая продуманность стоимости его введения, то есть расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, а также на повышение квалификации и переподготовку педагогов, что серьезно может также отразиться на стоимости обучения. Также, на мой взгляд должна прослеживаться некая согласованность между ФГОС основного общего образования и среднего профессионального образования, изменения в них должны идти в ногу со временем.
Хорошо ли это или плохо покажет время, но данные перемены неизбежны в сфере образования и обусловлены ответной реакцией, адаптацией сферы образования к изменениям в экономике, менталитете людей и человеческом обществе в целом.
Литература
1. Каковы плюсы и минусы ФГОС основного общего образования / Лобжанидзе А. А., Заир¬Бек С.И., Алферова Л.В., Шмелькова Л.В. // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2011. № 5. С. 17-26.
Рекомендуем посмотреть:
Социально-педагогический потенциал учебных предметов по ФГОС
Развитие коммуникативной компетентности - одно из основных требований ФГОС
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе с презентацией. Одежда
ФГОС в школе