Социально-педагогический потенциал учебных предметов по ФГОС
Формирование социальных способностей как составляющих общих способностей чаще всего рассматривается в рамках психолого-педагогической развивающей работы. Однако выстраивание гармоничных отношений личности с окружающим социумом является важной социальной проблемой, поэтому наиболее адекватными для развития социальных способностей нам представляются средства и методы социально-педагогической работы.
В современных условиях потребность в социально-педагогической теории и практике усилилась, потому что, с одной стороны, усиливается роль социальных факторов в жизни общества и отдельных людей, а с другой – не уменьшается, а увеличивается количество детей и взрослых, которые нуждаются в социальной защите вообще, в оказании социально-педагогической помощи в частности. Особое значение имеет деятельность педагога в начальной школе, где учеба (как ведущий вид деятельности) является основным источником всех успехов и неудач.
В связи с этим, социальный педагог в своей работе, организуя социальное пространство младших школьников, должен учитывать потенциал образовательной среды для построения межпредметных знаний, умений и навыков.
В широком смысле деятельность социального педагога направлена на «создание реальных условий для претворения в жизнь масштабных социальных программ гуманистической направленности, позволяющих привести в движение стимулы развития общественных инициатив, полноценно использовать возможности семьи, образовательных учреждений, других социальных институтов и служб в обеспечении прав и благосостояния личности, повышении качества жизни» (5).
Таким образом, социально-педагогическая деятельность должна объединять педагогические и воспитательные воздействия для благоприятного социального развития личности школьника.
Важность социального развития личности подчеркивается Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения для начальной школы. В его основе лежит системно-деятельностный подход, который, в частности, предполагает, «переход к стратегии социального проектирования и конструирования к системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся» (3).
В Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения особое место отведено “универсальным учебным действиям” (далее – УУД) в системе начального общего образования. Исходя из предложенной концепции модели развития УУД, о которых говорят авторы стандартов второго поколения, их суть заключается в овладении ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, т. е. способности субъекта к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. Авторы отмечают, что УУД носят метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного, познавательного развития и саморазвития личности, лежат в основе организации и регуляции деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания, обеспечивают усвоение учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося (4).
В связи с этим представляется важным усиление социально-педагогических функций учебных дисциплин школьного цикла, а также сопровождение социального развития личности каждого школьника в деятельности социального педагога. Данная задача будет соответствовать возрастным особенностям школьного возраста, а также согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования.
Условия полноценного использования социально-педагогичекого потенциала учебных предметов рассмотрены Л.В. Байбородовой (1). К ним относится: усиление воспитательных аспектов содержания учебного материала, развитие межпредметных связей, формирование субъектной позиции учащихся в учебном процессе, которая является результатом, условием и средством индивидуально-ориентированного обучения и воспитания, сотворчество участников учебного процесса, использование воспитательного потенциала среды в учебном процессе.
Проанализируем социально-педагогический потенциал конкретных учебных предметов начальной школы и их роль в формировании социальных способностей младших школьников.
Социально-воспитательная функция дисциплины «Русский язык» сформулирована в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Она раскрывается через основную языковую функцию преемственности поколений в социально-культурном опыте общества (М.Т. Баранов, А.И, Власенков, В.Г. Горецкий, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, С.Г. Макеева, Т.Г. Н.Н. Светловская, Г.А. Фомичева). Социальная значимость данного предмета заключается в формировании у младших школьников представления о русском языке как языке Отечества в лексико-семантическом плане, постижении детьми языка через истолкование социально-этических понятий, этикетных выражений с установлением исходной предметной отнесенности словесных значений как «истинных» смыслов, анализ лексического значение в семантико-стилистических оттенках, а также развитии отношения к русскому языку как общечеловеческой ценности, необходимой для социального взаимодействия.
Содержание текстов и упражнений, включенных в учебники, оказывает влияние на формирование социально значимых представлений и понятий, вызывает эмоциональные переживания детей, осмысление и оценку поступков и действий людей.
Направленность курса «Литературное чтение» на социальное развитие школьников отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и подчеркивается многими педагогами и методистами начального обучения русскому языку. Литературное чтение – один из основных предметов в системе социального воспитания и формирования социальных способностей младшего школьника. Наряду с русским языком, он способствует общему, в том числе и социальному развитию и воспитанию ребенка (М.П. Воюшина, Л.Г. Молдавская, Г.М. Первова, В.Е. Пугач, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская, Н.М. Свирина, Н.Н. Сметанникова, Т.С. Троицкая). Данная дисциплина способствует сохранению и передаче нравственных ценностей и традиций национальной и мировой культуры, формирует потребность в саморазвитии. Учебники по чтению содержат материал, необходимый для формирования у школьников социальных представлений и понятий. В ходе изучения материала учащиеся накапливают большой объем социально-нравственных знаний и обогащают опыт поведения.
Литературное чтение позволяет выстраивать межпредметные связи курсов русского языка, окружающего мира, искусства и труда и др. На его основе можно выстраивать вариативные курсы, интегрирующие учебную и внеучебную деятельность за счет школьного компонента и дополнительного образования. Такие занятия будут способствовать организации опыта значимых взаимоотношений в классном коллективе, созданию системы педагогического стимулирования младших школьников к реализации норм социально значимого позитивного общения.
Расширению речевых возможностей и потребностей способствует курс «Иностранный язык». Помимо приобретения начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, младший школьник в ходе изучения данной дисциплины должен сформировать дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором, образцами детской художественной литературы.
Содержание курса «Математика» ориентировано Федеральным государственным образовательным стандартом на формирование и использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, овладения пространственного воображения и математической речи, моделирования реальных явлений окружающей действительности. Социальная направленность данного курса проявляется в воспитании интереса к математике, стремлении использовать математические знания в повседневной жизни, возможности осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы.
Большое значение в формировании социальных способностей имеет курс «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». В ходе его изучения у младших школьников формируются основы экологической и культурологической грамотности, целостная картина мира и осознание места в нем человека. Специфика предмета заключается в том, что он имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания. Дисциплина «Окружающий мир» дает интегрированные знания о человеке, его взаимоотношениях с социальной и природной средой, дает возможность увидеть своеобразие человека как биологического и социального существа (Гирусов Э.В., , Григорьянц А.Г., Малкина Л.Г., Смольянинов И.Ф., и др.).
Блок дисциплин «Искусство» представлен ФГОС такими предметами, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура». Все они вносят большой вклад в формирование социальных способностей. Так, направленность курса «Изобразительное искусство» заключается в воспитании эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведения профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, многонациональной культуре.
Направленность музыкального воспитания на формирование социальных способностей в соответствии с ФГОС проявляется в развитии у школьников эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, чувства коллективизма, воспитания музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств.
Курс «Технология» предполагает включение детей в различные виды социально значимой общественной и личностно значимой деятельности, расширяющей их опыт интеллектуального и физического труда на базе школы и учреждений дополнительного образования. Социальные способности в рамках данного предмета формируются посредством получения первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, приобретении начальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Значение «Физической культуры» в развитии социальных способностей определяется в контексте овладения умениями организации собственной здоровьесберегающей жизнедеятельности, возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для преодоления естественных и искусственных препятствий безопасными способами, соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности, наблюдения за собственным физическим развитием.
Большой потенциал блок «Искусство» имеет для организации межпредметных связей уроков музыки, литературного чтения с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий) (2). Содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, математика для расширения и углубления знаний о физической культуре, закрепления общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
Итак, проведенный нами анализ Федерального образовательного стандарта нового поколения для начальной школы позволил выявить социально-педагогический потенциал изучаемых учебных предметов. Его необходимо использовать как внутренний резерв для формирования социальных способностей младших школьников. Социальный педагог, находящийся «над» предметной деятельностью учителя, способен организовать развитие социальных способностей не на уровне внутрипредметных связей (что осуществляется учителем начальной школы), а на более высоком уровне меж- (транс-)предметных связей. Он должен усиливать воспитательную составляющую учебных предметов, создавать условия для развития субъектности каждого ребенка. Важным при этом является использование инновационных форм и методов работы, направленных именно на формирование социальных способностей (активные методы обучения, методы группового взаимодействия) на мотивационном, когнитивном и поведенческом уровнях.
Список литературы:
1. Коротина Ю.В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2011.
2. Перспективы развития общего начального образования в России / сост.: Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е., Пышкало А.М. – М., РАО, 1994. – 278 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». – Электронный ресурс. /standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
4. Федосова Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. – Электронный ресурс. .menobr.ru/materials/307/5634/
5. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика. – 1994 - №6.
Рекомендуем посмотреть:
Классификация нетрадиционных уроков
ФГОС в колледже
Развитие коммуникативной компетентности - одно из основных требований ФГОС
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе с презентацией. Одежда
Похожие статьи:
Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения