Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Развитие коммуникативной компетентности – одно из основных требований ФГОС.
Салтыкова Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области»
Представьте такую картину: ребёнок у телевизора, ребёнок с планшетом, ребёнок с телефоном, учащийся у компьютера… Какая проблема может скрываться за этой привычной картинкой из обычной жизни школьника? Здесь кроется противоречие:
- с одной стороны, компьютерная грамотность, с другой, речевая безграмотность,
-умение быстро найти любую информацию и неспособность ее проанализировать, выбрать важное, понять суть,
-желание общаться «виртуально» и трудности в организации живого диалога со сверстниками.
Как выдумаете, в чем причина такого противоречия? По-моему, причина кроется в следующем:
-отсутствие условий, требующих от учеников речевой активности;
-снижение требований соблюдения грамматических норм;
-низкий уровень читательской культуры, бедный словарный запас.
Проблема культуры речевого общения школьников – одна из самых важных сегодня. ФГОС ООО обращает особое внимание на развитие коммуникативной компетенции школьников – «способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения». Использование языка как средства общения требует от каждого человека знания правил и соблюдения норм.Учитывая это, я хочу обобщить опыт по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы, проанализировать используемые методы и приемы.
Разрабатывая методику и технологию работы по формированию коммуникативных компетентностей учащихся, я опиралась на положения ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков. Изучению роли речевой среды и способов ее формирования у детей посвящены работы известных филологов: Ф.И.Буслаева, И.И. Срезневского. Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессоров кафедры методики преподавания русского языка МГПУ А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой. В основу опыта положены также идеи ученого-методиста Л.С.Выготского (деятельностный подход к обучению). Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется В.А. Болотовым, Г.В. Селевко.Разработчики программ Т.А. Ладыженская, М.М.Разумовская построили систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений.
Сегодняшние ученики чаще всего испытывают трудности в речевом общении, не всегда могут четко и правильно выразить свои мысли, подобрать аргументацию, выстроить рассуждение по заданной теме. Поэтому целью уроков русского языка и литературы считаю создание оптимальных условий для формирования у учащихся
различных коммуникативных и языковых компетенций:
• понимание темы сообщения или текста, логики развития мысли;
• извлечение нужной информации (полной или частичной);
• проникновение в смысл высказывания;
• формирование навыков изучающего чтения;
• ведение диалога и выстраивание монологических высказываний в устной и письменной формах.
Для формирования коммуникативной компетенции на своих уроках я применяю различные активные и интерактивные методы обучения: работа с текстом; учебный диалог;доклады, сообщения, учебные исследования и учебные проекты; ролевые игры; обсуждения, дискуссии, диспуты; творческие работы и т.д.
В своей работе с учащимися на уроках литературы я часто использую форму учебного диалога. Самый распространенный вид – диалог по прочитанному. Чтобы научить ребят размышлять над текстом, применяю приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал английский философ Френсис Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.
"Тонкие” вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа,вопросы репродуктивного плана.
Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)
Что?
Когда?
Как звать ...?
Было ли ...?
"Толстые” вопросы
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему, вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Что, если ...?
Может ...?
Будет ...?
Мог ли ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Например, учениками 5 класса при знакомстве с рассказом И.С.Тургенева «Муму» на этапе осмысления самостоятельно были сформулированы следующие вопросы:
Зачем барыне нужна была Муму?
Почему барыня приказала утопить Муму?
Почему Герасим сам утопил Муму?
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения или учебной статьи является для учителя способом диагностики не только знаний ученика, но и умения понимать прочитанное. Вопрос, заданный учеником, демонстрирует уровень его погружения в текст. Работу с "тонкими” вопросами ученики могут продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр, викторин. "Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.
Особый вид работы - ролевые игры, когда учащиеся примеряют на себя роль учителя, корректора, исследователя, историка, литератора. Они должны понимать сущность заданной роли, действовать в ее рамках. Например, в роли учителя отвечать на вопросы учеников. Сложность данного вида работы для учащихся: вопрос надо услышать, понять и дать правильный ответ.Обычно на уроках литературы я использую такую индивидуальную форму работы, как подготовка исторических справок, сообщений о жизни и творчестве писателей, анализ иллюстративного материала. Например, при изучении рассказа «Муму» И.С.Тургенева учащимся были предложены следующие работы:
- историческая справка «Жизнь людей в эпоху крепостного права»;
-сообщения «Детство И.С.Тургенева», «Спасское-Лутовиново», «Иллюстрации к рассказу «Муму» И.С.Тургенева», «Реальная основа рассказа «Муму».
При выполнение такого задания учащемуся необходимо отобрать нужный материал, адаптировать его к восприятию, суметь его представить.
Более сложной формой работы является подготовка докладов, проведение учебных исследований и подготовка групповых и индивидуальных проектов. Традиционно в нашем лицее проходит научно-практическая конференция "Первые шаги", на которой учащиеся представляют проекты. Мои ученики провели исследования и защитили работы по следующим темам: "Домашняя библиотека: вчера, сегодня, завтра", "Пословицы и поговорки в речи современного школьника", "Крылатые выражения в баснях И.А.Крылова". В настоящее время готовится групповой проект «Как много в этом слове. Звук».
Раскрыть творческий потенциал учащихся, заставить активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли позволяет использование нетрадиционной формы уроков.Уроки – дискуссии, диспуты, «круглые столы» позволяют сформировать умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, развивать креативность мышления, толерантное отношение к позиции других. Например, на уроке-дискуссии по русскому языку в 7 классе «Нужно ли говорить правильно» были организованы группы «Противники нормы» и «Защитники нормы», что позволило создать условия для речевого общения учащихся.
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Все названные интерактивные методы и приемы по формированию коммуникативных компетентностей опираются на работу с текстом как основной дидактической единицей.
Осмысливая тему и основную мысль текста, ученик учится:
• отбирать и систематизировать материал,
• составлять план,
• пользоваться различными типами речи,
• строить высказывание в определенном стиле,
• отбирать языковые средства,
• совершенствовать высказывание.
Данный вид деятельности не только служит формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».
Работа по формированию коммуникативных компетентностей очень важна. Но возникает вопрос, как проверить ее результативность. Начиная работу над данной темой, я запланировала и провела в 5 классе диагностики по выявлению коммуникативных умений и ценностей, предложенные доктором педагогических наук И. Н. Чередовым. (см.Приложение) Сравнение результатов показало, что проводимая мною работа по формированию коммуникативных компетентностей дала положительную динамику.
Коммуникативная компетентность - одна из важных составляющих изучения всего школьного курса русского языка и литературы. Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.
Литература:
1. Выготский Л.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. – М., 1956
2. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4-11 классов.- Волгоград: "Панорама", 2006.
3. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.
4. Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143
5. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.- М.:АРКТИ, 2007.
6. Сорокопытова О.Г. « Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (интернет-ресурс, размещение:
http://www.edu.ru.)
7. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте.– СПб., 1899;
8. Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка. - РЯШ №6, 2002.
9. Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. – Курск, 1994.
Приложение
Диагностика
по выявлению коммуникативных умений и ценностей
(доктор пед.наук И.Н.Чередов)
Лист самодиагностики
(деятельностно-коммуникативная)
Размышляя о своем речевом участии на уроке по данному предмету, ты понимаешь, что что-то тебе дается легко, а что-то с трудом. Ты можешь рассказать о своих трудностях. Напротив предложений поставь цифры знак “+”, в зависимости от того, насколько ты считаешь, данное умение проявляется или не проявляется.
Отвечай честно и откровенно. Помни: трудности могут быть у каждого. Определив трудности, легче их преодолеть.
Коммуникативные умения
Сделать это мне . . . Скорее тяжело Скорее легко
1. Сделать устное сообщение на лингвистическую тему
2. Составить план текста
3. Пересказать текст
4. Ответить на вопрос устно
5. Написать изложение
6. Написать сочинение
7. Вести диалог
8. Владею этикетными средствами языка
9. Определить свои удачи (неудачи)
10. Анализировать и оценивать ответ
11. Писать отзыв
12. Использовать в речи новые слова
Лист самодиагностики
(ценностно-ориентационная)
Коммуникативные ценности “да” “нет” “не знаю”
1. Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным
2. Я владею культурой общения
3. Я могу испытывать чувство гордости за успехи одноклассников
4. Я могу признать свою ошибку
5. Я могу доказывать свою точку зрения
6. Делаю выводы.
Лист самодиагностики
(предметно-информационная)
Коммуникативные ценности “не знаю” “Знаю, но не твердо” “знаю хорошо”
1. Определение текста, структуры текста
2. Стили речи и их особенности
3. Способы и средства связи предложений в тексте
4. Определение диалога и монолога
5. Способы передачи чужой речи
6. Определение прямой и косвенной речи
Рекомендуем посмотреть:
Социально-педагогический потенциал учебных предметов по ФГОС
ФГОС в колледже
Развитие коммуникативной компетентности у обучающихся 4-го класса с синдромом дефицита внимания и ги
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе с презентацией. Одежда
Похожие статьи:
Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми