Сравнительно-исторический метод в языкознании в работе с одаренными детьми

Автор: Оксана Владимировна Санникова, учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 город Асино,  Томская область

Описание материала: предлагаю теоретический и практический материал, который будет полезен как педагогам, так и обучающимся, интересующимся вопросами языкознания. Практический материал, представленный в работе, можно использовать при подготовке детей к олимпиадам. Данные задания формируют навыки сравнительного анализа, развивают познавательную активность.

Подобно тому, как квалифицированный ювелир

может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант,

благодатная окружающая среда

и квалифицированное педагогическое руководство

способны превратить дар в выдающийся талант.    

А.И.Савенков

Вопросам работы с одаренными детьми в настоящее время уделяется особое внимание. В обществе возросла потребность в гражданине с активной жизненной позицией, способном адаптироваться в этом современном мире.

Целью работы с одаренными детьми является максимальное выявление и развитие творческих способностей обучающихся, развитие их интеллектуально-творческого потенциала. Исходя из актуальности данной проблемы я как учитель, ставлю перед собой цель: не только научить определённым универсальным  умениям и навыкам, но и развивать в ребёнке познавательную активность, инициативность, на­править процесс обучения на развитие его личности, творческих способно­стей. Успешное достижение этой цели зависит от того, какие технологии, формы и методы обучения использует учитель, именно поэтому отдаю предпочтение деятельностному подходу, который позволяет использовать разные методы и приемы обучения, позволяет организовать работу с одаренными детьми.

Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на две группы: урочная деятельность и внеурочная. Остановимся на внеурочной деятельности, а именно на олимпиадах, поскольку они позволяют выявить способных и одаренных детей. Что же зависит от учителя в подготовке к олимпиаде? Развитие аналитических, творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста и многое другое.  При подготовке к олимпиадам различного уровня очень часто использую прием сравнения.

Прием  сравнения  даёт хорошие результаты, позволяет достичь поставленной цели. Его можно использовать на разных этапах урока (объяснение нового, обобщение, закрепление), при организации внеурочных занятий. Мои обучающиеся имеют призовые места в олимпиадах и конкурсах  разного уровня, научно-практических конференциях. Работу с высокомотивированными детьми начинаю с 5 класса, это и позволяет добиваться  высоких результатов.  Как же использую прием сравнения? Фрагмент одного из занятий поможет наглядно в этом разобраться:

1. Сравнение – это выявление существенных признаков сходства и отличия предметов, объектов, явлений.

Тема занятия  более широкая - сравнительно-исторический метод в языкознании.

Сравнительно-исторический метод – метод исследования, позволяющий выявить с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях. (Энциклопедический словарь).

Ребята пробуют самостоятельно определить цель нашего занятия. Использую, по необходимости, наводящие вопросы.

После работы по вопросам формулируется понятие: родственные языки

- это языки, у которых есть общий язык – предок. Как говорят лингвисты: родственные языки восходят к общему праязыку. Они имеют много схожих черт: одинаковые или похожие слова, грамматические правила и др.

Лингвисты, сравнивая языки, пытаются восстановить особенности родственных языков.

2.  Далее использую один из замечательных приемов, который детям помогает разобраться в некоторых особенностях языка.  (См. список литературы). Данный прием я нашла в разработке урока учителя русского языка и литературы Чумаковой  Ирины Евгеньевна. Именно её материал, представленный в сети интернет, подтолкнул меня к более глубокому изучению этой темы: слова в родственных языках не обязательно похожи. Различие в звучании слов, обозначающих почти одно и то же, могут быть очень большими. Но эти различия должны быть предсказуемыми. Попробуем в этом разобраться. 

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Диана Александровна Екимова # 24 марта 2014 в 22:27 0
спасибо очень интересно
Наталия Петровна Кера # 14 апреля 2014 в 18:17 0
Использование приемов сравнения на примере урока русского языка мне понравился.
Я использую такую форму работы и на своих уроках английского. Интересно было прочесть новую информацию.
Спасибо.
Марина Фёдоровна Анненко # 23 октября 2014 в 09:31 0
Хороший материал для оранизации исследовательской деятельности в области языкознания.
Лидия Арсентьевна Журавлева # 12 декабря 2014 в 20:18 0
Я обязательно использую ваш материал в работе.
Наталья Владимировна Насонова # 18 февраля 2015 в 15:21 0
Материал в статье познавательный и интересный. Тема обсуждаемая в статье актуальна, каждый подбирает свою методику ведения урока, все зависит от личных качеств и аудитории с которой предстоит работать. Часто на уроке приходится импровизировать, зная методику это удается без проблем. Многие моменты взяла на заметку, спасибо за обмен опытом.
Светлана Васильевна Садрутдинова # 9 марта 2015 в 21:41 0
Материал взяла на заметку, так как учащиеся часто участвуют в конкурсах и олимпиадах.
Узленко Зоя Анатольевна # 17 мая 2015 в 14:09 0
Оксана Владимировна,хотя я и не учитель-словесник,а преподаватель спец.дисциплин нас объединяет общая задача: поиск новых методов работы с одаренными детьми. Метод сравнительного анализа - один из основополагающих в научном исследовании,но я никогда не задумывалась о учебном его потенциале. Думается,что на уроках экономики(которую я с недавних пор преподаю) можно разработать на основе Вашей статьи задания повышенной сложности для способных студентов. В экономике есть немало аспектов,которые можно сравнивать, а главное - у студентов будет развиваться аналитическое мышление. Благодарю Вас за уникальную идею)
Ольга Васильевна Цесевич # 14 октября 2015 в 15:58 0
Спасибо за интересный и актуальный материал. Такие формы работы я тоже использую и на уроках русского языка,и на уроках литературы. К сожалению,в нашей общеобразовательной школе очень мало одаренных детей,в некоторых классах совсем нет. Приходится подбирать разные приемы,чтобы заинтересовать предметом.
Ирина Михайловна Куликова # 26 января 2016 в 16:39 0
Практический материал обязательно
использую при подготовке детей к олимпиадам. Очень интересны задания
для сравнительного анализа. Благодарю
Вероника Петрова # 15 февраля 2016 в 18:39 0
Интересно было узнать, как используются приемы сравнения на уроках русского языка!
Подобную форму работы я применяю на своих уроках английского, особенно она полезна для подготовки детей к олимпиадам.
Марина Николаевна Прикуле # 19 июля 2016 в 16:31 0
Материал занятия интересный, дает возможность поговорить с детьми о разных аспектах языкознания. Но рассчитан, действительно, на одаренных детей, хотя ряд примеров можно использовать и на уроках. Использование сравнения дает толчок мысли, воображению, логике, анализу. Спасибо за материал.