Конкурсы

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: Систематизация сведений о видах сложного предложения. Пунктуация в них».

Автор: Хабибуллина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы  Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения  «Гимназия № 125» г. Казань Республика Татарстан.

Анонс: конспект урока русского языка в 9 классе 3 четверть по теме  « Систематизация сведений о видах сложного предложения. Пунктуация в них»  основан на материале о таких народных праздниках, как Масленица и Науруз. Данный урок  будет интересен практикующим учителям , так как несет большой воспитательный момент при формировании  культурологической компетенции школьников на основе народных  праздников, формирует толерантность.

Конспект урока русского языка в 9 классе.

Тема: « Систематизация сведений о видах сложного предложения. Пунктуация в них».

Дата: 21. 03. 2013

Цель:  повторение и обобщение всех  видов сложных предложений

Задачи:

1) совершенствовать знания о сложноподчиненных предложениях;

2) обобщить знания учащихся о классификации сложных предложений;

3) развивать умения отличать одни сложные предложения  от других видов сложных предложений;

4) воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, любовь к истории родной земли

Оборудование: учебник, компьютер, карточки для самостоятельной работы

Форма урока: интегрированный урок.

Тип урока: закрепление изученного  материала.

Ход урока.

1. Орг. момент  

2. Словарно-орфографическая работа. 

– вставьте пропущенные буквы.

Шум пер..она, узнать о в..кансии, сильное чу..ство, серебря..ый браслет, пр..екты работ, путевой обхо..чик,  п..ссимизм,  уютная гости..ая,   ра..тратить средства, активный о..дых, выпекать в духо..ке, лёгкое пр..косновение, ст..реть пятно.

– прочитайте слово, получившееся из вставленных букв.

РАВНОДЕНСТВИЕ

 - что такое равноденствие?

3. Лексическая работа

Равноденствие – время в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова.

День весеннего равноденствия -

Удивительное явление.

Хороши для природы условия -

Происходит ее пробуждение.

Первый гром прогремел так стремительно,

Зелени началось прорастание.

Все вокруг красоты ослепительной,

Чистотой дышит луч мироздания!

- Почему мы сегодня говорим о равноденствии, кто догадался? (Сегодня,21 марта, - день весеннего равноденствия) 

- Да, сегодня день весеннего равноденствия.

4. Объявление темы урока.

- запишите число классную работу

- Сегодня на уроке мы повторим виды сложного предложения.

5. Работа над эпиграфом к уроку.

- В этот день на Руси говорили:

Коли облака высоко и плывут по небу быстро, погода будет доброй.

Коли же в мартовскую метель снег ляжет на поля волнами да буграми, это обещает хороший урожай овощей в огороде и яровых хлебов.

- определите тип предложений(сложные)

- как определили? (2 грамматические основы)

6.  Актуализация опорных знаний.  

– Проверим, готовы ли мы к работе.

Какие предложения называются сложными?

Какие предложения называются простыми?

Какие предложения называются бессоюзными?

Какие предложения называются союзными?

На какие группы делятся союзные предложения?

Какие предложения называются сложносочиненными?

Какие предложения называются сложноподчиненными?

Назовите союзы, которые служат для связи простых предложений в составе ССП, СПП

Назовите союзные слова, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.

Какие слова употребляются и как союзы, и как союзные слова?

Как различать подчинительные союзы и союзные слова?

Какие  союзы используются в ССП?

Какие группы сложноподчиненных предложений знаете?

7. Работа над текстом

а) прочитайте текст, озаглавьте его.

(1) С незапамятных времен люди выделяли Солнце и Луну среди всех других светил, потому что жизнь человека всегда была связана с солнцем. (2) И тогда, когда наши далекие предки прятались от своих многочисленных врагов в пещерах и выходили из них только при свете солнца. (3) И много позже, когда для земледельцев и скотоводов весеннее солнце пробуждало природу. (4) А вместе с ней и мечты о новом урожае. (5)С древних времен у всех народов день весеннего равноденствия почитался за главный праздник бога-Солнца.

(6) В день весеннего равноденствия Солнце на всей Земле восходит точно на востоке, а заходит точно на западе. (7) На полюсах в этот день Солнце движется точно по горизонту в течение суток, при пересечении  точки небесной сферы наступает астрономическая весна в северном полушарии Земли. (8) Это - день весеннего равноденствия, а в южном полушарии наступит осень. (9) В этот день на всей Земле продолжительность дня и ночи одинаковы, но на самом деле, в день весеннего  равноденствия день все-таки чуть длиннее ночи. (10) Когда в северном полушарии Земли в день весеннего равноденствия наступает астрономическая весна,  в южном наступает астрономическая осень. (11) С увеличением длины светового дня оживает вся природа, а земля словно просыпается после долгого тяжелого зимнего сна. (12) Недаром в разные времена у разных народов северного полушария этот день считался не только началом весны, но и началом новой жизни, воскрешением.   (13) Существует  множество древних мифов и различных праздников, которые приурочены ко дню весеннего равноденствия.
б) Определите виды сложных предложений.

(1,2,3, 10,13 – СПП, 7 – БСП, 8,9,11 – ССП)

в) Объясните знаки препинания в первом и шестом предложениях.

г) Составьте схему любого сложноподчинённого предложения.(на доске)

д) Выпишите 6 слов с разными орфограммами.(в тетрадь). Прочитайте.

е) Определите способ образования слова « астрономическая» (суффиксальный)

ж) выпишите номер сложноподчиненного предложения с придаточным   причины(1)

8. Слово учителя:

-Многие народы сохранили день весеннего равноденствия как праздник в календаре. Например, на фарси он называется Навруз, что означает «новый день». Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его отмечают как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы. В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а 21 марта - выходным днем. В Японии отмечают день весеннего равноденствия - Сюмбун но хи. Недельный период, начинающийся за три дня до весеннего равноденствия, называют Хиган. В это время японцы посещают могилы предков, а в садах зацветает сакура.  Но кроме Навруза, праздновали в этот день ещё один праздник - -Комоедицу или Масленицу.

Комоедица, Масленица

В  Древней Руси в день весеннего равноденствия праздновали Масленицу или Комоедицу. Да-да, Масленица! И не говорите мне, что блины в этом году вы уже ели. Это сейчас.

Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока христианским великим постом, который был несовместим с масленичным разгулом. Пост подчинялся подвижному пасхальному календарю, поэтому сроки языческой масленицы изменчивы. Теперь  этот знаковый для русских славян праздник иногда перемещается практически на зиму  и печь блины, которые символизируют приход весны и настоящего Солнца-Ярилы, приходится практически зимой.  Первоначальный же срок непотревоженной масленицы — весеннее равноденствие - 21 марта.

9. Самостоятельная работа (по методичкам)

А) работа по тексту

(1) На число сорок и название этого праздника указывает языческая традиция   в которой упоминается    что именно такое количество темных сил сковывает землю на протяжении всей Зимы. (2) В этот день с самого утра наши предки должны были сломать 40 дощечек  разорвать 40 шнурков  символизирующих собой силы  которые заморозили Матушку-Землю. (3)Такими действиями человек показывал  что он сильнее злых Духов  что Весна его полностью поддерживает.

1) расставьте знаки препинания, определите типы сложных  предложений 

____________________________________________

2) напишите номер предложения, осложненного причастным оборотом 

__________________________________________

3) напишите номер СПП с придаточным определительным 

____________________________________________________

4) напишите номер предложения с придаточным изъяснительным

______________________________________________

5) выпишите из 2 предложения все местоимения 

____________________________________________________________

6) определите морфологическую характеристику слова СИЛЬНЕЕ из 3 предложения  

______________________________

7) определите грамматическую(ие) основу(ы) из  3   предложения

_______________________________________________                                                                                                                      

8) замените словосочетание ЯЗЫЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. __________________________________________________________________________

9) найдите предложение с однородными членами, напишите его номер _________________________________________

10) найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер предложения. _____________________________________________________

11)  выпишите из 1-3 предложений действительное причастие настоящего времени. __________________________________________________________________________

Б)  Работа по таблице

Заполнить таблицу

 

ССП

СПП

БСП

Средство связи

союзы

союза

Знаки препинания

Союзы(примеры)

 

 

 

Виды

 

 

 

примеры

 

 

 

Проверка

(1) На число сорок и название этого праздника указывает языческая традиция,   в которой упоминается ,  что именно такое количество темных сил сковывает землю на протяжении всей Зимы. (2) В этот день с самого утра наши предки должны были сломать 40 дощечек, разорвать 40 шнурков,  символизирующих собой силы, которые заморозили Матушку-Землю. (3)Такими действиями человек показывал,  что он сильнее злых Духов, что Весна его полностью поддерживает.

- расставьте знаки препинания, определите тип сложного предложения

- напишите номер предложения, осложненного причастным оборотом (2)

- напишите номер СПП с придаточным определительным(1, 2)

- напишите номер предложения с придаточным изъяснительным (3)

Таблица

Творческая работа.

- Используя разные виды предложений, напишите сочинение-миниатюру: «Народные праздники — часть культуры страны».

Итог

Домашняя работа

• Написать 10 предложений на тему «Роль сложных предложений в речи»

•  Написать рассказ на тему «Науруз»

• Упражнение №  154 с.74

Дополнительный материал

1) Взрослые закликали весну на пригорках, пели веснянки.

2) Дети с «жаворонками» залезали на повети, крыши, деревья.

3) Там, где не было возвышенностей, обряды встречи весны обычно проходили на первой проталине.

4) Считали, на счастье, проталинки, «если до сорока досчитать, то по весне горя не знать».

5) После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».

6) Или печенье раздавали детям со словами со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» - тем самым благославляя детей.

7) Ребята это печенье крошили, разбрасывая на 4 стороны птицам на корм.

8) С помощью подобных птичек выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, и мужчины, не зависимо от возраста, вытаскивал себе печенную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригорошни зерен во время начала посева.

9) С Сороками в народе связано очень много примет.

10) Если на Сороки был морозный день — говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов.

11) Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта — начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля — начало мая).

12) Например, ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну.

13) Также важное значение имел прилёт долгожданных птиц.

14) Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства.

15) В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.

16)Во что Сороки, в то и Петровки (с 12 июля, сенокосная пора).

17) С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов.

18) Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Зачёт-практикум по русскому языку в 9 классе

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Надежда Григорьевна Кириличева # 11 февраля 2014 в 20:56 0
Ирина Николаевна, хороший рабочий конспект урока-практикума. Много дополнительного разнообразного материала. Заполнение таблицы поможет систематизировать знания учащихся. Воспитательные задачи решаются путем привлечения материала о народных праздниках.Спасибо!
Любовь Сергеевна Резанова # 1 мая 2014 в 19:27 0
Хороший интегрированный познавательный урок. Особенно хочется отметить воспитательный момент. Спасибо!
Алена Геннадьевна Варфоломеева # 22 июля 2014 в 08:46 0
Хороший урок, развивающий творческие способности учащихся, воспитывающий интерес к народной культуре. Учитель уделил большое внимание подготовке заданий, карточек, дополнительного материала. Благодарю!
Подольская Ирина Александровна # 3 августа 2014 в 09:49 +1
Ирина Николаевна, Вы молодец. Подготовили хороший, качественно проработанный конспект урока. Темп урока, наверное, превосходный!? Столько заданий. Понравилось, что урок связан одной лексической темой, к вопросам даны ответы. Подобный конспект урока будет интересен как молодому специалисту, так и со стажем. Правда, при внимательном изучении Вашего конспекта (еще раз хочу сказать хорошего)появились вопросы: - Ирина Николаевна, Вы вопросы планировали только на знание материала (актуализация знаний)? - В теме урока написано "...Знаки препинания." Наверное, это слишком большое повторение. Всегда у моих детей возникают трудности с выбором постановки двоеточия и тире. Возможно, все это вы в достаточной мере отработали на других урока. Творческих успехов. С уважением ИА
Анна Анатольевна Копорова # 13 октября 2014 в 22:48 0
Закрепление любой темы обязательный аспект в обучении. Ваш урок практической направленности доказывает это. Изучении СПП довольно сложный материал, а у Вас все предусмотрено и к подготовке к ГИА. Очень четко можно проанализировать знания детей, выявить затруднения и оказать помощь. Очень понравилось, спасибо!!!
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 18:34 0
Очень понравилось, что на уроке идет не только отработка сложного предложения, но и словарная и лексическая работа - это важно!
Елена Александровна Бурлуцкая # 3 ноября 2014 в 13:50 0
Это сложное сложное предложение. Необходимо много над ним работать, спасибо за помощь.
Людмила Михайловна Колмакова # 9 ноября 2014 в 12:55 0
По поводу сложного предложения всегда много вопросов. Для открытого урока эту тему всегда стараешься обойти стороной. Если для каких-то детей этого материала много, можно сократить, а так, вообще, спасибо за разработку.Здесь Вами всё учтено.
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 14 ноября 2014 в 06:05 0
Продуманный урок, тема очень сложная! Смелое решение взять эту тему для открытого урока! Спасибо за разработку!
Ирина Александровна Дингес # 22 ноября 2014 в 17:48 +1
Прекрасно разработанный урок.Выполнен большой объём работы. Умение связать традиции и методику всегда актуально.Ведь вы не просто знакомите с темой урока, но и с традициями народа. Спасибо!
Надежда Николаевна Николькина # 25 ноября 2014 в 19:23 0
Очень интересный материал используется.Хорошая подготовка к сдаче экзамена, много практических упражнений: и работа с текстом, и самостоятельная работа. Всё на одном уроке довольно сложно повторить, хотя всё зависит от уровня подготовки класса. Спасибо!
Тамара Викторовна Сергеева # 27 ноября 2014 в 22:22 0
Урок замечательный! Обязательно проведу в своих 9а и 9б. Хорошо, что в материал урока включены вопросы о традициях, обычаях разных народов.Это важно сейчас, когда мы говорим о событиях на Украине и видим в классах обожженные войной глаза детишек-беженцев с Украины.Спасибо! А Казань люблю, это замечательный город расцвел масштабно! В Казани я училась в КГПИ, там прошли мои лучшие годы-студенческие!Там лучшие школы и хорошие учителя!!! Спасибо Вам, Ирина Николаевна, творческих успехов!
Людмила Александровна Ерёмина # 29 декабря 2014 в 15:15 0
Ирина Николаевна, спасибо, что на своих уроках знакомите ребят с традициями русского народа (сейчас это очень важно нам всем!)Разнообразие форм работ, связанных в большинстве случаев одной лексической темой - это здорово. Возможно, какие-то виды заданий я для своих уроков по обобщению темы и возьму, но практики мне показалось маловато. Это урок в 9кл.(выпускники!), мне кажется постановку знаков препинания надо отрабатывать активнее,т.к. тема сложная и обособление придаточных частей, постановку тире и двоеточия далеко не все хорошо усваивают и путаются. Написать миниатюру в конце урока для тех, у кого впереди ОГЭ и ЕГЭ, "маловато будет". Спасибо!
Ирина Александровна Кириенко # 19 января 2015 в 10:41 0
На уроке идет опора на задания ОГЭ. Много взято информации, задания разнообразные. Разработка интнресная.
Усманова Римма # 1 марта 2015 в 21:14 0
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Систематизация сведений о видах сложного предложения. Пунктуация в них» составлен на едином тематическом материале. Представлены разные виды деятельности на уроке. Ведётся планомерная работа по подготовке ОГЭ. Хорошо организованы этапы урока по развитию речии и лексической теме. Урок методически выдержан, конкретно направлен на решение поставленных задач! Ирина Николаевна, продолжайте творить!
Вера Сампиловна Гарматарова # 13 марта 2015 в 09:56 0
Прекрасный материал. Грамотно разработанный урок. Спасибо!
Абдыхаймова Бейсенкуль # 2 июля 2015 в 09:40 0
очень содержательный материал. Такой урок интересно проводить с сильными учениками.
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 20:34 0
Качественно разработанный материал. Задания направлены на подготовку к ГИА. Хорошие тексты. Все выстроено лаконично, грамотно. Есть дополнительные задания для сильных ребят. Спасибо за работу.
Ирина Геннадьевна Фефелова # 29 августа 2015 в 20:55 0
Согласна, урок для сильного класса. Современная "задумка": связать общей темой все этапы урока. Молодец!Такие уроки надолго остаются в памяти учеников. Они интересны и требуют большой подготовки учителя. Спасибо.
Алена Витальевна Гайсина # 7 октября 2015 в 15:36 0
Содержательный урок, который развивает умение учиться, а именно сравнивать, обобщать, анализировать. Очень много приемов использовано педагогом, что тоже требует современный урок.Спасибо)))
Ирина Васильевна Рыбаченок # 3 ноября 2015 в 17:57 0
Спасибо за хорошую разработку урока, Ирина Николаевна! Повторили и орфографию, и лексику, и синтаксис, и пунктуацию. Интересный переход от орфографической разминки к содержанию урока. А какой культурологический аспект! Всё продумано: и качественные тексты, и разные задания, и разные виды деятельности предусмотрены. Да ещё и к ОГЭ успели материал повторить! Урок, наверное, на одном дыхании проходит, и темп хороший (зевать некогда).
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:21 0
Урок продуманный, содержательный. Очень грамотно выстроен. Интересный подход, дети будут заинтересованы в течение всего урока. Спасибо за материал.
Ирина Александровна Моисеева # 15 марта 2016 в 19:02 0
В освоении сложного предложения возникает обычно много трудностей. Хотя и говорим о них, начиная с пятого класса, а потом подробно еще в девятом, ошибок именно в разграничении разных видов предложений по результатам экзамена предостаточно. Поэтому очень полезно было ознакомиться с предложенной разработкой
Татьяна Николаевна Колесникова # 8 мая 2016 в 15:11 0
Прекрасный урок!!!!! Очень полезная разработка! Хочу сказать, что Вы учли возрастные особенности и разработали сложный материал в доступной форме. Тема усваивается легко. Спасибо! Обязательно буду применять в своей работе.
Наталья Сергеевна Алексеева # 13 июня 2016 в 18:09 0
Четко прослеживается методика работы учителя по изучению теоретического материала по теме
Структура данного урока соответствует его цели и типу.
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 17:28 0
Данная работа является актуальной в свете перехода на ФГОС . Автор проявил знание материала, научной литературы, сетевых ресурсов. Необходимо отметить четкость изложения материала, правильность формулирования целей, задач, выдержан научный стиль изложения материала. Учтены возрастные особенности, сложный материал изложен в доступной форме. Практическая направленность работы актуальна. Оформление работы соответствует всем требованиям. Большое спасибо за прекрасный материал!
Марина Николаевна Прикуле # 23 июля 2016 в 15:06 0
Систематизация знаний учителем четко сконструирована, продуман каждый этап, в конце урока закономерно предполагается самостоятельная работа, которая покажет учителю, насколько каждый ученик усвоил эту сложную большую тему. Радует предложенный учащимся выбор домашнего задания, рассчитанный на личностные особенности и интересы детей. И конечно, очень понравилась работа по воспитанию у учащихся патриотических чувств, уместному обращению к истории и культуре русского народа. Спасибо.
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 10:45 0
Хочется особенно отметить воспитательное значение всех этапов урока, разнообразие форм работы с учащимися. Материал не требует никаких дополнений. Оформление работы соответствует всем требованиям. Спасибо огромное!
Манар Аманконысовна Нуриева # 13 октября 2016 в 19:10 0
Урок очень насыщенный разными видами работы, продуман каждый этап урока, четко и ясно сформулированы и темы и цели урока. Спасибо за отличную кропотливую работу
Ольга Владимировна Волкова # 23 октября 2016 в 22:32 0
Уважаемая Ирина Николаевна!Замечательный конспект урока для обучающихся 9 класса. Впервые встречаюсь с таким богатым материалом, основанным на народных праздниках. Особенно важен воспитательный характер. Урок выстроен четко и грамотно. Предусмотрены разные виды деятельности обучающихся во время урока, великолепные тексты, разнообразные задания.Спасибо за такой богатый материал.
Нина Сергеевна Тарасова # 14 ноября 2016 в 21:00 0
Ирина Николаевна!Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Систематизация сведений о видах сложного предложения . Пунктуация в них» одобряю. Считаю, что представлены разные виды деятельности на уроке. Ведётся планомерная работа по подготовке ОГЭ. Хорошо организованы этапы урока. Особенно мне понравилось вхождение в основную часть урока. Урок методически выдержан, конкретно направлен на решение поставленных задач! Желаю успеха!
Роза Ибрагимовна Гарифуллина # 11 декабря 2016 в 21:06 0
Здравствуйте!Урок с подготовкой к ОГЭ. Представлены разнообразные виды деятельности.Учащиеся учатся сравнивать,анализировать,обобщать.Обязательно использую эту разработку в своей работе.
Анна Какарова # 9 мая 2017 в 14:35 0
Цель урока: повторить и обобщить виды сложных предложений.Начинается урок с орфографической работы, актуализации знаний.На материале о народных праздниках - Масленица и Науруз- совершенствуются знания о сложноподчиненных предложениях, обобщаются знания учащихся о классификации сложных предложений.Включены задания по подготовке к ОГЭ, дано дифференцированное домашнее задание.
Яна Александровна Ефременко # 11 ноября 2017 в 23:27 0
Ирина Николаевна!Отличный конспект урока для обучающихся 9 класса. Особенно порадовал сам материал, основанный на народных праздниках. Урок прежде всего воспитывает, а затем уже - учит)Включены и разные виды деятельности, и великолепные тексты, и разноуровневые задания.Спасибо Вам! Творческих успехов)))
Антонина Николаевна Рубенко # 18 января 2018 в 15:21 0
Прекрасная разработка! Несомненный плюс - использование материалов УНТ на уроке.
Анна Николаевна Корнейчук # 3 апреля 2020 в 18:32 0
Обобщение материала - всегда очень ответственный момент в образовательном процессе. Важно и закрепить, и систематизировать пройденное. В этом плане очень хорошо работают таблицы. В представленном уроке таблица позволяет актуализировать все имеющиеся знания. Ну а тексты, используемые в работе, просто бесценны!