Данная письменная работа состоит из нескольких заданий (они располагаются от простого к сложному), которые носят практический характер, но и проверяют теоретические знания. Она проводится в конце изучения темы. Также можно проверять и оценивать каждое задание в индивидуальном порядке по мере его выполнения учащимися. А в конце урока выставить общую оценку как среднее арифметическое за всю выполненную работу.
|
Цели: проверить умение находить придаточные в составе сложноподчинённых предложений, опираясь на союз (союзное слово), вопрос от главного предложения к придаточному, на положение придаточного в предложении; сформировать навык расстановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении в зависимости от союза (союзного слова); научить осознанно определять придаточное и его вид в зависимости от смысла предложения в целом.
|
1 задание: прочитайте предложение, расставьте знаки препинания, определите вид придаточного, заполнив таблицу по каждому предложению.
|
Вопрос
|
Союз (союзное слово)
|
Где находится придаточное
|
К чему относится придаточное
|
Вид придаточного
|
1. Я не забыл заметить где поставили наших лошадей.
|
|
|
|
|
|
2. Когда все спали я должен был приготовить мастерам самовар.
|
|
|
|
|
|
3. Трудился так крестьянин мой что градом пот с него скатился.
|
|
|
|
|
|
4. Там где есть герои земля цветёт.
|
|
|
|
|
|
5. Небо почти очистилось от туч последние остатки которых уходили за перевал.
|
|
|
|
|
|
2 задание: прочитайте предложение, расставьте знаки препинания, определите вид придаточного предложения по найденному союзу, проверьте свой ответ, поставив вопрос от главного предложения к придаточному.
|
Союз
|
Вопрос
|
Вид придаточного
|
1.Избегай пустых речей потому что их исход раскаяние.
|
|
|
|
2.Если сохранится такая же погода мы продолжим путь в горы.
|
|
|
|
3.Савельич мало-помалу успокоился хотя всё ещё изредка ворчал про себя.
|
|
|
|
4.Весь следующий день Герасим не показывался так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап.
|
|
|
|
5.Смутно белели старые берёзы по сторонам шоссе будто их стволы присыпало снегом.
|
|
|
|
3 задание: прочитайте предложение, расставьте знаки препинания, определите вид придаточного, заполнив таблицу по каждому предложению.
|
Союз
|
Вопрос
|
К чему относится
|
Вид придаточного
|
1.Я крепко убеждён что народ является самым лучшим критиком.
|
|
|
|
|
2.У меня был волчий аппетит что вкус еды ощущали даже дёсны и зубы.
|
|
|
|
|
3.Наконец мы оправились настолько что могли продолжить путешествие.
|
|
|
|
|
4.Мы поладим что рядом сядем.
|
|
|
|
|
5.Продирается месяц сквозь тучи что жёлтое око совы светится в ночи.
|
|
|
|
|
4 задание: прочитайте предложение, расставьте знаки препинания, выделите круглыми скобками все придаточные, определите их вид и подпишите над союзами или союзными словами.
|
1. Уменье сказать то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть великое уменье которое даётся очень немногим так что никто не имеет права пренебрегать этим талантом.
|
2. Избавлю вас от описания гор которые ничего не выражают потому что не представляют ничего особенного для тех кто будет читать моё произведение чтобы приятно провести время.
|
3. Когда лес стоит перед глазами тёмен и неподвижен будто он прислушивается к чему-то тогда кажется что весь он полон живым и только временно притаившимся чтобы начать в скором времени бурную деятельность.
|