«Здоровье-сберегающие технологии для детей дошкольного возраста»
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей закреплены в ряде законодательных и нормативных документах Российской Федерации и нашли своё отражение во ФГОС ДО.
*Это закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»,
*закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
* «Конвенция о правах ребёнка»,
*рекомендации Государственного совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» от 30.01.2002г.
*Указ президента РФ « О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации»,
*указ президента РФ №72 от 24.03.2014г. «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
В соответствии с этими документами приняты меры по совершенствованию физического воспитания детей и формированию двигательной культуры.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровье-сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в детском саду, под «присмотром» воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить, здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
Применительно к ребёнку
Применительно к взрослым
Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно – профилактических мер, система надёжных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Задачи здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
• Укрепление здоровья воспитанников;
Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности;
Приобщение детей к физической культуре;
Знакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха;
Повысить результативность воспитательно- образовательного процесса;
Формировать положительные мотивации к ЗОЖ. Слайд 1.
Одним из приоритетных направлений современной социальной политики государства является сохранение и укрепление здоровья детей.
Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ, в которой говорится о том, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ организуют и создают условия для охраны здоровья обучающихся, для профилактики заболеваний и оздоровления детей, для занятия ими физической культурой и спортом, пропагандируют и обучают навыкам здорового образа жизни». (глава 4, статья 41) Слайд 2.
Согласно ФГОС в области «Физическое развитие» п. 6:формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, физических качеств
в нашем ЦО №1 имени Героя России Горшкова Д.Е. учебном корпусе «Лучики» создана творческая группа, руководителем которой я являюсь. Мне близка эта тема, т.к. предыдущий мой опыт работы был по приобщению детей к ЗОЖ. Слайд 3.
Здоровье –сберегающие образовательные технологии:
*Организационно –педагогические технологии
*Психолого- педагогические технологии
*Учебно-воспитательные технологии Слайд 4.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Гимнастика:
Пальчиковая
Пробуждения
Дыхательная
Звуковая
Логоритмика
Для глаз
Игрогимнастика Слайд 5.
Пальчиковая гимнастика: комплекс упражнений , который служит основой для развития мелкой моторики, ручной умелости и координации движений рук, что в свою очередь способствует развитию речевого центра головного мозга. Используется на всех видах ООД и в свободное время. Слайд 6.
Дыхательная гимнастика.
Система дыхательных упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата путём тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающаяся с соответствующими движениями. Дыхательные упражнения проводятся 2 раза в день: в утренние часы на зарядке, на спортивных , музыкальных занятиях для восстановления дыхания. Слайд 7.
Коррегирующая гимнастика.
Комплекс упражнений , направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Проводится два раза в неделю с подгруппой детей после сна. Слайд 8.
Игрогимнастика.
Служит основой для освоения ребенком различных видов движений. Используется на занятиях по физической культуре, ритмики. Слайд 9.
Звуковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика с произношением гласных и согласных звуков. Используется на всех видах ООД и в свободное время. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Комплекс упражнений , способствующий профилактике нарушения зрения, используется в середине ООД. Логоритмика
Система музыкально –двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений , осуществляемых в целях логопедической коррекции. Используются на всех видах ООД и в свободное время. Слайд 10.
Технологии обучения ЗОЖ
Рефлексотерапия:
*Оздоровительный массаж
*Точечный массаж
*Самомассаж Слайд 11.
Самомассаж.
Помогает снизить раздражительность и агрессию , стимулирует биологически активные точки. Используется в начале ООД , в утренние часы , после сна.
Оздоровительный массаж.
Способствует укреплению различных групп мышц, снятию напряжения, утомления в отдельных мышечных групп, уменьшению болевого синдрома, восстановлению мышечных функций. Массаж обязательно сочетается с лечебной гимнастикой. Проводится до и после гимнастики.
Точечный массаж.
Способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения. Применяется для профилактики ОРЗ, гриппа, для улучшения протекания нервных процессов. Слайд 12.
Закаливание.
Закаливание - мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Слайд 13.
Закаливание:
Полоскание рта и горла
Пребывание на воздухе
Гимнастика после сна
Водное закаливание
Хождение по дорожкам здоровья Слайд 14.
Полоскание рта и горла.
Навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится тщательный уход за зубами и полостью рта — важное условие сохранения здоровья дошкольника. В настоящее время гигиена полости рта стала неотъемлемым компонентом культуры современного человека. Ведь регулярная правильная гигиена полости рта на 85-90% обеспечивает здоровье зубов. Слайд 15.
Пребывание на воздухе.
Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. Дети должны гулять в любую погоду два раза в день. Слайд 16.
Гимнастика после сна.
Гимнастика после дневного сна помогает создать хорошее настроение, поднимает общий тонус, упражнения развивают гибкость, подвижность, дыхание является частью двигательной деятельности детей и элементом закаливания. Слайд 17.
Водное закаливание.
Водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их следует проводить после утреннего или дневного сна.
Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2—3 дня) снижают на 1° и доводят ее для детей от года до 2 лет с 28 до 20°, для детей от 2 до 3 лет — до 16°, для детей 3 лет и старше — до 14°. Слайд 18.
Хождение по дорожкам здоровья.
Эффект от хождения босиком основан на связи определённых точек на ступне с органами и системами организма. Закаливание делает стопы ног менее чувствительным к колебаниям температуры, и следствие этого - снижение заболеваемости. При ходьбе босиком мы производим своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируем весь организм.
Ходьба по дорожке проводится в медленном темпе: дети идут друг за другом мелкими шагами, постепенно переходя из сектора в сектор, ощущая стопами ног различные поверхности. Это формирует тактильное восприятие стоп, что благоприятно воздействует не только на оздоровление, но и на активное познание окружающего мира и развитие интеллектуальных способностей. Слайд 19.
Психоэмоциональные технологии:
*Оздоровительные паузы
* Психо-гимнастика
* Лобно-затылочная коррекция
* Релаксация Слайд 20.
Лобно-затылочная коррекция.
Это приём, который используется для концентрации внимания, развития механизмов памяти и снятия стрессов. Психо-гимнастика
Это курс специальных занятий, этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, на обучение элементам само-расслабления и развития умения выражать различные эмоциональные состояния Оздоровительные паузы
Способствуют укреплению позвоночника, стоп, рук, снятию усталости и статистического напряжения, обретения спокойствия и равновесия. Слайд 21.
Релаксация
Упражнения, направленные на снятие физического и психического напряжения, создание позитивного эмоционального настроя, овладение простейшими умениями коррекции собственного психоматического состояния. Проводится в конце занятия. Слайд 22.
Коррекционные технологии:
*Музыкотерапия
*Цветотерапия
*Сказкотерапия
*Аромотерапия
*Фитотерапия
*Смехотерапия
Я очень люблю использовать в своей работе коррекционные технологии. Они помогают воспитывать детей на положительных примерах героев произведений, а также использую шутки, детские небылицы; во время релаксации у воспитателя есть возможность проводить коррекционную работу по устранению проблем ребёнка, связанных со страхами, тревогами, конфликтностью, отсутствием самоуважения, низкой самооценкой, обидами. Все перечисленные коррекционные технологии очень хорошо вписываются в режим нашей группы.
Очень важно, чтобы используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.
Презентация на тему: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Спасибо, Людмила Владимировна,за хорошую, логически выстроенную и информативную презентацию. Все четко, ясно и понятно, несмотря на такое большое разнообразие, применяемых технологий.
Здравствуйте, Людмила Владимировна, работа конечно трудоемкая, информативная, но спорная. Я считаю, и это мое личное субъективное мнение, что не все виды здоровье сберегающих техник в вашей работе можно применять без особого образования.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».
Спасибо за материал.