Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для родителей. Телевизор и дети

«Мультимедиа и дети»
Телевизор, видео, компьютер приобретают все большую популярность в связи с их техническим взаимодействием и взаимовлиянием.
Во многих домах частная жизнь и увлечения вращаются исключительно вокруг них.
Почему телевизор «не для детей»?
Нефизиологичный процесс зрения и дискоординация деятельности различных органов чувств
Во время смотрения телевизора глаза неподвижно сконцентрированы на экране, на котором движется изображение. Что же происходит, когда во всем мире огромное количество детей 3-12 лет смотрят телевизор по 4-6 часов в день? Как раз в том возрасте, когда физическая активность и движение являются важнейшими факторами гармоничного развития, ребенок зачарованно сидит перед экраном в застывшей позе, так как неподвижность глазных мускулов передается и всей остальной мускулатуре. Врачи называют это, двигательным застоем – но это сильно преуменьшающая опасность формулировка, заставляющая задуматься, в чем тут дело – просто ли в бездумности или в сознательном введении в заблуждение. Ведь проблема заключается не в пассивности мускулов, а в пассивности воли, управляющей мускулами. То, что при этом происходит, - атака на волевую способность человека, обусловливающую его самостоятельность, застои воли, а тем самым и деградация личности.
При этом зрительный процесс происходит ненормальным образом, т.к. при обыкновенным рассматривании мускулы глаз совершают разнообразные движения и как бы «обегают» наблюдаемый объект. Кроме того, ни один цвет и ни одна пропорция не совпадают с реальными, трехмерное проецируется на плоскость. Задействована только два органа чувств: зрение и слух, все остальные пребывают в пассивности. Это приводит к разобщению их функций.
Стимуляция пассивного восприятия информации центральной нервной системой
Обработка впечатлений, проникающих в мозг с экрана, происходит иначе, чем при нормальном, активном процессе зрения, когда глаза постоянно двигаются и воспринимают тончайшие оттенки и реальные предметы одновременно со всеми остальными органами чувств. Поток информации, идущий с экрана, очень сильно превышает способность дошкольника к восприятию и самостоятельному осмыслению. Ребенок выхватывает то одно, то другое и часто не может установить взаимосвязь между картинками и услышанным текстам. Происходит стимулирование мозга к отрывочному и ассоциативному мышлению, а в целом в пассивному восприятию происходящего, т.к. собственное активное восприятие в данном случае просто невозможно. Находящиеся в процессе развития тонкие нервные связи мозга дошкольника посредством этого стимулирования преобразовывается таким образом, что мозг становится инструментом пассивной мыслительной деятельности, т.е. малоприспособленным к активному и творческому мышлению.
Провоцирование агрессивно-беспокойного поведения
Посмотрев телевизор, ребенок приходит в состояние такого же неестественного двигательного возбуждения, как и то неестественное состояние полной неподвижности, в котором он находился во время просмотра. Это гипервозбуждение связано не столько с содержанием просмотренных передач (жестоких, глупых или познавательных), сколько с этой вынужденной неподвижностью перед экраном. Поэтому дети некоторое время после просмотра телевизора не могут ничем заниматься, склонны к агрессии, пребывают в дурном настроении и ведут себя вызывающе. Негативное содержание передач только усиливает эти проявления.
Дети, воспитанные без телевизора, являются лучшими товарищами для игр!
Дети, которые регулярно смотрят телевизор, отличаются от других детей тем, что они:
• в общении с другими людьми не чувствуют дистанции и невнимательны;
• сложно вступают в личный контакт;
• охотно корчат гримасы и почти не смотрят в глаза;
• часто отвечают поверхностно и стереотипно, их интерес к вещам неглубок;
• мало читают, предпочитают рассматривать картинки (комиксы и т.п.);
• активно не осмысливают прочитанное и увиденное;
• обладают пониженной способностью к концентрации.
Происходит стимуляция склонности к алкогольной, медикаментозной и наркотической зависимости, так как дети привыкают получать впечатления и душевные переживания без личных усилий, просто нажимая кнопки.
Возникает глубокое нарушения развития воли, т. к. дети неподвижно сидят перед экраном и не могут проявлять своей естественной активности и склонности к поражению.
Развитие речи, согласно исследованиям, существенно замедляется.
Хочется упомянуть еще тот факт, что у шестилетнего ребенка размер мозга достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем имеется в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами, чем в мозге восемнадцатимесячного ребенка или в мозге взрослого. Мозг 6-7-летнего ребенка способен образовать тысячи дендритных связей между нейронами.
В возрасте 10-11 лет дети теряют большую часть этой связующей нейронной массы. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи. Это означает, что к этому времени созревание нервной системы заканчивается и «не активированные», т.е. не укрепившиеся благодаря различным видам деятельности нервные связи снова исчезают.
Компьютерные игры тоже не безобидны
Общим для всех компьютерных игр является то, что встреча человека с миром сводится к действию и противодействию, а действия – в том числе и так называемое творчество – возможно только в рамках схемы, границы которой заданы компьютером. Какие положительные результаты достигаются при этом? Без сомнения, стимулируется бдительность и готовность к реакции, но на каком материале? Ребенок входит в иллюзорный, искаженный мир, который очень мало согласуется с действительным окружающим миром. Провоцируются радость манипулирования, цинизм и удовольствие от само увеселения. Интеллектуальные реакции мобилизуется односторонне, притом в тесной связи с визуальными явлениями. Исполненная фантазии, творческая – поскольку еще не фиксированная предметно и не закрепленная в образах, - восходящая чисто изнутри интеллектуальность не стимулируется, а, напротив, подавляется. Она не может раскрыться в сфере приятного отдаления от объекта, в ироническо-трюковым окружении или среди завораживающей жестокости или напряженных состязаний. Ей требуются минуты тишины, вслушивания, внутреннего движения впечатлений.
Почему-то считается, что компьютер «хороший», потому что с ним можно взаимодействовать и в нем нет рекламных заставок, а телевизор «плохой», потому что с ним нельзя взаимодействовать и он показывает много рекламы. Видео – это тоже «хорошо», потому что там тоже нет рекламы. Для ребенка все эти три информационных источника обеспечивают интеллектуальное возбуждение при минимальной работе мускулов. Использование СМИ означает, что мы учим детей исследовать мир с помощью компьютера, а не с помощью рук, ног и воображения.
3-летнему ребенку больше всего необходимы любовь, личный контакт и, прежде всего, забота. 4-5-летние дети должны развивать социальные навыки и учиться взаимодействовать с другими.Им надо играть с настоящими предметами, а не с виртуальными картинками.
Надежность и умение вызывать доверие никогда нельзя будет получить из Интернета, и через 100 лет нельзя будет научиться общаться с людьми с помощью компьютера. Напротив, то время, которое мы проводим, лазая по Интернету, - это время, за которое наша способность общения с людьми, скорее, ухудшается. Для того, кто предпочитает жить в мире, где люди изолированы друг от друга, и в обществе, в котором люди не уживаются друг с другом, самым лучшим способом будет поместить детей в компьютерное пространство и велеть им общаться друг с другом только электронным образом.
Рекомендации родителям
1. не оставляйте детей один на один с телевизором!
Взрослые вообще не должны включать детям программы, которые, как они подозревают, превышает возможности детского восприятия, - надо выбирать более подходящие для детей программы. Но в любом случае им следует понимать, что их долг – быть рядом с малышами во время просмотра, даже если речь идет об исключительно «детских» передачах, казалось бы, полностью доступных детям. Ребенку почти постоянно хочется задавать вопросы или делать замечания, которыми ему надо поделиться со взрослым, а для этого нужно сделать так, чтобы образы подавляли его, а, наоборот, чтобы он мог овладеть ими и осмысленно переработать все увиденное. Кроме того, действуя таким образом, взрослый может поощрять в детях осознанность просмотра (и процесс зрительного восприятия вообще), а это и есть главное условие, чтобы ребенок не смотрел пассивно то, что ему покажут.
Поэтому целесообразно еще раз назвать факторы, действующие при телепросмотре:
• Фактор 1. Содержание и жанр передачи (скажем, информационная программа, художественный фильм, мультфильм и т.д.). Этот фактор осознается всеми телезрителями и, как правило, привлекает их внимание, а часто кажется даже единственным определяющим фактором («обсуждение программ»).
• Фактор 2. Зависимость от камеры зрительского взгляда, воспринимающего все спецэффекты (наплыв, монтаж, смена кадра, смена перспективы и т.д.). Этот фактор, как правило, ускользает от сознательного восприятия или, во всяком случае, ощущается очень смутно, если, к примеру, сцены сменяются слишком часто или внезапно. Зритель вообще не замечает глубокого воздействия этих средств на свою эмоциональную сферу, свои симпатии и антипатии, настроения и оценки.
• Фактор 3. Различные физиологические воздействия экрана, независимые от особенностей программы и связанные с физической неподвижностью зрителя. Этот факт обладает наиболее глубоким воздействием. Он сказывается на обмене веществ и нервных процессах человеческого организма, протекающих ниже порога осознаваемости, т.е. не бессознательном уровне. Здесь закладывается то, что проявляется много позже, когда физиологические воздействия уже приводит к устойчивым изменениям. Этот третий фактор, до сих пор меньше всего беспокоивший взрослых, для ребенка имеет решающие значение. Ведь «окна» его телесно-физиологического развития распахнуты еще так широко, что телеэкран воздействует на него до самых глубин, и это воздействие оказывается необратимым. Стало быть, решая вопрос, что можно позволить смотреть дошкольнику в конкретном случае, этому фактору следует уделять особое внимание.
Даже если по какому-то каналу идут исключительно безобидные детские передачи, свободные от насилия и рекламы, это еще далеко не оправдывает разрешения смотреть телевизор сколько угодно. Ведь чем больше время просмотра, тем сильнее воздействие второго и третьего факторов, столь негативное, что допускать его нельзя ни в коем случае.

2. Ограничивайте время просмотра, побуждайте ребенка к активности!
Не меньшую важность, чем выбор программ, имеет для взрослого сознательное ограничение времени просмотра, соотнесенное с конкретной стадией развития ребенка. Можно с уверенностью утверждать, что обычное нынче для 6-8-летних детей просмотровое время, составляющее 20-30 часов в неделю, а то и больше 100 слишком велико. Взрослый (родитель, воспитатель) должен стараться предоставлять ребенку как можно больше места и времени для творческих игр, для получения живого чувственного опыта и энергичной активности. Раз при нынешних условиях сами дети часто не знают, как проявить себя на этом поприще, взрослом надо поднапрячься и тут, чтобы дать им подходящие импульсы. Окупиться любое, даже самое малое усилие в этой области – можно даже сказать, не будет большего вложения в последующую жизнь ребенка, чем ежедневное чтение ему вслух или собственные рассказы, заменяющие информацию масс-медиа; хорошо попеть вместе с ним, вовлечь его в ежедневную домашнюю работу, поиграть с ним в подвижные игры или приохотить к различным поделкам, чтобы спустя какое-то время он мог продолжать самостоятельно.
3. Поощряйте творчество образов!
Невозможно переоценить, насколько велика ответственность взрослых за строгое ограничение просмотрового времени. Еще один довод в пользу этого представляют результаты новейших исследований, проведенных американскими специалистами в области физиологии головного мозга: измеряя активность мозга у детей, они констатировали, что чрезмерное потребление телевидения ведет к опустошительным для мозга последствиям: «У детей, проводящих перед телевизором ежедневно по 10-15 часов кора головного мозга подобна пустыне», - резюмирует в сообщении для прессы специалист по физиологии органов чувств Хорст Прен и продолжает: «Они страдают полной потерей способности воображения». Некоторые дети даже не в состоянии нарисовать по памяти бытовые предметы, скажем, чашку. Этот разительный пример показывает, что поставлено на карту: способность творить образы – сознательно порождаемые или свободные образы фантазии – подавляется тем сильнее, чем больше ребенок смотрит телевизор, и со временем утрата этой способности становится необратимой. Телевизионные образы откровенно обстреливают извне способность фантазии и творческого воображения.
Берегите здоровье Ваших детей!

Использованная литература
1. Методическая поддержка старшего воспитателя «Взаимодействие с родителями» №4 2010г.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей младшей группы ДОУ Консультация для родителей. Как познакомить ребёнка с родным городом Консультация для родителей детского сада по ПДД. Безопасность детей Консультация для родителей детского сада. Воспитание сказкой

Похожие статьи:

Знакомство детей раннего возраста с малыми фольклорными формами

Упрямый ребенок. Как его воспитывать

Опубликовано: 2853 дня назад (31 января 2017)
Просмотров: 2050
+3
Голосов: 3
Ильмира Ильдаровна Фатхуллина # 31 января 2017 в 13:57 0
Я СОГЛАСНА С ВАШЕЙ СТАТЬЁЙ!ВОТ Я В ДЕКРЕТНОМ ОТПУСКЕ И МОГУ ОГРАНИЧИТЬ ВРЕМЯ ПРОСМОТРА ТЕЛЕВИЗОРА, ВРЕМЯ ИГР В ПЛАНШЕТЕ, ВРЕМЯ ПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ.НО ЕСТЬ ТАКИЕ СЕМЬИ, ГДЕ РОДИТЕЛИ ВЕСЬ ДЕНЬ НА РАБОТЕ И РЕБЁНОК ПРЕДОСТАВЛЕН САМ СЕБЕ, ИМ КАК БЫТЬ?!МОЖНО СТАВИТЬ ПАРОЛИ И Т.Д.НО РЕБЁНОК,КОТОРЫЙ ПРИВЫК УЖЕ К ЭТОМУ ЕГО ЖДЁТ УЧАСТЬ БЫТЬ НЕРВНЫМ И СЛЕПЫМ В КОНЦЕ-КОНЦОВ.ВОТ БЫЛО БЫ ХОРОШО, ЧТОБЫ ПРОЧИТАЛИ ЭТУ СТАТЬЮ РОДИТЕЛИ ЭТИХ ДЕТЕЙ И ЗАДУМАЛИСЬ....
Мария Анатольевна Блинова # 31 января 2017 в 15:36 0
В век техники люди должны уметь правильно ,разумно использовать роботу технику,себе во благо,облегчая работу,
добиваться более высоких результатов деятельности,умение пользоваться электронной библиотекой и другой полезной
информацией не принесёт вреда,если с детства детям объяснять назначение,регламент времени работы
за компьютером,как альтернатива наличие у ребёнка других увлечений,секций,кружков и общения со взрослыми людьми.
Ольга Старостина # 9 февраля 2017 в 13:05 0
Интересная консультация и очень актуальная в наш технический век. Ведь сейчас детей не оторвать от телевизоров, компьютеров и телефонов. Данная консультация поможет родителям бороться с этой проблемой.