Знакомство детей раннего возраста с малыми фольклорными формами

Знакомство детей раннего возраста с малыми фольклорными формами

Консультация для родителей детей раннего возраста

На первом году жизни знакомство ребёнка с окружающим миром, формирование его эмоциональной и нравственной сфер начинается с материнской поэзии: колыбельных, пестушек, потешек, прибауток. Недаром говорится, что мать даёт ребёнку жизнь, а материнская поэзия — душу. Колыбельная песня — это вообще спутник детства. Именно она формирует у младенца чувство психологической защищённости благодаря тому, что поётся тихим, ровным, спокойным голосом, напевно и протяжно. Особая ритмическая организация колыбельных песенок и приёмы уменьшения тоже играют определённую роль в создании психологического комфорта.

С помощью колыбельной песни ребёнок усваивает родную речь, знакомится с окружающими его предметами, постигает первые нравственные уроки. Образы, создаваемые в этих песнях, конкретны, близки и понятны детям с момента рождения: это котенька-коток, заинька, гуленьки, Дрёма и т. п. Этих персонажей взрослые просят помочь укачать ребёнка, петушку пеняют, что он деткам спать не даёт, собачку уговаривают, чтобы она не лаяла и не пугала детку.

Те, кто создавал и веками оттачивал эти миниатюры, знали, как необходим ребёнку спокойный и долгий сон, поэтому основными мотивами колыбельных песен является пожелание долгого и спокойного сна и здоровья.

Поётся обычно не одна песенка, а несколько и непрерывно, до тех пор пока ребёнок не уснёт. Многие колыбельные песни образуют своеобразный поэтический цикл, объединённый одним образом, например котика-кота или Дрёмы. Именно так они представлены в нашей хрестоматии. Для исполнения лучше выбрать те, которые близки и понятны вам самим. Притягательная сила колыбельных песен настолько велика, что зачастую исполнитель прибегает к импровизации, приспосабливаясь к собственным вкусам, выражая в своих стихах самые сокровенные чувства и пожелания ребёнку, отражая предметы окружающей обстановки. Привыкнув к песенке, ребёнок начинает эмоционально реагировать на неё: улыбается, когда колыбельная нравится, или начинает хмуриться, плакать, если его пугает какой-нибудь образ (серенький волчок из тёмного леска).

Когда ребёнок начинает понимать речь взрослого, его забавляют короткими стишками-пестушками (пестовать — «нянчить, холить, воспитывать»). Распеленав проснувшегося младенца, мать ласкает его, поглаживает вдоль тельца. Это есть не что иное, как массаж, необходимость которого наши предки осознали ещё в глубокой древности. Ласковые пестушки помогают развивать координацию ребёнка, сопровождая малыша на протяжении всего дня: во время кормления и умывания, гуканья и гуления, а также когда учат движению ручками и ножками, закрепляют умение поднимать головку, стоять или подпрыгивать. Их простота не имеет ничего общего с упрощённостью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении простыми средствами решать сложные задачи. Это первая гимнастика малыша, которая доставляет ему столько радости, ведь все упражнения он выполняет вместе с любящим взрослым, играя.

Если ребёнку часто повторяют эти стишки, он начинает различать их по звучанию, для него становится понятным смысл некоторых слов, особенно если взрослый их выделяет голосом и интонацией (произносит нараспев: «Рууучки-хватушечки» — и поглаживает их).

Затем приходит очередь потешек — первых игр ребёнка с пальчиками, ручками, ножками. Ребёнок очень быстро запоминает содержание потешки, активно включается в любимые всеми игры «Ладушки», «Сорока», «Идёт коза...». Эти миниатюры не только веселят малыша, но и доставляют ему эстетическое наслаждение, которое запечатлевается в его сознании и которое он, подрастая, желает получить ещё и ещё раз, обращаясь к хорошо знакомым произведениям словесного творчества народа.

Большинство потешек создавалось в процессе повседневного труда, и в них зачастую содержится наставление: самому маленькому пальчику сорока не дала каши, потому что он не работал, а коза рогатая забодает того, кто каши не ест, молока не пьёт.

Так, играя, забавляя, потешки и песенки учат детей понимать родную речь, различать порой трудные для восприятия сочетания согласных звуков (жки, шки, чки), осваивать грамматический строй языка (одноко- ренные слова: котя, котенька, коток). Они помогают формировать словарь ребёнка за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают их своим внешним видом.

Нужно побуждать ребёнка произносить простые, доступные для него слоги, части потешки, учить показывать все движения, которые совершаются по ходу пестушки или потешки. Для речевого развития особенно важна тренировка пальчиков рук. Задолго до открытия учёными взаимосвязи пальцев руки и речи наши предки придумали и передавали из поколения в поколение народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», « Ладушки-ладушки ». Простые движения рук помогают устранить напряжение пальчиков, ослабить непроизвольный хватательный рефлекс, свойственный новорождённому ребёнку, у которого ещё не сформирован мозговой контроль за своими действиями.

Рекомендуется как можно чаще использовать эти первые произведения устного народного творчества в повседневной жизни детей, сопровождая все их режимные моменты, начиная от пробуждения и заканчивая укачиванием, но в первую очередь тогда, когда у ребёнка есть настроение слушать и желание играть. Когда малыш пробует произнести понравившееся созвучие, необходимо сразу же повторить часть песенки с этим созвучием, всячески поощряя ребёнка к повтору. Можно рассказывать потешку и привлекать к действию игрушки («Прилетели воробьишки в огород», «Кисонька-мурысонька» и другие). Чем беднее у ребёнка запас конкретных представлений, тем большее значение для него имеет художественное слово. Обыгрывая содержание песенок, мы тем самым обогащаем впечатления ребёнка и делаем доступным содержание произведения. Когда пестушка или потешка уже знакома ребёнку, можно предложить ему продолжить игру, включая в неё такие, например, просьбы: «Покажи, где у тебя глазки, а где носик, а где ротик» или «Помаши ручкой бабушке, поздоровайся» и другие.

Фольклорные произведения необычайно вариативны, ведь они не имеют канонического образца, поэтому, играя с малышом, в них можно вносить что-нибудь своё.

В этом возрасте происходит приобщение ребёнка и к художественной литературе, в первую очередь к поэзии. Детям очень нравятся небольшие стишки, состоящие из двух-четырёх и более строчек, понятные им по содержанию, со смежной (близко стоящей) рифмой. Очень часто такие стихи напоминают фольклорные (например, стихотворение Г. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши»). В них много звукоподражаний («дин-дон, дили, дили», «чах-чах, чу-чу-чу»), которые тоже нравятся детям. Для рассказывания в этом возрасте можно использовать и большие по объёму произведения, такие как «Погремушка» А. Барто или «Топотушки» З.Александровой, знакомя ребёнка не со всем стихотворением сразу, а с отдельными, близкими ему по опыту и понятными по содержанию фрагментами (частями).

Годовалого ребёнка уже можно приучать рассматривать иллюстрации в книге, правда, делать это нужно с осторожностью: детям иногда так нравится какой-ни- будь персонаж, что они готовы вырвать страницу из книжки! В начале рассматривания нужно рассказать о том, что нарисовано, сопровождая свой рассказ строчками песенки или потешки, сосредоточив внимание ребёнка на главном, а затем перейти к значимым деталям рисунка.

Каждый родитель сам должен определить, когда ребёнку можно показать и дать в руки книгу. Это должна быть книжка-игрушка, очень красочная, хорошо иллюстрированная, с рисунками, понятными малышу. На ней должны быть изображены предметы, которые окружают его. Часто эти книги сделаны так, что их трудно порвать, они легко моются, — и можно без опасения давать их детям. Именно с этих книг может начаться любовь ребёнка к Книге.

Хотелось бы предостеречь от главной ошибки, которую может совершить взрослый по отношению к ребёнку этого (да и не только этого) возраста. Занимайтесь с ребёнком только тогда, когда вы видите у него желание и силы слушать вас и внимать вам, и помните, что его психические процессы ещё очень несовершенны.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей. Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе

Как развивать интеллект у ребёнка 1-2 лет

Колыбельные песни для детей до года

Методика Никитина раннего развития детей

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками

Нет комментариев. Ваш будет первым!