Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребёнка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребёнка.
В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие качественные различия и связаны с развитием личности ребёнка в целом. Первый период длится «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К. И. Чуковский, продолжается всю жизнь. До пяти лет ребёнок в своём сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям искусства относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а само искусство воспринимает как интересную игру. В своих представлениях о событиях, описываемых в тексте, он иногда выходит за пределы литературного произведения, не соотносит описываемые события с реальным местом или временем, может по- своему изменять повествование, включать в него новых персонажей или литературных героев из других произведений.
За период от двух до пяти лет ребёнок проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть достаточно готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознаёт себя как индивида (узнаёт в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя свой внутренний мир, начинает воспринимать себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребёнок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей, у них есть мысли и чувства, похожие или не похожие на его.
С этого момента начинается второй период в понимании искусства. Произведения искусства ребёнок начинает воспринимать как отражение «другого» мира, созданное другим человеком, обладающим другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен отделить жизнь от искусства и искусство становится для него самоценным.
Ребёнок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимаются им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию. С одной стороны, ему свойственно одушевлять все, с чем он соприкасается, и жить в мире игры и своих фантазий, с другой — он понимает «ненастоящность» этих образов и легко отделяет литературных персонажей от реальных людей. Фантазии ребёнка, его стремление одушевить страницы книги, поместить себе в вымышленный мир понравившегося произведения необходимы ему — это возможность развить свой творческий потенциал.
Можно отметить следующие основные возрастные особенности восприятия литературных произведений в младшем периоде дошкольного детства. По мнению Л. М. Гурович, для детей этого возраста в первую очередь характерна зависимость понимания литературного произведения от личного опыта ребёнка. Ребёнку свойственно понимание каких-либо знакомых моментов, с которыми он уже сталкивался в своей повседневной жизни. Но дети очень часто строят неверные суждения о том, что не совпадает с их жизненными представлениями. На восприятие произведения может оказать влияние и предыдущий литературный опыт ребёнка: например, читая сказку, они определённым образом воспринимают её персонажей, дают им свои оценки и зачастую ошибочно эти оценки переносят на другие сказки. Так, в сказке «Снегурушка и лиса» они не сразу понимают то, что лиса совсем не хитрая.
Для ребёнка этого возраста легче всего воспринимать произведения, в которых события чётко следуют друг за другом. Такое построение характерно для большинства русских сказок («Колобок», «Репка», «Теремок» и др.). Но, как правило, вызывают затруднения сказки, в сюжете которых существуют несколько историй («Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Коза-дереза» и др.). Дети в этом случае могут воссоздать какую-либо одну из частей сказки, не воспринимая остальные.
Для младшего дошкольника также характерно ярко окрашенное эмоциональное отношение к персонажам, причём зачастую это бывает связано не с текстом, а с ограниченным жизненным опытом детей, который мешает им правильно понять произведение. Малышей не удовлетворяют неопределённые ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Они стремятся сразу же выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позицию. Детей интересует внешний вид, действия и поступки персонажа, но они не понимают его внутренних переживаний, мотивов поступков. Дети также не способны самостоятельно представить какой-либо персонаж и поэтому нуждаются в иллюстрации.
По мнению К. И. Чуковского, отличительной особенностью этого возраста также является тяготение к ритмичной организованной речи, богатой рифмами и динамикой. Именно этим объясняется их любовь к произведениям детского фольклора, которые гармонично сочетают в себе слово, ритмику, действие, выразительность и музыкальность.
Исследователи детской речи (А. И. Ходькова, О. С. Ушакова, О. М. Сомкова и др.) отмечали, что младшие дошкольники чувствуют ритм и рифму малых жанров фольклора, даже могут вспомнить образные средства (эпитет, метафору, олицетворение), используя в собственных сочинениях приёмы, соответствующие особенностям избранного жанра (при пении колыбельных песен: «баю-баюшки-баю», «люли-люленьки»; при сочинении сказок: например, «жили-были», «тут и сказки конец»; постоянные характеристики героев: «мышка-но- рушка», «лисичка-сестричка», «зайка-побегайка» и др.), придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску, используя мимику, жесты, пантомимику.
Исходя из особенностей восприятия литературных произведений младшими дошкольниками, исследователи (Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова) выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой на данном возрастном этапе:
— формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
— обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
— помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений;
— учитывать при отборе книг тяготение ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;
— помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;
— помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
— поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
— помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.
Самым маленьким книжку лучше не читать, а рассказывать — короткие произведения, известные многим с детства, вполне позволяют сделать это. Преимущество рассказывания перед чтением прежде всего в том, что рассказчик передаёт содержание так, как будто он сам был участником событий, тем самым создаётся особая атмосфера для восприятия произведения.
В процессе чтения или рассказывания у ребёнка может возникнуть желание прослушивать одно pi то же литературное произведение несколько раз. Не стоит отказывать ему, такова особенность детского восприятия литературы: каждый раз ваш малыш получает величайшее удовольствие, он заново «проживает» то, о чём рассказывает сказка или стихотворение, а попутно развивает свою память, воображение, обогащает свой словарный запас.
Выбирая произведение для чтения детям младшего и среднего возраста, нужно стремиться избегать трагических сюжетов и ограждать мир ребёнка от зла и несправедливости. Сказочных персонажей, носителей зла (Бабу-ягу, Кощея Бессмертного, Чудище), дети очень часто одушевляют и считают, что они могут реально присутствовать в жизни, угрожая им. И уж ни в коем случае не нужно читать перед сном произведения, где действуют такие персонажи.
Старайтесь читать ребёнку не спеша, предварительно объяснив то, что может быть ему непонятно, хорошо проговаривая все звуки, ведь его речевой слух находится в процессе развития, он не всегда может вычленить слово из потока речи и осмыслить его.
Читая ребёнку книгу, необходимо помнить, что восприятие её происходит скрытно от вас. На первый взгляд может показаться, что дитя ничего не понимает и не может воспроизвести только что прочитанное произведение, но проходит время, и он начинает удивлять вас своими суждениями. Поэтому отнеситесь ответственно к выбору произведений для чтения, руководствуясь прежде всего собственным вкусом и интуицией, и помните о доступности текста для ребёнка, его художественных достоинствах.
Чтобы развить образное мышление, нужно как можно чаще давать ребёнку возможность представлять внешний вид персонажа, обстановку, в которой происходит действие, картины природы и другое. Целесообразно вместе с ребёнком как можно внимательнее рассматривать иллюстрации художников к прочитанным произведениям, комментируя их, или побуждать ребёнка самого рисовать и объяснять свои рисунки.
Постарайтесь создать особую эмоциональную атмосферу, особый настрой ребёнка на встречу с книгой, чтобы эта встреча была для него праздником, который всегда с нетерпением ожидается, чтобы, став взрослым, он с гордостью вспоминал об этих минутах истинного наслаждения.
Консультация для родителей. Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе
Методика Никитина раннего развития детей
Знакомство детей раннего возраста с малыми фольклорными формами
Нет комментариев. Ваш будет первым!