Мастер-класс для педагогов ДОУ. Развитие творчества детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
Автор: Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»
Описание методической разработки: материал методической разработки включает рекомендации для педагогов по развитию детского творчества детей дошкольного возраста, варианты мастер – классов по изобразительной деятельности дошкольников с использованием различных материалов для творчества с детьми. Данная публикация может быть полезна воспитателям дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, родителям, детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Назначение методической разработки: представленная методическая разработка предназначена для развития детского творчества в различных видах деятельности в ДОО и дома.
Дошкольное детство – уникальный, самоценный период каждого ребенка. «Поддержка разнообразия детства» подчеркивается в ФГОС ДО. Важными принципами документа являются «поддержка инициативы детей и формирование познавательных действий дошкольника в разных видах деятельности». Программы для дошкольников направлены на разностороннее развитие детей. В том числе и на создание условий, благоприятствующих развитию способностей и творческого потенциала ребенка. В содержании работы педагогов и родителей должно быть отражено развитие творческих способностей детей в разных видах деятельности. Стандарт дошкольного образования определяет направления образования и развития: образовательные области, содержание которых реализуется через различные виды деятельности детей. Можно выделить несколько видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различных материалов, изобразительная, музыкальная, двигательная и другие формы активности. Все виды деятельности неоценимо важны для развития детей в комплексе. В данной публикации предлагаем вам несколько вариантов мастер-классов для развития творчества дошкольников в изобразительной деятельности и конструировании с использованием различных материалов.
Значение изобразительной деятельности для развития дошкольников.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование являются важным средством разностороннего развития дошкольников. Непосредственная образовательная деятельность, свободная изобразительная деятельность детей решают образовательные задачи и способствуют умственному, нравственному, эстетическому, физическому воспитанию дошкольников. Исследования отечественных ученых показывают, что в процессе творчества повышается умственная активность по мере приобретения опыта детей.
Рекомендации педагогам по развитию творчества дошкольников
- Развивать творчество детей в игровой форме. (все виды игр при грамотным руководством взрослых развивают творческие способности детей)
- Включать творческие задания в образовательную деятельность с детьми. (рисование по замыслу, лепка по собственным представлениям и другие)
- Использовать упражнения для развития творчества детей в течение всего дня в режимных моментах.
- Для развития творчества использовать разнообразные формы работы с детьми.
- Проектная деятельность развивает творчество дошкольников. Организовывать творческие проекты по различным темам.
- Использовать совместные творческие задания для детей и родителей. (Например, совместное творчество родителей и детей: один из продуктов проектной деятельности:«Реклама любимой игрушки»)
«Реклама любимой игрушки»
«Здравствуйте, меня зовут Тиренок. Я игрушка - дергунчик. Родился я в городе Климовске на юге Московской области. Умелые руки мастеров сделали меня из лиственной породы дерева – липы - экологически чистого материала. Чтобы стать таким красивым, я прошел длительный процесс изготовления. Сначала из липы вытачивали деревянные детали, из которых при помощи резинового шнура и шипов, а также оборудования и приспособлений на производстве собрали меня. Волшебные руки художников расписали меня специальными красками. Моя яркая окраска очень привлекательна. Моя шерстка оранжевого окраса и по всему туловищу проходят черные полоски. Черные ушки всегда слышат все, что происходит вокруг. Умелые мастера наделили меня зоркими глазами и веселой улыбкой, что позволит мне с ребятами придумывать, как провести время с пользой. Со мной всегда интересно: мы можем играть в разные игры. Снизу у меня находится шарик. Если его дернуть, то мои лапки будут дергаться. Я могу найти общий язык как с детьми, так и с игрушками. Мы с игрушками и детьми можем организовать настоящий театр и придумать много сказок. Своим друзьям - детям я помогу развивать и мелкую моторику, и речь, и все психические процессы. Я умею радовать малышей и могу просто украшать интерьер. Готов стать настоящим незаменимым другом для вас и подарю много радости и пользы не только малышам, но и взрослым».
Предлагаем варианты мастер – классов для развития творчества детей в изобразительной деятельности и конструировании.
Аппликация для детей 4-7 лет «Оранжевое чудо с грядки». Мастер-класс с пошаговым фото
Вкусной выросла морковка
Вкусной выросла морковка,
Очень длинная головка
Оранжевого цвета
Солнечного лета.
Хвостик над землей торчит
И ребятам говорит:
Прояви сноровку,
Доставай морковку.
Вкусную и сладкую
Но не ешь украдкою.
Вымой очень тщательно,
Все будет замечательно.
Автор: М. Борина
Цель: изготовление аппликации с использованием техники «Оригами»
Задачи:
- обучить приемам аппликации в технике «Оригами»;
- развивать композиционные навыки;
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать творческие способности, творческую активность.
Материалы и приспособления:
Цветная офисная бумага, простой карандаш, ножницы, клей (ПВА или клей-карандаш)
Последовательность изготовления:
1. Подготовить необходимые материалы и приспособления.
2. Для изготовления моркови потребуются желтые квадраты размером 11 см. x 11 см. и 6 см. x 6 см. (для маленьких морковок). Вырезаем из желтой бумаги.
3. Складываем квадрат по диагонали (по линии 1-1а). Проглаживаем сгиб и разворачиваем заготовку.
Примечание: При работе с детьми используем игровые приемы, называя полученную деталь каким-то словом, ассоциирующимся с заготовкой: «Делаем платочек»
4. Загибаем правую и левую стороны квадрата к середине (к линии 1-1а) («Делаем ракету»).
5. Оставшийся нижний угол загибаем вверх, совмещая три угла в одной точке.
6. Перевернуть заготовку острым углом вниз. Загнуть справа угол к середине, совмещая линию на фото с точкой 2.
7. С левой стороны симметрично загибаем угол.
8. Переворачиваем готовую деталь на другую сторону.
9. Можно сделать несколько морковок разного размера и цвета.
10. Теперь делаем веточку ботвы для морковки. Берем зеленый квадрат (размеры квадратов для большой морковки 6 см. x 6 см.; для маленькой 4 см. x 4 см.)
11. Складываем квадрат по диагонали по линии 3-3а. («Делаем зеленый платочек»).
12. Располагаем получившуюся заготовку сгибов сверху, а уголком внизу.
13. Левый уголок «платочка» загибаем вверх по линии 4-4а.
14. Получилась веточка для морковки.
15. Приклеиваем веточку к морковке с изнаночной стороны.
16. На морковке нарисовать черточки.
17. Вырезаем полоски для ящика: три полоски шириной 2 см. длиной 19 см.; две полоски шириной 2 см. длиной 11 см.
Примечание: Ширина, длина и количество полосок может быть другим.
18. Приклеиваем три длинные полоски горизонтально на расстоянии друг от друга около 1 см. Клеем намазываем полоски только по краям. Для того, чтобы можно было подсунуть детали морковки.
19. Справа и слева приклеиваем короткие полоски, формируя ящик для морковки.
20. Приклеиваем большую морковку, композиционно располагая на листе бумаги. Конец морковки можно подсунуть под полоску.
21. Делаем еще несколько морковок (количество зависит от вашего замысла).
22. Можно сделать морковь разного цвета и размера. В нашем случае две большие (оранжевая и желтая) и одна маленькая.
23. Аппликация готова. Можно украсить интерьер.
Варианты композиций (Совместная работа дошкольника и ученика начальной школы)
Конструирование для детей 5-7 лет «Морковка для зайчика». Мастер-класс с пошаговым фото
Загадка для детей
Кто любит морковку и прыгает ловко,
Портит в огороде грядки, убегает без оглядки?
(Заяц)
Цель: изготовление морковки из синильной проволоки.
Задачи:
- обучить приемам работы с синильной проволокой;
- развивать конструктивные навыки детей;
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать творческие способности, познавательный интерес детей.
Материалы и приспособления:
Синильная проволока оранжевого и зеленого цветов.
Примечание: Синильная проволока – мягкая пушистая проволока для рукоделья. (ее можно купить в магазинах в отделах «Для творчества»)
Последовательность изготовления:
1. Подготовить необходимые материалы.
2. Зеленую проволоку делим на три части перегибая, как на фото.
3. Загибаем один конец проволоки, делая петельку-листочек.
4. Формируем три листочка, перегибая проволоку.
5. Распределяем листочки по кругу, в нижней части закручиваем по спирали, закрепляя тем самым композицию.
6. Берем оранжевую проволоку. Присоединяем проволоку к листочкам, оставляем конец проволоки равный длине морковки. У основания листочков закрепляем оранжевую проволоку, закрепив ее по кругу.
7. Формируем морковь. Закручиваем проволоку вниз по спирали, если проволока позволяет, можно конец закручивать повторно, поднимаясь к листочкам по спирали.
8. Для того, чтобы морковка была потолще, можно взять дополнительную проволоку и еще раз накрутить по спирали готовую деталь.
9. Конец проволоки прижать к готовой детали.
10. Морковка готова.
Так выглядит морковка с разных сторон:
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Изд.: Перспектива, 2014 г. - 32 с.
Благодарю за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Папье-маше для детей. Мастер - класс Солнце
Кактус из бумажных полосок своими руками для детей 6-7 лет
Праздничные цветы из бумаги. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей 5-6-7 лет
Объемная аппликация для детей старшей группы детского сада. Флаг России пошагово с фото