Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста. Методическое пособие
Обучение детей игре в шахматы (подготовительная группа)
Работая в старшей, подготовительной группе, решили помочь детям лучше подготовиться к школе, обучая их игре в шахматы.
Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Что дает она детям? Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, самовоспитания. В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось, шахматам… Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственного и памяти». Шахматы - это древняя игра, которая способствует развитию интеллекта ребенка. Это настольная логическая игра, в которую играют два оппонента 32 фигурами на 64-клеточной доске, эта игра сочетает в себе элементы искусства, науки и спорта. История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет.
Шахматы - игра, в которую можно играть бесконечно, поскольку богатство ее неисчерпаемо. Здесь нет места случайному везению: побеждает самый умный и смелый, упорный и дальновидный.
Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра, оказывает огромное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают детей к микрострессам, потому что каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Известно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру.
С медицинской точки зрения шахматы очень полезны. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий шахматами он постепенно избавляется от этих недостатков. Как говорил Александр Алехин: “С помощью шахмат я воспитал свой характер”.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
Психологи не раз проводили "чистые" эксперименты. У двух групп детей, примерно одинакового умственного и физического развития фиксировалась определённая единица мышления. С одной из групп проводили занятия шахматами, с другой - нет. По прошествии некоторого времени эту единицу мышления измеряли снова. У первой группы она оказывалась выше.
Словом, польза от шахмат — огромная, а затраты на них — минимальные. На Западе, да и на Востоке, в развитие детского шахматного спорта сегодня вкладываются огромные деньги. Этот интерес лет восемь назад был сильно подогрет опубликованным в прессе докладом ЮНЕСКО о результатах специального исследования о влиянии шахмат на развитие ребенка. В исследовании принимали участие американские научные светила и представители Шведской королевской педагогической академии. Вывод был сделан однозначный — польза от этой игры несомненная. Так что детские шахматы теперь занимают в досуге ребят чуть ли не ведущее место. Вводятся они и как отдельный предмет в школьные программы. Так как эта игра — своего рода уникальная, волшебная “таблетка”, которая показана всем без исключения детям — физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим зрением и с хорошим. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения бороться до конца, не унывать при неудачах.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Цели и задачи:
• Формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы.
• Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур.
• Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения задачи.
• Познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами.
• Учить детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
• Обеспечивать успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной партии.
• Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
Программы для обучения детей в шахмат.
Цель педагога, тренера, работающего с дошколятами и младшими школьниками – заинтересовать ребенка шахматами, помочь ему усвоить основы этой увлекательной игры.
В этом могут помочь шахматные программы. Их достаточно много. Представляет интерес программа обучения, предложенная еще в 1994 году И.Г.Сухиным. Сухин Игорь Георгиевич - председатель комиссии "Шахматы и образование" ДЮК РШФ, член комиссии "Шахматы и образование" РШФ, член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской Академии образования (РАО), член Совета РАО по сравнительной педагогике, руководитель проекта "Шахматы детям" Министерства образования РФ. Данная программа размещена в Сборнике программ общеобразовательных учреждений для начальных классов и рекомендована как основа для обучения в системе детских дошкольных учреждений.
Начиная обучение детей, следует определиться, какие цели мы перед собой ставим, поскольку процесс обучения игре в шахматы можно рассматривать с двух точек зрения: первое, как процесс развития интеллекта ребенка и, второе, как собственно процесс обучения игре. Программа, предложенная И.Г.Сухиным, рассматривает обучение игре в шахматы как развивающий процесс. При этом следовало учитывать психофизиологические особенности столь юного возраста обучаемых. У детей в таком возрасте отсутствует сознательная мотивация к обучению, и принцип может быть только один – должно быть интересно.
Лучше всего для этого подойдет программа «Динозавры учат шахматам».
Данная игра позволяет обучать как группу детей, так и в индивидуальном порядке.
В данную игру может играть ребенок от 4 до 8 лет. Игра очень эффективна для обучения. Она помогает достичь базовых знаний. Хороший и добрый учитель - веселый Динозавр - познакомит ребенка с основными правилами игры в шахматы, с шахматными фигурами, их ценностью и ходами, расскажет, как делать рокировку, что такое пат и мат, а также даст ценные советы, как все-таки стоит начинать партию. Пройдя ее, ребенок знакомится с шахматной доской, с названиями и ходами фигур, основными шахматными понятиями. Узнает основные принципы игры в начале партии. Главным достоинством данной программы является то, что ребенок может свои знания применять на практике, играя с динозаврами (с компьютером). Для психологической поддержки ребенка на первых уровнях ему дается перевес. Таким образом, подобный метод позволяет преодолеть страх малыша перед игрой. Всего в программе шесть уровней. При прохождении всех шести ребенок достигает уровня 5-4 разрядов по шахматам. После каждого занятия детям дается практическое задание в игровой форме. При прохождении каждого задания герой, которым играет малыш, подрастает. Это очень важный момент в игре. Все дети мечтают быть взрослыми и всячески стараются копировать их поведение. А желание подрасти, то есть стать взрослым мотивирует ребенка играть дальше. В игре ребенок растет, чтобы победить динозавра. Данное отступление от занятий дает малышу возможность отдохнуть от тренировки и наглядно увидеть результат своего труда. Все преподаватели, использующие эту игру, отмечают ее эффективность и высокую мотивацию ребенка продолжать играть в шахматы. При использовании этой игры важен принцип постепенности. Эту программу можно бесплатно скачать в интернете.
Обучение игре в шахматы входит в образовательную область «Познавательное развитие». Основные направления психолого-педагогической работы области «Познавательное развитие» связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
Формы организации образовательного процесса по разделу «Обучение игре шахматам».
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
Форма и методы проведения:
Основным элементом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение сказок и т.д. Обучение игре в шахматы происходит в едином процессе ознакомления детей с историей происхождения шахматной игры, с художественным творчеством, художественной литературой. Досуговая деятельность способствует приобщению детей дошкольного возраста к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального темпа обучения. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Проведение занятий предполагает работу с подгруппами из 8-10 детей. Продолжительность занятия в группах общеразвивающего направления от 4-х до 5-ти лет - 20 минут, от 5-ти до 6-ти лет 25 минут, от 6-ти до 7-ми лет - 30 минут.
Ведущей формой является индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям.
Структура занятия по обучению игре в шахматы:
1.Повторение пройденного материала.
2.Новый материал.
3.Закрепление нового материала.
4.Итог занятия.
Ориентироваться в процессе обучения шахматам следует на детей, которые усваивают медленнее материал, такой подход позволяет, обучит всех детей. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
• Практическая игра.
• Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
• Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
• Участие в турнирах и соревнованиях
В чем особенность и ценность занятий по обучению игре в шахматы?
1. Структура занятий приближена к обычным занятиям, проводимых в детском саду, что делает процесс обучения понятным как для педагога, так и для детей.
2. Через все занятия прослеживается тесная межпредметная связь ( особенно с математикой, окружающим миром, развитием речи).
3. Использование технологии развивающего обучения в учебном процессе позволяет обеспечить целенаправленное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
4. Установление отношений учебного сотрудничества в процессе обучения.
5. Использование в учебном процессе приемов, способствующих лучшему запоминанию учебного материала: схематизация основных понятий; включение эмоционально насыщенного материала, творческих заданий.
Занятия по обучению игре в шахматы способствуют развитию всех каналов восприятия. Согласно психологическим исследованиям, каждый человек по-разному воспринимает и запоминает информацию, поступающую к нам из окружающего мира. Так, психологи выделяют три основных типа восприятия - зрительное, осязательное и слуховое. Людей с тем или иным типом восприятия называют визуалами, кинестетиками и аудиалами. У них свои особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая. Кинестетик помнит общее впечатление, запоминает двигаясь. Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. Именно обучение игре в шахматы естественным образом позволяют строить занятия так, чтобы каждый обучающийся мог видеть, слышать, чувствовать.
6. Использование мнемотехники, с одной стороны, делает занятие увлекательным, с другой – облегчает процесс запоминания информации. Мнемотаблицы (схемы) особенно эффективны при разучивании шахматных фигур. Суть заключается в следующем: на каждое предложение или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь рассказ о шахматной фигуре зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит рассказ целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Кроме этого мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.
С помощью специально разработанных дидактических заданий и мини-игр становится возможным достижение решения сразу нескольких задач:
• Познавательную — расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, действовать в «уме», предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает аналитико-синтетическую деятельность, логическое мышление, суждения, умозаключения, изобретательность.
• Воспитательную — вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность, самостоятельность, гибкость и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
• Эстетическую — обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
• Физическую — побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
• Коррекционную — помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Обучение детей игре в шахматы проходило в тесном сотрудничестве с родителями. Родителей мы тоже знакомили с шахматной игрой. Для этого разработали консультации «Почему полезно учить детей играть в шахматы?», «Шахматы для детей», «Родителям об игре в шахматы» и др. Заинтересовавшись игрой, они стали чаще играть с детьми. Шахматы сблизили детей и родителей.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Дети получат огромное удовольствие от процесса игры, занятия шахматами станут одной из самых любимых интеллектуальных игр наших воспитанников.
Требования к результатам освоения раздела «Обучение игре шахматам» в старшей группе: К концу учебного года дети должны знать:
• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,
• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятия каждой фигуры. К концу учебного года дети должны иметь представления об игре
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
• правильно помещать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
• решать элементарные задачи на мат в один ход.
Критерии педагогической диагностики по разделу «Обучение игре шахматам» старшая группа
0 БАЛЛОВ — (крайне редко) – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.
• ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
• Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.
• Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
• Не умеет записывать шахматные партии.
1 БАЛЛ – (иногда) – характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка.
• ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
• Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
• Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
• Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения.
• Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
2 БАЛЛА – (часто) – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.
• Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»
• Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку.
• Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.
• Знает, различает и называет шахматные фигуры.
• Знает ходы шахматных фигур и их отличия.
• Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур.
• Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.
• У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение.
• Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число.
• Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук.
• Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.
• Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.
• У ребенка развито логическое мышление.
Маршал Советского Союза Конев И.С. сказал: «На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других качеств человеческого характера".
Известный русский педагог В.А.Сухомлинский, который намного раньше других осознал воспитательную роль шахмат для детей, считал так: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Эта игра дисциплинирует, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы с самого раннего возраста должны войти в жизнь детей, как один из элементов умственной культуры».
Логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели специальные учебники. Шахматы учат детей логически мыслить и рассуждать. Во время партии шахматист на каждом ходу решает сложную проблему выбора, пытаясь понять какой ход из целой цепочки примерно альтернативных продолжений является лучшим. В какой-то момент, основываясь на собственных знаниях и интуиции, ребенок должен будет принять волевое решение – выбрать из многих альтернатив единственную и быть готовым нести ответственность за свое решение.
Участвуя в шахматных турнирах и совершенствуясь, ребенок вырабатывает в себе целый комплекс жизненно необходимых качеств, у него появляется свой собственный игровой почерк, не похожий на других стиль, а также важнейшие качества, которые будут помогать на протяжении всей последующей жизни: спортивный характер, воля к победе и стойкость перед лицом меняющихся обстоятельств.
Поэтому шахматы учат ребенка не только логическому мышлению, но и умению принимать самостоятельные решения. В ребенке также вырабатывается уверенность в себе и своих силах, так как во время игры он может полагаться только на свои собственные навыки и мастерство.
Шахматы учат мыслить комплексно.
Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба. Комплексно мыслить должен уметь каждый руководитель и, тем более, политический и государственный деятель.
У детей, играющих в шахматы заметно повышается успеваемость.
После многих лет наблюдения, профессор МГУ Наталья Талызина высказала такое мнение: “Дети и шахматы нашли друг друга. У детей, играющих в шахматы, повышается успеваемость по всем предметам и заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными”.
Скачать Обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы