Творческий конкурс для педагогов «Жаркое лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формы и методы воспитательной работы во внеурочной деятельности

Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе
Формы и методы воспитания - это способы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива . Для того чтобы определить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе необходимо дать понятия этим определениям.
Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение воспитательных задач; это конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с педагогом. Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.
Говоря простым языком метод - это способ организации достижения цели, а форма каким образом организована деятельность. В процессе воспитания чаще всего, задействован не один метод, а группа методов, потому методами воспитательной работы следует считать определенную систему действий, направленных на достижение поставленной цели. Так же выбор метода зависит: от специфики общественно-воспитательной среды, возраста воспитанников, индивидуально-типологических способной учащихся, уровня воспитанности коллектива.
В деле формирования хореографического коллектива и качеств личности каждого его члена, воспитательные методы опираются на общепедагогические цели, которые в каждом конкретном случае требуют применения определенного метода воспитания или комплекса методов. Комплекс методов в хореографическом воспитании (рис.3) обычно связывается с методами формирования хореографического коллектива, методами формирования сознания и стимулирования деятельности членов хореографического коллектива.

Методы формирования хореографического коллектива в практике воспитания имеют первостепенное значение. Самыми популярными являются дисциплина, самообслуживание, соревнование, самоуправление.
а) Дисциплина. Это основополагающий метод организации хореографического коллектива, несоблюдение которого ведет к нарушению профессионального ориентирования и даже к травматизму, профессиональной непригодности. Поэтому дисциплина в хореографическом коллективе воспринимается как формирование: культуры взаимоотношений его членов и полезных традиций и привычек. Формируется дисциплина путем выработки соответствующих требований (норм и правил внутреннего распорядка) и путем предъявления этих требований друг другу. Предъявлению требований всегда предшествует разъяснительная работа, использование методики убеждения, но единство требований и требование, как метод, приоритетно при формировании дисциплины и хореографического коллектива. Актуальность хореографического искусства в системе средств гармоничного развития растет в связи с заострением проблем воспитания целостной личности.
б) Требования. Характер деятельности членов хореографического коллектива позволяет поделить требования, связанных с формированием дисциплины. Моральные требования – это нормы и правила отношения к искусству хореографии вообще, своим товарищам, коллективу и своим обязанностям в коллективе. Деловые требования – это производственные нормы и правила, связанные с выполнением хореографической техники, соблюдением безопасности труда. В хореографической практике оба вида требований имеют одинаковую значимость, так как тесно взаимосвязаны: «не ленись» (моральное требование), «не останавливайся в середине танца, - можешь столкнуться с Иваном, покалечишь его и себя» (деловое требование). Данное требование обусловлено влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям .
в) Самообслуживание – метод организации хореографического коллектива, позволяющий сформировать у его членов заботу о сохранении и умножении общественного достояния, создать наиболее благоприятные условия жизни и труда в хореографическом коллективе
г) Соревнование – метод, корректирующий трудовую деятельность, а значит и организацию хореографического коллектива. Соревнования в хореографическом коллективе – это: стимулирование индивидуального и коллективного успеха и формирование ревностного отношения к делам хореографического коллектива. Атрибутом соревнования всегда является: учет, сравнение результатов деятельности, поощрение участников соревнования.
д) Самоуправление – метод самоорганизации хореографического коллектива, позволяющий формировать у его членов отношения взаимной ответственности и организаторские качества. Форма самоуправления хореографического коллектива определяется рядом факторов: структурой коллектива; содержанием его деятельности; организационным опытом его членов.
Методы формирования сознания членов хореографического коллектива в практике хореографического воспитания связаны с методами убеждения: информацией, поиском, дискуссией, взаимным просвещением.
а) Информация – это основополагающий метод убеждения в хореографическом коллективе, обеспечивающий передачу тех или иных сведений членам коллектива стимулирование интереса к новому знанию, потребности в овладении им. Танец, в свою очередь, влияет на формирование и развитие способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни, способствует активному творческому росту ребёнка, формированию потребности в совершенствовании окружающего мира с учётом гуманистических идеалов, ценностей и норм поведения .
Основополагающие функции метода в хореографии сродни функциям первооткрывателя – ознакомление с новыми идеями, фактами, какими – либо сведениями, составляющими основу содержания хореографического обучения и воспитания. Главное средство метода – живое слово и личный пример, используют методы словесные (например, рассказ), методы наглядные (например, демонстрация видеофильма), методы практические (хореографический показ).
б) Поиск вовлекает участников коллектива в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации. Наиболее типичными этапами поисковой деятельности являются:
- определение цели – результата и объекта поиска, а так же конкретизация ближних целей – задач.
- сбор материала.
- обработка и систематизация собранного материала.
- оформление этого материала и дальнейшее его использование.
Искусство как сфера эстетического является важнейшим источником сохранения и изучения духовного опыта предшествующих поколений, средством приобщения человека к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, выступающих содержанием произведений искусства, через собственный внутренний опыт, через личностное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводя ребенка в контекст культуры человеческих отношений .
в) Дискуссия, как и соревнование, относится к корректирующим методам, но является не методом формирования хореографического коллектива, а методом убеждения обеспечивающим вовлечение членов коллектива в обмен мнениями, способствующим развитию нравственно – эстетических представлений, формирующим самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов.
г) Взаимное просвещение, как и самоуправление, является методом самоорганизации, но методом самоорганизации не хореографического коллектива, а убеждения. Этот метод: формирует у членов хореографического коллектива потребность пропагандировать свои знания, взгляды, убеждения; находит место реализации в хореографическом коллективе и за его пределами. При применении этого метода хореографический коллектив становится субъектом воспитательной работы, а его руководитель играет роль консультанта. Как отмечает Марченко С. Е.: «надо признать, что продвинутыми педагогами страны многие такие формы уже найдены, апробированы и ситуативно внедрены» .
Методы стимулирования членов хореографического коллектива.
а) Требование – не только исходный метод формирования хореографического коллектива (в частности его дисциплины), но так же исходный метод стимулирования деятельности его членов. В практике хореографического коллектива обычно встречаются прямые и косвенные требования, так как главное – формировать нравственные и ценностный установки личности .
Прямое требование – это непосредственный катализатор какого – либо действия, поступка. Оно позитивно, так как конкретизирует, определяет поступок члена хореографического коллектива, не запрещая какие – либо иные действия. Содержание данной формы требования всегда однозначно, конкретно, излагается в форме инструкции.
Косвенное требование – это влияние осуществляется через психологические факторы: чувства, переживания члена коллектива («данное па в твоем исполнении будет выглядеть лучше, если…»). Форма косвенного требования, чаще всего, проявляется как просьба, одобрение, совет, реже – как осуждение, выражение недоверия.
б) Перспектива. Целью этого метода является стимулирование полезных для этого коллектива действий и поступков его членов. Реализуется выдвижением руководителя увлекательных целей (перспектив), в расчете на их трансформацию в личные стремления и желания членов коллектива. Перспектива, в зависимости от ожидаемого результата, может быть близкой, средней и дальней. Близкая перспектива – ближайшая цель, чаще всего, легко достижимая, потому и радостная, оптимистическая. Это предвкушение радостного события: посещение театра, встреча с другим хореографическим коллективом, просмотр видеофильма и т.д. Средняя перспектива – это удаленная во времени цель, достижимая (но не в ближайшее время), оптимистичная и деловая (так как требует решения проблем ближних целей - перспектив). Это может быть ожидание: вечера – ритуала «Посвящение в хореографы», предстоящего концерта, каникул и т.д.
Дальняя перспектива – это судьбоносная, очень отдаленная, трудно достижимая, а иногда недостижимая цель. Она может быть представлена как цель всей жизни или как ее составная. Педагог должен найти такие методы и приёмы, которые побуждали у детей желание создать «произведения искусства» собственными руками (рисовать, лепить, украшать, мастерить и т. д.) .
в) Поощрение и наказание – это корректирующие методы педагогического стимулирования, обеспечивающие поддержку полезной деятельности и торможение нежелательной деятельности членов хореографического коллектива. Эти два метода неразрывно связаны и являются двуединством метода педагогического стимулирования – коррекции. Методом коррекции в основном пользуется педагог.
г) Общественное мнение – метод самоорганизации стимулирования деятельности членов хореографического коллектива, предполагающий обеспечение поддержки и развития полезной для коллектива деятельности и опубликование врожденных или приобретенных нравственных проявлений личности членов коллектива. Реализуется посредством достижения перспектив, обусловленных выполнением норм и правил жизнедеятельности хореографического коллектива в целом.
В объеме деятельности руководителя хореографического коллектива воспитательная работа занимает большое место, ибо представляет собой огромное поле одновременного воздействия на большие группы участников хореографического коллектива. Содержание воспитательной работы, как и любое содержание, выражается через форму.
На современном этапе истории культуры общество создает все более широкие условия для эстетического воспитания и самовоспитания не только в рамках социальных институтов, но также и в среде повседневного существования человека .
Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы. Мы отметили лишь некоторые из них, действующие во всех видах их совместной деятельности и являющиеся наиболее распространенными. Значение формы мероприятия, имеющего воспитательный характер огромно. Неудачная форма может исказить содержание, предать проблематике какого либо воспитательного мероприятия даже противоположный характер. Удачно выбранная форма воспитательной работы сплачивает членов коллектива, удовлетворяет их потребности в общении, способствует развитию их творчества, инициативы и самостоятельности.

Список литературы
1. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1/ В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206 с.
2. Титова Е. В. Если знать, как действовать. —М.: Просвещение, 1993.
— С. 103.
3. Щугарева И. Н. Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии / Дис. на соиск. степени канд. пед. наук. – Таганрог, 2009. – 217 с.
4. Паршук С.М., Драган А.О. Роль хореографии в гармоничном
развитии младших школьников // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8 – С. 185-186.
5. Симонкина Ю. С. Эстетическое воспитание студентов в образовательном процессе ВУЗа // Педагогические науки. - Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2011. - № 1-1. - С. 183-187.
6. Мясникова В. В. Эстетическое воспитание детей средствам хореографии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. - № 7. – С. 318-323.
7. Гончарова О. В. Использование художественно-эстетических средств
в духовно-нравственном воспитании дошкольников // Грани познания. – 2014. - № 2(29). – С. 28-31.
8. Марченко С. Е. Эстетическое воспитание детей и подростков как педагогическая проблема // Наука и современность. – 2010. - № 5-1. – С. 350-353.
9. Пайдуков Д. В. Эстетическое воспитание как педагогическое явление // Наука и бизнес: пути развития. – 2013. - № 13. – С. 18-21.
10. Жданова Л. У. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Соицосфера. – 2013. - № 52. – С. 64-66.
11. Харитонова А. М. Эстетическое воспитание школьников в условиях современной культуры // Перспективы науки. – 2014. - № 4. – С. 26-29.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание. Методы и задачи

Похожие статьи:

Формы внеклассной работы в начальной школе

Воспитательная работа в начальной школе

Воспитание детей. Воспитываем эстетов (Методы воспитания в Афинах)

Роль эстетического воспитания в структуре педагогического процесса
Опубликовано: 2004 дня назад (14 февраля 2017)
Просмотров: 3402
0
Голосов: 0
Кристина # 14 февраля 2017 в 18:09 0
Хорошая статья. Систематизированы методы воспитательной работы в творческом коллективе. Подробно и ясно описан каждый метод. Иллюстрация, наглядно показывает содержание работы. Представлены общие методы педагогики, которые используются хореографами.
Кристина Константиновна Юркевич # 14 февраля 2017 в 18:16 0
Данная работа будет полезна для написания курсовых и дипломных работ. Полный список литературы, проработано много материала. Хорошо проанализирована часть методов воспитательной работы в творческом коллективе. Спасибо автору, материал пригодится для написания диплома.